Внеклассное мероприятие конкурс занимательная физика для обучающихся 7-8 классов


Внеклассное мероприятие
Конкурс "Занимательная физика"
для обучающихся 7-го класса
ПОДГОТОВИЛ:
учитель физики
МКОУ Кучеряевской ООШБутурлиновского района
Воронежской области
Светличный Геннадий Иванович
2014-2015 г.
Цели мероприятия:
Образовательная: формировать умение активизировать и планировать, объяснять физические опыты и явления.
Развивающие: развивать умение систематизировать и обобщать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.
В проведении конкурса принимают участие 2 команды по 3 человек из 7- 8 классов. Остальные учащиеся − болельщики и ассистенты.
1 – ведущий.
Вам надоело скучно жить.И надоело всего боятся?Тогда вам можем предложить Делом полезным заняться.Вы верите в мистику и всякую ерунду, Боитесь вы грома, боитесь грозу,Вам страшно, кода начинается дождь,
2 – ведущий.
Но вы не отчаивайтесь,Мы можем помочь!Не стоит ходить к шаманам, магистрам, Не стоит целителей вам навещать,Совет наш прост – не нужно бояться,А лучше физику начать изучать.
1 – ведущий. Начинаем конкурс “Занимательная физика”.
2 – ведущий. А, знаешь, почему сегодня здесь так много народа?
1 – ведущий. Потому, что ребята пришли сюда, чтобы расширить свои познания в области физики, показать свои знания и умения участвуя, в конкурсах. Представляю жюри конкурса.
2 – ведущий. Сейчас я попрошу команды выйти на сцену и представится.
Проводим первый конкурс “Давайте познакомимся” (команды озвучивают свои названия и девизы). Жюри оценивает выступление участников конкурса (по 5-ти бальной шкале).
1 – ведущий. Второй конкурс - “Разминка”. Каждой команде будет задано по несколько вопросов. Если команда не отвечает, право ответа передается другой команде. Каждый вопрос оценивается в один балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает. Оценивается не только правильность, но и обоснованность ответа.
2 – ведущий. Чтобы определить, какая команда начнет игру, отгадайте загадку. Кто первый отгадает тот и начинает.
На стене висит тарелка,По тарелке ходит стрелка.Эта стрелка наперед Нам погоду узнает. (Барометр)
1 – ведущий. Второй начинает команда, отгадавшая вторую загадку.
Две сестры качались, правды добивались,Когда добились, то остановились. (Весы)
2 – ведущий. А, теперь вопросы для команд.
Почему приходится прилагать огромное усилие, чтобы вытащить ногу, увязшую в глине или болоте? (На нее сверху действует атмосферное давление, под ногой давление мало)
1 – ведущий. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может его сдвинуть с места. Почему? (На тело действует архимедова сила, вязкое трение меньше сухого.)
2 – ведущий. Почему жир всплывает в супе? (Плотность жира меньше плотности супа)
1 – ведущий. Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов? (По закону Паскаля давление в жидкости передается одинаково по всем направлениям)
2 – ведущий. Можно ли тушить горящий керосин, заливая его водой?(Нет, плотность керосина меньше плотности воды)
1 – ведущий. Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости? (Да, если на корабле давление равно атмосферному)
2 – ведущий. Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной или горячей водой? (Плотность холодной воды больше, масса пропорциональна плотности, следовательно, масса холодной воды больше)
1 – ведущий. Что произойдет с всадником, если женщина “коня на скаку остановит”? (Вылетит из седла по инерции)
2 – ведущий. Почему нельзя кулаком разбить толстую доску, а ребром ладони можно? (Чем меньше площадь опоры, тем большее давление производит сила)
1 – ведущий. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему?(Происходило уменьшение молекулярных слоев статуи)
2 – ведущий. Может ли слабый перетянуть сильного за руку? (Да, если сила трения между подошвами и полом будет больше у слабого, чем у сильного).
1 – ведущий. Какую клюшку легче сломать длинную или короткую и почему? (Длинную, по правилу рычага, чем больше плечо, тем меньше приложенная к нему сила)
Просим жюри подвести итоги конкурса.
Третий конкурс “Занимательные опыты”. Задача участников объяснить увиденное.
2 - ведущий. 1 опыт.
На лист поставить гирю и тянуть за бумагу до края стола, после чего резко дернуть в горизонтальном направлении. Объясните явление.
Ответ. Гиря перемещается вследствие силы трения, существующей между дном и бумагой. Эта сила, однако, недостаточна, чтобы сообщить ему такое же ускорение, которое получает бумага, когда мы ее резко дергаем, и гиря остается на краю стола.
1 – ведущий. 2 опыт.
В бутылку с широким горлышко опустить зажженную бумажку и быстро закрыть горлышко круто сваренным очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки. Объяснить явление.

Ответ. Пламя нагревает воздух в бутылке. Когда бутылку закрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.
2 – ведущий. 3 опыт.
Как взять монету со дна тарелки с водой, не намочив рук?

Ответ. Зажгите бумажку, положите ее горящей внутрь стакана Рисунок 2 и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки под действием атмосферного давления.
1 – ведущий. 4 опыт.
Возьмите парафиновую свечу. На нижнем конце закрепите небольшой грузик  и  опустите ее в стеклянный сосуд с водой. Свеча должна плавать, как поплавок (см. рис). Верхний конец с фитилем чуть выступает над водой. Как долго будет гореть свеча? Наблюдайте за горением свечи. Она горит до конца.  Как объяснить это явление? 

Ответ. Кажется, что пламя зальется водой и свеча быстро погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и всплывает.
Жюри подводит итоги конкурса.
2 – ведущий. Четвёртый конкурс. “Озвучение фрагмента”.
Когда-то, на заре своего появления кино было немым. Участникам команд необходимо озвучить немые фрагменты видеофильма, в которых речь идет о физических явлениях. Оценивается грамотность, научность, артистичность выступления. Представителей команд просим подойти для проведения жеребьевки. (Первая команда, вторая команда).
1 – ведущий. Просим уважаемое жюри подвести итоги четвёртого конкурса (по 5-ти бальной шкале), и общие итоги выступлений участников, поделиться своими впечатлениями о конкурсе.