Внеклассное мероприятие Химия — наука чудес (для 6-7 классов)
МОУ Троицко-Сунгурская средняя общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие
для учеников 6,7 классов
« Химия – наука чудес»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Разработку подготовила
Кривова Лилия Алексеевна
учитель биологии и химии
2014г.
Внеклассное мероприятие по теме « Химия – наука чудес!»
Цель мероприятия: пробудить у обучающихся 6, 7 классов познавательный интерес к химии, развить творческие способности учащихся, стимулировать самостоятельное изучение нового предмета.
Оборудование и реактивы: в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Как вы думаете, какой предмет изучают в этом классе? Правильно, химию! Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. В следующем учебном году, а у учеников 6 класса через два года в вашем расписании уроков появится еще один предмет – химия. Ваша роль, шестиклассники и семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука – химия, хочется ли вам ее изучать? Конечно, в химии, как и в любой другой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но, трудно да интересно – это все, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум не находился в праздности и лености, а постоянно трудился и трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один-единственный вопрос, и вы на него ответите. А теперь приступаем к чудесам!
Ведущий 1: Ребята, химия - наука очень интересная. Она старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.Ведущий 2: Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.
Ведущий 1: Химию называют наукой чудес. Чудесные превращения предлагают вам посмотреть ребята 8 класса, мы уже изучаем предмет «Химия». Придет время и вы, также, сможете проводить такие интересные и занимательные опыты.
Ведущий 2: Но как настоящие химики можем вам сказать, что начинать опыты нельзя без знания правил техники безопасности. Вот с ними мы сейчас вас и познакомим.
Старуха Шапокляк Подождите, подождите! А меня почему не пригласили? Я ведь ого-го какой химик!!!! Без меня-то вы точно не обойдетесь!!!
Ведь прежде чем приступать к химическим чудесам, нужно обязательно вспомнить правила техники безопасности. Сейчас я вам их напомню.
Если хочется в пробирке
Все скорей перемешать,
То закрой пробирку пальцем
И сильнее потряси.
Если пальцев станет меньше –
Не грусти и не рыдай:
Ну и что, что стало девять?
Девять все-таки не семь!
Если вдруг ты на спиртовке
Нагревать чего-то хочешь,
Смело действуй, направляй
Свою пробирку на соседа.
Если выброс из пробирки
Вдруг нечаянно случится,
Пусть сосед идет лечиться.
Главное, что ты здоров!
Если хочешь ты понюхать
Незнакомый порошок,
То немедленно всем носом
Зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай,
А потом свои полноса
Доставай и так живи,
Главное – вот так понюхать
Сможешь ты еще разок!
Если есть в пробирке жидкость,
Не известная тебе,
То ее ты смело пробуй.
Кисло – значит, кислота.
Горько – это значит щелочь
Или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба
Для тебя последней будет?
Зато жил ты как герой!
Ведущий 1: Нет-нет! Эти правила нам не подходят! Никогда не делайте так, как сказала старуха Шапокляк! У нее и по химии в школе двойка была. А вот о правилах безопасности в кабинете химии нам расскажет ______________________________.
(правила техники безопасности, презентация)
Ведущий 1:
Хоть чудес на свете нет. Химия дает ответ. «Чудеса на свете есть. И, конечно, их не счесть!» Мы вам несколько покажем И, конечно, все расскажем
(Опыты-чудеса выполняются ученики8 класса)
Опыт 1. «Вода – сироп-молоко – газированная вода»
Для опыта: вода, карбонат натрия, бария хлорид, метилоранж, серная кислота
2 ученик Жарко здесь, хочу я пить. У кого б воды спросить?
3 ученик Я бы выпил очень много газировки без сиропа!
4 ученик Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
( Входит 5 ученик, в руках у него большая колба с жидкостью )
5 ученик Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы.
(Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены раствор хлорида бария(1), пустой(2), гидрокарбонат натрия (3), гидрокарбонат натрия с метилоранжем(4). 5 ученик из колбы наливает каждому в стакан разбавленную серную кислоту.)
5 ученик Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко. Но чтоб не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя!
Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
2 ученик А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.
3 ученик У меня в стакане сода.
4 ученик Вместе с ней метилоранж.
1 ученик В моем бария хлорид.
5 ученик Ясно, что в колбе была серная кислота.
Опыт 2. «Разжигание костра «водой»
Для опыта: асбестовая сетка, деревянная стружка, перманганат калия, серная кислота, спирт, пластилин.
6 ученик: В чудесах химических, я уже остер, без огня и спичек разведу костер.
На асбестовой сетке лежит деревянная стружка. Посередине «костра» незаметно в фарфоровой чашке, закрепленной пластилином находится смесь марганцовки и концентрированной серной кислоты. Ученик смачивает ватку «водой» (спиртом) и капает на стружку. «Костер» вспыхивает и горит. Я открою вам секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятана здесь зажигательная смесь.
Опыт 3. «Реакции с индикаторами»
7 ученик делает опыт с метилоранжем, лакмусовой бумагой и фенолфталеином.
Для опыта: в три сосуда налить кислоту, щелочь, воду ( в двух экземплярах). Метилоранжевый индикатор, фенолфталеин, лакмусовая бумага.
У меня спокойный опыт, без огня и пламени (показывает фенолфталеин). Не страшны кислоты мне, даже очень сильные, но в растворах щелочей становлюсь малиновым (проделывает опыт с фенолфталеином). Ярче сока всех малин индикатор фенолфталеин.
В щелочах я очень жёлтый (капает в стакан со щелочью), а в кислотах очень красный (капля в стакан с кислотой), среде нейтральной - цвет оранжевый (капля в стакан с водой), прекрасный. Индикатор я очень важный. А зовусь я Метилоранжевый.
7 ученик делает опыт с бумажкой универсального индикатора. Эта жёлтая бумажка (показывает на лакмусовую бумажку) всё укажет без труда, посинеет в колбе щёлочь, покраснеет кислота. Коль нейтральная среда, не изменит цвет она. Мы за эти указания зовём Лакмусовой ее.
Опыт 4. «Волшебная палочка»
Для опыта: свечка (обернута красивой бумагой), перманганат калия, спирт, серная кислота.
8 ученик: Ребята, вы, наверное, знаете, что у любого волшебника есть волшебная палочка. Вот такая палочка есть и у нас. Она может даже зажигать свечи. Посмотрите сами.
На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H2SO4.
Опыт 5. «Несгораемый платок»
Для опыта: платок, вода, ацетон, щипцы, спички.
9 ученик: Ребята, как вы думаете, ткани горят? А вот я вам докажу, что сейчас зажгу этот (показывает носовой платок) платок и он ничуть не пострадает. Вот посмотрите сами.
Смачивают платок сначала водой, немного отжимают, а затем ацетоном. Берут платок щипцами, поджигают его и, когда пламя охватит весь платок, начинают вращать его по кругу, пока не прекратится горение. Ацетон сгорает, а платочек, смоченный водой, цел и невредим.
Опыт 6. «Заживление раны»
Для опыта: «йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, нож на подносе, вата.
ученики 10 (ученик 11 является ассистентом): Вот ещё одно развлечение. Кто даст руку на отсечении? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения (Приглашают семиклассника) Оперируем без боли, правда будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, Дайте йод! «Йодом» смочим всё обильно, чтобы было всё стерильно. Не вертитесь пациент. Нож подайте, ассистент.
Делаем ножом «разрез, течёт «кровь». Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течёт, а не вода, но сейчас я вытру руку, от разреза нет следа.
Опыт 7. «Фотография»
Для опыта: фенолфталеин, щелочь, сульфат меди, раствор аммиака, стеклянная палочка, чистый лист бумаги.
12 ученик Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото (приглашает кого-нибудь из семиклассников). Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись – это обязательно.
12 ученик Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.
12 ученик Здесь в работе помогал нам знакомый индикатор (показывает снимок).
(фотография заранее нарисована раствором щелочи, сбрызгивается фенолфталеином)
Опыт 8. «Замерзни»
13 ученик и помощник: На обычную картонку наливается вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда (приглашает кого-нибудь из семиклассников). Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до десяти, а ты все палочкой крути (медленносчитает, чтоб стакан успел примерзнуть. В опыте к талому снегу добавляют нитрат аммония).
13 ученик О, чудо, посмотри, примерз стакан химический!
Опыт 9. «Дым без огня»
Для опыта: 2 цилиндра, 2 стекла, гидроксид аммония, соляная кислота.
14 ученик: Вы слышали русскую пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное, вы увидите дым, но при этом я ничего поджигать не буду.
Ученик берет два «пустых» цилиндра, закрытых стеклами. Убрав стекла, совмещает их отверстиями. Появляется густой белый дым. Один стакан был смочен 25% раствором NH4OH, а другой – концентрированной HCl.
Опыт 10. «Радуга»
Ученик 15: А сейчас мы получим химическую радугу.
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);2- раствор хромата калия подкисляем H 2SO 4 (оранжевый цвет); 3- раствор хромата калия (желтый цвет); 4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); 6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); 7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).Примечание.Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций.
Опыт 11. «Вулкан»
Устанавливает на столе готовую модель вулкана из пластилина, зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку.
Ученик: А сейчас друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане. Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи. (Прикасается нагретой палочкой к вулкану. Начинается «извержение вулкана») Вам запомнится надолго это извержение. Тип реакции какой? Реакция разложения.
На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эта картина напоминает по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если бихромат смешать с набольшим количеством опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскаленные камни» ( (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O)
Опыт 12. Жар – птица»
Ученик Сказку вспомните сейчас про конька, про горбунка. Там жар-птицыно перо Ване счастье принесло. Пришло время подивиться, как горит перо жар-птицы.
(Для опыта приготовьте концентрированные растворы различных солей азотной кислоты, в которых смочите полоски фильтровальной бумаги. При подсушивании полосок посыпьте их кристалликами тех же солей. Высушенный полоски укрепите на металлическом стержне, придайте им форму развесистой пальмы. При одновременном поджигании полосок «бумажный фонтан» горит разноцветными огнями, соответствующим данным катионам: литий – малиновым, натрий – желтым, кальций – кирпично-красным, барий – желтовато-зеленым. Различные цвета пламени можно показать при сжигании хлоридов в спирте)
Ведущий 1. Наше время истекло.
Ведущий 2. Мы вам показали немного того, что умеем делать.
Ведущий 1. Этому и многому другому вы научитесь, если с увлечением будете изучать интересную науку – химию.
Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!
Заголовок 115