Воспитательная система класса «Творчество — залог успеха»
Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.А. С. Макаренко.
4 «В», общеобразовательный класс, создан в сентябре 2004г.
Кубрякова Наталья Станиславовна,
учитель начальных классов, заместитель директора по УВР,
образование высшее, педагогический стаж - 14 лет,
высшая категория «учитель начальных классов», руководитель 1 квалификационной категории, продолжительность работы с данным классом -3года.
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.Учитель начальных классов выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, вторая - воспитателя, то есть - классного руководителя. Хотя роль классного руководителя - вторая, но на самом деле - это безграничный труд, который занимает больше времени, чем первая. Ведь родители доверили мне ребёнка, беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но и в тоже время он уже ощущает телом и чувствует душой, что в школе его ждут: общение, дружба, соперничество, труд. И я считаю, моё дело целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души. И если учитель не только организует жизнь своих учеников, но и сам живёт этой детской жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.
Школа начинается с любви. Если я научу ребёнка любить, я научу его всему. Поэтому надо создать такие условия, где ребёнку будет хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Ребёнка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество.
Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Школа (класс) - это мастерская, где воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры, традиции, нравственность. А это значит поиск нового смысла жизни и новых форм жизни, идеала добра, любви, правды, красоты.
Личность формируется и развивается в действительности. И чем богаче и содержательнее будет организованная учителем деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на становление социально ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности. В том числе в труде, творчестве, общении.Дети должны уметь любить мечтать, а мы, взрослые - должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта - это колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра её предстоит утверждать детям.
Моя система воспитательной работы построена по модели Е.Н. Степанова, которая включает следующие разделы: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
При составлении краткой психолого-педагогической характеристики класса использована примерная схема, предложенная психологом Дюкиной О.В. в «Дневнике классного руководителя для начальной школы»
1. На 1 сентября 2007-2008 года в 4 « В» классе обучалось 23 ученика,
из них 13 мальчиков и 10 девочек.
Коллектив учащихся разновозрастный:
1996 года рождения-2человека,
1997 года рождения -10человек,
1998 года рождения -12человек
2. Коллектив начал формироваться в 2004году по микрорайону проживания.
Коллектив учащихся класса состоит из учащихся микрорайона школы (18 человек) и 6 человек из микрорайонов других школ города.
3. За время своего становления коллектив претерпел незначительные изменения в количественном составе по объективным причинам.
В течение 2005-2006 года в класс прибыл из школы № 27 Попов Андрей,
в течение 2006-2007года – из гимназии № 2 Алексеев Саша
За время своего пребывания в классе данные учащиеся благополучно адаптировались к новым условиям и к новому коллективу.
За лето 2006-2007г. выбыл из класса - 1человек - Зарубин Кирилл (смена места жительства)
4. В 2006-2007году все учащиеся класса успешно закончили 3 класс:
По результатам 2006-2007года:
Отличников-3человека
(Сарибекян М., Балакишиев А., Муравьева К.)
Хорошистов-16 человек
( Агафонова Я., Алексеев С., Видянова О., Григорян К., Давыдцев В., Калашников А.,,Миногина А., Мхеян А., Насырова Л., Попов А., Петин А., Скородумова П., Чернова А., Эскин А., Ярушкин С., Ястребова А.)
Удовлетворительно-5 человек
(Зарубин К., Кочкин С., Ильин И., Полянин М., Щекотько А.)
Учащихся, окончивших год с одной «3»-3человека
(Ильин И., Полянин М., Щекотько А.)
Успеваемость -100%
Качество -78%
СОУ- 48%
5. С 1 класса на каждого учащегося заведены «Портфолио учащихся», где отслеживаются индивидуальные достижения учащихся в учебной, внеурочной деятельности: мониторинг учебных достижений, уровень развития обобщенных умений, качественная оценка учебной деятельности, индивидуальные достижения во внеурочной деятельности, интеллектуальные особенности, эмоционально-волевая сфера.
Большую работу по заполнению портфолио проводит школьный психолог Газизова Ю.В.
Психологом отслеживается развитие эмоционально-волевой сферы.
По данным психолога учащихся с негативным отношением к школе в классе нет.
По результатам диагностики уровня мотивации учащихся имеющих низкий уровень мотивации в классе нет.
Системная работа в классе, разносторонняя творческая деятельность направлена на развитие личности каждого ребенка
Динамика уровня мотивации учащихся за 3 года.
высокий
средний
низкий
2004-2005
23%
56%
21%
2005-2006
12%
48%
46%
2006-2007
-
46%
54%
6.Большая работа в классе проводится по отслеживанию здоровья учащихся, в классе целенаправленно используются здоровьесберегающие технологии, проводится работа по укреплению здоровья учащихся: через проведение спортивных мероприятий, вовлечение в эту деятельность родителей.
Анализ психофизического здоровья показал, что по состоянию здоровья относятся
к 1 группе здоровья -18человек-78%
2 группе здоровья -5человек-22%
основной - 61%
подготовительной -39%
Требует особого внимания по показателям здоровья Попов Андрей (заболевания нервной системы), с Андреем проводится работа при постоянном содействии психолога центра
«Гармонии» и школьного психолога.
Требуют особого внимания учащиеся, имеющие нарушение зрения и заболевания сердечно-сосудистой системы.
Нагрузка на уроках физкультуры строится с учетом заболеваний учащихся, вводится специальный комплекс упражнений (гимнастика для глаз).
В целях закаливания организма учащихся класс вместе с классным руководителем посещает плавательный бассейн в течение 3 лет, зимой выходят на прогулки на лыжах, коньках.
7. За время своего формирования класс претерпел изменения : появились лидеры, предпочитаемые учащиеся и изолированные учащиеся.
На сегодняшний момент в классе есть формальные лидеры-7 учащихся : командир класса Сарибекян М., победитель городских и школьных турниров по шашкам Балакишиев А., учащиеся, имеющиеся хорошую успеваемость и принимающие участие в жизни класса Муравьева К., Миногина А., Чернова А.,ГригорянК., Видянова О.
Есть и неформальные лидеры-1 ученик - Попов Андрей (имеет хорошие организаторские способности)
В 2004-2005году в классе было 3 изолированных учащихся - Ильин И., Зарубин К., Кочкин С. (причина в неготовности к школе, неумении общаться со сверстниками, низким уровнем мотивации);
в 2005-2006году- к числу изолированных относился -1 человек- Ильин И. (причина в низком уровне адаптации к школе, непринятие его учениками, замкнутость),
а в 2006-2007году изолированных учащихся в классе не стало.
В процессе развития в классе появились микрогруппы:
по интересам (кружки),
по способностям,
по выполнению поручений,
по личным качествам,
по месту жительства.
Такие группы благоприятно влияют на развитие коллектива в целом.
В целом психологический климат в классе благоприятный.
8. Для коллектива 4 «В» класса характерны следующие нравственные качества:
Открытость
Доброжелательность, умение и желание помочь в трудную минуту
устойчивый интерес к учению
гуманность
уверенность
умение согласовывать личное и общественное
заботливость
аккуратность, старательность, искренность, правдивость
умение взаимодействовать с одноклассниками
Ведущий замысел воспитательной системы класса заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, пробуждающей интерес учащихся к потребности стать самим собой, проявлению и
развитию своих способностей к индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства, саморефлексии.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Задачи
Совершенствовать работу творческого объединения по техническому моделированию, избрав его системообразующим фактором ВС.
Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка.
Развивать познавательную активность учащихся
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений, через самопознание, саморазвитие и самовыражение.
Главным целевым ориентиром воспитательной системы в классе выбрано содействие развитию способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей программными базовыми знаниями начальной школы, способной адаптироваться в условиях новой жизни.
Основополагающими принципами в работе стали:
- принцип природосообразности воспитания, требующий опираться в воспитании на природу ребенка, законы его развития, создавать условия для самореализации, адаптации во внешней среде, развивать интересы и способности ученика
- принцип личностно-ориентированного подхода - признание личности каждого ученика высшей социальной ценностью, отношение к нему как субъекту своего собственного развития
- принцип гуманизма фиксирует развернутое нравственное качество ,проявляющееся в доброте, четкости ,красоте, истинности, великодушии ,милосердии, ответственности, дисциплинированности.
- принцип культуросообразности воспитания устанавливает тесные связи между детьми и взрослыми, между старшими и младшими учащимися, передавая и сохраняя опыт, знания и умения ,материальные и духовные ценности, культуру
- принцип самоуправления - самоорганизация школьной жизни самими учащимися в сотрудничестве и с помощью взрослых.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение через осознание таких ценностей как:
- свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения).
- оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен)
- требовательность к себе (путь познания и развития себя , достижения намеченных целей)
- любознательность (стремление все знать и всему учиться ,познавая мир ,познавай и самого себя)
- самопризнание (способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться)
- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь)
- веселье (радость, удовольствие ,получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и труд, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение)
- сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)
Ведущие интегративные качества личности ребенка:
гуманность,
трудолюбие,
честность,
самостоятельность,
организованность,
способность к сотрудничеству.
Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:
Жизнедеятельность детского коллектива подчинена следующим правилам:
быть добрым
помогать товарищам по классу
брать себе самую трудную работу
дарить друзьям работы, сделанные своими руками
делиться с классом своими наработками
Определяющие показатели личности младшего школьника в условиях воспитательной системы класса:
устойчивый интерес к учению
наблюдательность,
инициативность
самоуважение
уверенность
эстетическое восприятие природы и человека
умение согласовывать личное и общественное
заботливость
аккуратность,
старательность
Реализовывая поставленные цели и задачи я опираюсь на:
Концепцию воспитания школьников Н.Е. Щурковой.
авторскую воспитательную программу (автор - Вирбицкас Е.В) «Творчество – залог успеха»
Программа "Творчество - залог успеха" - программа минимума воспитательного воздействия. Вместе с подпрограммами дополнительного образования, планам классного коллективов создает воспитывающее поле личности в условиях внеурочной воспитательной системы.
Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать модель воспитательной системы класса. Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решение наиболее важных, педагогических проблем, согласовывать устремления действия учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитием учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Механизм функционирования и построения воспитательной системы.
1.Этапы построения воспитательной системы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Основные компоненты воспитательной программы "Творчество - залог успеха" 1. Введение учащихся в мир ценностей и оказания им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. 2. Деятельностно-творческий компонент, способствующий формированию и развитию у учащихся способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, художественных и других видов деятельности. 3. Личностный компонент, обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивных способностей овладения способами саморегуляции нравственного самоопределения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Система отношений учитель - ученик – родитель- это союз партнеров: более опытных - взрослых и менее опытных - учеников. Этот союз реализуется в системе воспитательной работы класса в общей жизнедеятельности
сотворчества
соуправления
сопереживания
соучастия
содружества
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14151. "Малая родина"
Цель: Воспитание любви к родному краю. Задачи: Помочь ребятам понять очарование края, где они родились и растут, его природу, узнать его историю, памятники культуры, песни, сказки, замечательных людей, писателей, певцов, поэтов, художников, мастеров-умельцев. Проявить заботу о его экологическом состоянии.
( примеры некоторых проводимых мероприятий по данным направлениям деятельности)
Класс
Форма проведения
название
1класс
Игра-путешествие
Мой город
2класс
Литературные посиделки
Русский солдат умом и силой богат
3класс
Семейные посиделки
Семейная летопись
4класс
Лирико-поэтический час
« Слава тебе, победитель солдат!»
4класс
Встреча с интересными людьми
Известные люди города
2. В здоровом теле – здоровый дух.
Цель: Воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры. Задачи: Пропагандировать физкультуру и оздоровительную работу. Развивать силу, отвагу, выносливость будущих граждан нашей страны.
Класс
Форма проведения
название
1класс
Практическая игра
Чистота-залог здоровья
2класс
Праздник
Царица Гигиена и ее друзья
3класс
Соревнование
Папа, мамам, я - спортивная семья
4класс
Диспут
Значение режима дня в жизни школьника
3. "Давайте жить дружно"
Цель: Формирование правовой культуры учащихся. Задачи: Ознакомить учащихся с нормами поведения в обществе, законопослушания и ответственности за правонарушения. Пропагандировать работу правоохранительных органов: милиции, ФСБ.
Класс
Форма проведения
название
1класс
Урок-сказка
Учимся дружить
2класс
Творческая игра
Как лучше поступить?
3класс
Праздник
Доброе слово, что день ясный
4класс
Диспут
ЧП в дружеских отношениях или что мешает дружбе?
4. "Дерзайте, вы талантливы"
Цель: Развитие индивидуальных особенностей учащихся с глубоким пониманием ими своей неповторимости и одарённости. Задачи: Помочь каждому ребёнку открыть себя, реализовать природой заложенные способности, чтобы каждый попробовал свои силы в разных областях творческой деятельности.
Класс
Форма проведения
название
Выставка кружка
« Бумажное скульптурирование»
1класс
Творческий проект
Наш класс
2класс
Театрализованное представление
Мы сами своими руками
3класс
Диспут
Мое хобби
4класс
КТД
Умелые ручки
5. "Семья и школа"
Цель: Установление взаимоотношений между детьми, родителями, налаживание плодотворных связей между семьей и школой. Задачи: Научить детей и родителей понимать друг друга, чтобы из каждого ребенка вырос хороший семьянин, чтобы семья стала величайшей ценностью, чтобы у детей появилось чувство долга, ответственности за свою Фамилию, гордости за родословную, с вовлечением родителей в совместную творческую деятельность.
Класс
Форма проведения
название
1класс
Праздник
Осенние посиделки
2класс
Соревнование
Веселые старты
3класс
КТД
Генеалогическое древо моей семьи
4класс
Выпуск семейных газет
Безопасное детство
6. "Мое Отечество"
Цель: Воспитание чувства долга и ответственности перед своим отечеством. Задачи: Формировать чувство патриотизма к Родине.
Класс
Форма проведения
название
1класс
Тематический вечер-рассказ
Рассказы о Русском флоте
2класс
Литературно-музыкальная композиция
И подвиг нынешний Руси да будет будущему в память
3класс
Лирико-поэтический час
Мое Отечество
4класс
Утренник
Россия, мы дети твои
7. "Мир начинается с меня"
Цель: формирование духовности и нравственности школьников через мировозренческо-культурологический подход к процессу образования. Задачи: создание полноценной системы человеческих отношений, воспроизводящей и утверждающей нормы человеческого бытия в современном понимании учащихся. Готовность учащегося к деятельному преобразованию нашего мира к лучшему. Учит детей давать окружающим то, что они хотели бы иметь от окружающих.
Класс
Форма проведения
название
1класс
Устный журнал
Азбука поведения или разговор о воспитанности
2класс
Ролевая игра
Планета друзей
( познаю себя и других)
3класс
Диспут
Вырабатываем законы дружбы
4класс
Игровая программа
Изумрудный город
( « Добро и зло»)
8. "Всякое знание превращай в деяние"
Цель: Формирование познавательного интереса к знаниям. Задачи: Воспитывать готовность коллективной познавательной деятельности окружающего мира.
Класс
Форма проведения
название
Работа кружка
«Первооткрыватель»
1класс
Литературный праздник
Азбука - к мудрости ступенька
2класс
Эрудит-шоу
В гостях у мудрого царя
3класс
Турнир
Турнир умных и находчивых
4класс
Путешествие
Экологическое путешествие
Организация внеурочной деятельности учащихся выстраивается на основе интересов и собственном выборе видов и форм занятий учащихся.
Основные виды деятельности в классе:
познавательная,
трудовая,
общественная,
художественная,
спортивно-оздоровительная.
Воспитание и развитие учащихся в системе воспитательной работы класса осуществляется через такие формы как:
учебные экскурсии
ролевые игры
конкурсы
предметные недели
клубы по интересам
праздники, тематические вечера
диспуты, информационные классные часы
КТД
Выставки работ
Викторины
соревнования
Одну из форм реализации идеи гуманно-личностного подхода к воспитанию, а именно гуманизацию и демократизацию педагогических отношений помогает решать система конвенции о правах ребенка.
Конечно, вся воспитательная работа в классе представлена широким спектром видов деятельности, многообразием форм и способов участия детей. Однако в классе есть доминирующий вид деятельности, выполняющий роль системообразующего фактора и способствующего формированию целостной, упорядоченной и неповторимой системы воспитания учащихся через все направления. Таким видом деятельности является коллективная творческая деятельность-конструирование и изготовление бумажных скульптур.
Бумажным скульптурированием класс начал заниматься с 2004 года, то есть с 1 класса.
Занятия проводил педагог центра ЦДТТ Машукова Надежда Ивановна.
Почему именно это занятие стало важным составляющим в воспитательной работе класса?
Бумажное скульптурирование обладает коррекционно-развивающим потенциалом. Конструирование и изготовление бумажных скульптур предполагает выполнение учащимися индивидуальных и коллективных заданий достаточно высокого уровня сложности. Такие действия способствуют формированию механизма компенсации различных психических функций.
Бумажное скульптурирование это эффективный способ тренировки моторики, сенсорики, развития восприятия, мышления, памяти, мышления, волевых качеств. Изготавливая скульптуры из бумаги, ученики не только работают руками, но учат стихотворения, скороговорки, пословицы, которые выполняют роль иллюстраций к изделиям, что, несомненно, обогащает их словарный запас, развивает речь.
Моделирование и изготовление бумажных скульптур помогают учащимся освоить учебный материал.
Например, ребята сконструировали учебный корабль - важное пособие на уроке математики для изучения движения в 4 классе. Или конструирование фигурок
животных - пособие для изучения словарных слов или для уроков окружающего мира.
Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрены уроки, на которых ученики знакомятся с технологией обработки бумаги. Занятия в кружке
тесно взаимосвязаны с уроками труда. Ученики опираются на знания, полученные на уроке и усовершенствуют их на занятиях кружка.
Делая фигурки из бумаги, учащиеся размечают бумажные скульптуры и тем самым осваивают элементы графической грамоты, что позволит им в дальнейшем более успешно усваивать учебный материал на уро
·ках математики. Немаловажное значение для развития пространственного воображения и восприятия школьников имеет изготовление и использование в бумажном конструировании предметов такой формы, как конус и цилиндр.
Еще задолго до получения сложных учебных заданий по стереометрии, оптике, технологии у учащихся формируется способность к их выполнению.
Работа с бумагой является своеобразной моделью взрослых трудовых процессов -деятельности портного, плотника, архитектора. Не случайно выражение «как настоящая» воспринимается ребенком как высшая оценка изготовленной его руками скульптуры. Но такой отзыв возможен лишь тогда, когда ученик при конструировании и изготовлении поделки проявляет умение наблюдать, сравнивать, анализировать, доказывать. А каждое подобное проявление – это шаг вперед в умственном развитии детей, в формировании их познавательных процессов, способностей и интересов.
Изготовление фигуры - это не одномоментный акт. Чтобы получилось задуманное учащимся необходимо настойчиво и терпеливо стремиться к достижению поставленной цели. На пути к ней развиваются дисциплинированность, воля, ответственность.
Индивидуальные и коллективные конструирование и изготовление бумажных скульптур, содействуют формированию у учащихся нравственной направленности. Для этого спонтанно возникают или преднамеренно создаются ситуации, требующие совершать нравственный выбор, поступок.
Например, проявление сочувствия, внимания, заботы обуславливается ситуациями «Порадуем именинников» , «Поздравляем наших мам и бабушек». Ситуации вида «Научи своего друга» побуждает ребенка бескорыстно поделиться со сверстниками своими знаниями, умениями и навыками.
Развивающий эффект бумажного скульптурирования вырастает, если соблюдается:
учет интересов детей
включенность всех детей в коллективную творческую деятельность
возможность проявления ребенком своей индивидуальности
посильность и системность выполняемой детьми работой
комфортность и защищенность ребенка
Немаловажное значение занятий бумажным скульптурированием в становлении положительного эмоционального климата.
Благополучие эмоционально-психологического климата необходимо для успешного функционирования любого детского коллектива. В данном случае бумажное
скульптурирование - творческий процесс через который идет погружение ребенка в творчество, получение положительных эмоций в процессе реализации проектного
замысла; все это только способствует формированию эмоционально- психологической атмосферы в классе.
Немаловажную роль, играет Самоуправление в классе. Работа строится под девизом
«Делай! Организуй!»
При создании игровой ситуации «Если б министром был я, то в каком министерстве захотел бы проявить себя» были образованы министерства.
Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Деятельность органов самоуправления является важным средством воспитания социальной ответственности. самоуправление в классе помогает строить межличностные отношения на основе сотрудничества и взаимной договоренности
Такая организация работы дает почувствовать каждому ребенку принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности, ответственности.
В целом класс - дружный: дети помогают друг другу, радуются успехам одноклассников.
Общий эмоциональный фон класса – благоприятный.
Между детьми в классе возникают кратковременные конфликты, но все они решаются в ходе беседы, разыгрывания игровой ситуации, изредка при содействии школьного психолога.
В основном же обстановка в классе способствует положительному развитию коллектива и личности учащихся в нем.
Связь с социумом.
Наш классный коллектив тесно сотрудничает с различными центрами ДО
. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ребята активно осваивают образовательное пространство города - кружки, секции, спортивные клубы, музыкальные школы.
100% учащихся занимаются в кружках.
6 человек посещают 2 кружка.
4 человека - 3 кружка.
Ученик Балакишиев А. - 4 год на базе школы занимается шашками, (руководитель Медведев А.Г.,) имеет высокую результативность в этом виде спорта в городе, в области Его фотография весит на доске почета во Дворце Пионеров.
Ученица Скородумова П. занимается фигурным катанием, в городских соревнованиях по фигурному катанию заняла 1 место и 2 место по области.
Ученица Миногина А.- обладатель желтого пояса по карате-до, участница многих городских и межрегиональных соревнований, заняла 1 место в соревнованиях по области; она же 4 год занимается музыкой, участница музыкального фестиваля в г. Оренбурге
На базе класса работает научный кружок «Первооткрыватель» (руководитель Кубрякова Н.С) Деятельность в кружке позволяет удовлетворить потребности в познании, самовыражении. Полученные знания, умения, навыки положительно отражаются и на учебе. Этих учащихся отличает организованность, чувство долга, ответственность.
Результаты
№
название мероприятия
уровень
год
кол-во уч-ов
результат
1
Кенгуру
Международный
2006
18
Сарибекян М.-1место
(по школе),
7место (город)
2.
Русский медвежонок
Международный
2006
20
по школе Муравьева К.
2 место,
Сарибекян М.-1 место.
3.
Золотое Руно
Международный
2007
10
Миногина Н. -5 место в регионе и 1 место по школе,
Эскин А.-2 место по школе,
Ястребова А.-3 место по школе.
4.
олимпиада по русскому языку и математике 3классы
Муниципальный
2007
6
Муравьева К. заняла 1место по русскому языку, Балакишиев А.-1 место по
математике .
1
1городская научно-практическая конференция
«Исследователь окружающего мира»
Городской
2007
3
ГригорянК-1место
Муравьева К.-2 место
Сарибекян М.-3 место
2
Фестиваль творческих работ
Муниципальный
2007
3
1 место
3
2городская научно-практическая конференция « Исследователь окружающего мира»
Городской
Декабрь,
2007
7
Чернова А., Муравьева К.,
Миногина Н.-1 места
Григорян К.-2место
Сарибекян М., Скородумова П.-3место
Начиная с 1 класса, ребята объединились в кружок «Юный дизайнер» (ЦДТТ) под руководством. Машуковой Н.И.
Результаты
№
название мероприятия
уровень
год
количество участников
результат
1
Фестиваль творческих работ
Муниципальный
2005
15
1место
2
Мастерская Деда мороза
Городской
2006
2007
5
2 место по району
3
Выставки работ
Муниципальный
2006
2007
18
Благодарность за участие классу
Важным субъектом воспитывающей деятельности является семья. С 1 класса в классе сложилась атмосфера сотрудничества с родителями в вопросах воспитания.
Формы работы с родителями:
Родительские собрания * индивидуальные консультации беседы
Конференции
Родительские университеты * посещения на дому
Дни открытых дверей
Привлечение родителей
к организации экскурсий, походов, праздников
Совместная с детьми творческая деятельность
«Домашние посиделки»
Презентация семейного воспитания
Заседания родительского комитета
Работа родительского патруля с целью посещения семей
Циклограмма Университета для родителей в классе:
№
1класс
2класс
3класс
4класс
1.
Первый раз в первый класс (проблемы адаптации)
Ошибки в воспитании.
Чем они чреваты для родителей
Нравственное воспитание ребенка в семье
Нравственные дилеммы начальной школы
2.
Как поддерживать в школьниках желание учиться
О положительных и отрицательных эмоциях в воспитании.
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
Детская жестокость.
Агрессивность
3.
Мир эмоций и чувств ребенка
Традиции и обычаи школы в жизни семьи и школьника
Роль положительных эмоций в воспитании.
Развитие чувства юмора у детей
Нравственные ценности семьи -проекция поведения ребенка.
4.
Поощрение и наказание в семье: разумный баланс
Влияние семейных традиций на нравственное развитие школьника
Эффективное общение-залог успеха
Здоровье наших детей.
Воспитание гигиенической культуры.
итог
Роль семьи в развитии эстетического вкуса
Родительский дом-начало начал
( праздничный вечер)
Дети глазами родителей, родители глазами детей.
Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня
Особая роль принадлежит родителям, которые помогают в организации жизнедеятельности класса. Вместе с классом родители постоянно посещают выставки работ в детской картинной галерее, были на экскурсии в городских библиотеках, в краеведческом музее, на станции юных натуралистов, в ЦДТТ, на станции юных техников. Такие экскурсии способствуют расширению кругозора, повышению познавательного интереса, сплочению детского коллектива.
Стало хорошей традицией в классе проведение совместных с родителями праздников
«Осенние посиделки», «В гостях у Деда Мороза». «Папин день», «Женский день»,
«На поезде именинников». В таких праздниках родители принимают участие в конкурсах, показывают совместные номера самодеятельности, выступают в роли сказочных героев.
( Ястребова Т.Г. ,Видянов Г.М. ,Зарубина С.Ю., Исмагилова Д.З. и др.)
Родители принимают участие и в проведении тематических классных часов:
№
Форма проведения
Название мероприятия
Ответственный за проведение родитель
1.
Классный час-беседа
Режим дня школьника
Эскина Ю.А.
( детский терапевт)
2.
Ролевая игра
Милиция и дети
Видянов А.Г.
3.
Праздник
Зимний бал
Участие в ролях-
Ястребова Т.Г.
Миногина Г.В.
Агафонова Н.А.
4.
Информационный час
Налогообложение в нашей стране
Исмагилова Д.З.
( инспектор по налогообложению Октябрьского района)
Родители принимают активное участие в создании семейных газет (Попова Н.В. Ярушкин С.А., Миногина Г.Ю., Исмагилова Д.З.)
Совместно был создан проект – презентация «Мой родитель - бывший ученик нашей школы»;
Отношения сотрудничества распространяются и на все виды отношений учеников, учителей, родителей с окружающей социальной средой
Есть в классе и свои сложившиеся традиции:
Наши традиции
Таким образом, в классе организовано тесное сотрудничество родителей и детей, которое позволяет осуществлять единство требований семьи и школы в вопросах воспитания, обучения и развития детей
Выполняя роль классного руководителя, постоянно имеешь дело с меняющимся детским коллективом. Чтобы внести нужные коррективы в процесс его формирования и развития, надо знать, что с ним происходит. Для этого в своей деятельности я постоянно использую диагностику.
Диагностика-это оценочная процедура. направленная на прояснение ситуации, применительно к детскому коллективу и его членов, выявляющая его истинный уровень воспитанности, сплоченности, самодеятельности. Путем диагностики я устанавливаю и то, как реализуются поставленные задачи, какие проблемы требуют дальнейшего решения.
В своей работе я использую диагностическую методику И.В. Золотухиной «Методику оценки развития коллектива»
По данной методике учащимся предлагается оценить предложенные суждения по пятибалльной шкале:
5-полностью согласны с суждением
4-проявляется часто
3-проявляется редко
2-этого у нас нет
1- у нас другая позиция
Предлагаемая диагностика позволяет провести оценку развития коллектива по блокам и в целом:
- в классе развито самоуправление
- взаимоотношения в классе на высоком уровне
- 65% учащихся имеют высокий уровень мотивации
- 65% учащихся имеют высокий уровень удовлетворенности деятельностью классного
коллектива,
- 35%-средний
Диагностическая методика оценки развития коллектива.
(авт. И.В. Золотухина)
Для оценки уровня активности жизненной позиции класса использую социометрию.
Результаты социометрии показывают положительную динамику активности жизненной позиции за 3 года.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Каждый год проводится диагностика уровня воспитанности класса (автор Капустин)
Сравнительный анализ уровня воспитанности показывает положительную динамику в развитии коллектива
Ежегодно проводится диагностика «Социально-психологический рельеф класса» (автор Немов), который показывает положительную направленность в развитии коллектива учащихся.
Проводится диагностика Л.В. Байбородовой «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности»
Цель данной методики: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, Для ответов им предлагается использовать шкалу ответов
3-привлекает очень сильно
2-привлекает в значительной степени
1привлекает слабо
0 - не привлекает
При анализе результатов были выявлены преобладающие мотивы деятельности среди учащихся класса
В своей работе использую методику изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева)
Учащимся предлагается оценить степень согласия с данными утверждениями по шкале.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью является частное от деления общей суммы баллов ответов учащихся на общее количество ответов.
Если У>3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности.
По результатам данной диагностики в классе У-3,6 ; что соответствует высокой степенью удовлетворенности учащихся.
Также изучается уровень удовлетворенности родителей жизнью ОУ ( А.А.Андреева)
По результатам диагностики уровень удовлетворенности равен 2,8; что приближается к высокому уровню удовлетворенности.
Главным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ученика, его положительная самооценка, оценка школьной жизни, отношений с учителями и товарищами как события его жизни.
Заключение
В своей работе я кратко представила основные аспекты своей воспитательной работы в классном коллективе.
По моему мнению, воспитательная среда представляет из себя открытое пространство взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого таким, какой он есть. В результате положительного влияния воспитательной среды у ребенка развивается чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоответственности, интенсивно расширяется социокультурный опыт личности.
Системообразующую основу воспитания классного коллектива представляет
«Программа воспитательной работы», исходящая из целевых установок модели личности и опирающаяся на то, что в каждом возрасте создаются благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств.
К какой же ориентированной модели личности ребенка стремлюсь я в своей воспитательной работе?
Действенно-практическая сфера
По моему, успешность воспитательной работы реализуется в решении конкретных педагогических задач (проведении праздника, классного часа, реализация проекта), определяется качеством проведения дела и теми качественными изменениями, которые выражаются в личностном росте каждого ученика, в повышении активности и уровня его социального творчества.
Успех формирования личности ребенка в классе во многом определяется отношениями в системе учитель-ученик-родитель. Эти отношения должны удовлетворять естественные потребности ученика в дружеском общении, разнообразной деятельности, самореализации в социальном творчестве, развитии индивидуальности.
В основе моей воспитательной деятельности в классе лежит сотрудничество, совместный поиск истины, ситуации успеха, выбора. Личность развивающего ученика становится целью, средством, результатом и основным критерием воспитательной работы.
Важнейшим условием формирования личности в классном коллективе является актуализация творческого потенциала в различных сферах социального творчества, через реализацию социально-значимых ролей, адекватных способностям, индивидуальным интересам и увлечениям.
Важнейшим фактором, обеспечивающим реализацию воспитательного потенциала детского коллектива в классе, является вариативность моделей деятельности, проявляющаяся:
В организации работы органов самоуправления
В планировании работы (на основе воспитательной программы класса)
В организации совместной творческой деятельности (индивидуальной, коллективной, творческой)
Воспитательный потенциал классного коллектива реализуется последовательно в процессе:
Создания системы разноплановых дел, обеспечивающих каждому учащемуся ситуацию успеха
Включение учащихся в планирование, коллективное обсуждение и решение актуальных проблем
Развития самоуправления, индивидуальной, групповой и коллективной творческой деятельности
Реализации каждым учеником индивидуальной траектории развития
Расширения сферы деятельности классного коллектива, его взаимодействия с другими детскими объединениями и социальными институтами
В основе воспитательной работы класса - интенсивное расширение следующих видов социокультурного опыта:
Ответственного самостоятельного свободного выбора сферы деятельности, степени своего участия в ней и переживании ситуации успеха
Нравственных отношений, реализации различных социальных ролей и позиций в коллективной деятельности
Собственных социальных инициатив, сотрудничества и самоорганизации
Коммуникативной и других видов деятельности, которые обеспечивают готовность к ценностному, жизненному самоопределению, развитие у них потребности в саморазвитии и самовоспитании.
В своём классе я реализую эту задачу с помощью принципа: «Как прекрасен наш союз» - союз учеников, родителей и учителей.
Мое педагогическое кредо воспитания «Достичь с ребенком взаимопонимания и взаимоуважения, увлечь, заинтересовать. Воспитание достигло своей цели, если воспитанник возымел силу и волю всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над делом, соответствующим его духовным и телесным силам»; моя задача - побуждать учеников к развитию лидерских качеств, к взаимодействию, к изучению жизни; побуждать жить и познавать особенности жизни; призывать к самовоспитанию и самосовершенствованию, и не допускать «воспитания» как наставления и нравоучения, как приобщения к нормативному и долженствующему.
13PAGE 15
13PAGE 142715
Воспитательная система Кубряковой Н.С.
классного руководителя 4 в класса МОУ «СОШ №35 г.Орска»
Класс:
Классный руководитель
Воспитательная система классного коллектива 4в
краткая психолого – педагогическая характеристика класса
цель и задачи воспитательной системы
перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества
механизм функционирования и построение ВС (этапы становления и развития, системообразующий вид деятельности, традиции, самоуправление, связи и отношение членов сообщества.
критерии и способы изучения эффективности ВС
Краткая психолого-педагогическая
характеристика 4 В класса.
Воспитательная система классного коллектива 4 В.
Цель и задачи воспитательной системы
Связи с внешкольными учреждениями
( ЦДТТ, Гармония, Дворец Пионеров , Радуга)
Цель воспитательной системы
на основе создания атмосферы комфортности защищенности и творческого содружества в совместной жизнедеятельности способствовать проявлению и развитию способностей детей
Конечный результат
Сотрудничество с родителями
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
Развитие детей
Учебная деятельность
Педагогическая коррекция
Бумажное скульптурирование
Механизм функционирования и построение ВС
(этапы становления и развития, системообразующим вид деятельности, традиции, самоуправление, связи и отношение членов сообщества)
Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества
1.Воля и труд - дивные всходы дают.
2.Всякий человек по делу познается.
3.По мере трудов и награда.
4.Доброе исполняем, а худое искореняем.
5.Веселье делу не помеха
6.В хорошей артели всяк при деле.
7.С кем живешь,с тем и слывешь.
8.Здоров будешь - все добудешь.
взаимодействие классного коллектива с окружающей социальной и природной средой.
подсистема деятельности и общения.
компоненты
субъект воспитательного процесса, в качестве которого выступают члены сообщества детей и взрослых, реализующие вместе и раздельно цели воспитания и совместной жизнедеятельности.
Воспитательная система класса
Станция юных натуралистов
Спорткомплекс «Дельфин»
Краеведческий музей
Д/К «Радуга»
Дворец Пионеров
ЦДТТ
Выставочный зал Октябрьской администрации
Городская детская библиотека
Детская
картинная галерея
4в +
кл. руководитель + родители
Направление деятельности
"Малая родина"
В здоровом теле – здоровый дух.
"Давайте жить дружно"
"Дерзайте, вы талантливы"
"Семья и школа"
"Мое Отечество"
"Мир начинается с меня"
"Всякое знание превращай в деяние"
Активность в деятельности, согласие в отношениях,
раскрытие индивидуальности
Жизнеспособная личность
Вместе весело шагать
Социальные нормы жизни
Человек-часть природы
Первые шаги
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Традиции
класса
Совмест -
ные праздники КТД
Выезд на природу
Сотрудничество с ЦДТТ,
Дворцом Пионеров
Бассейн
Катание на лыжах
коньках
Концерт к дню пожилого человека
Выставки для родителей
Дни имени -
ников
министерство здравоохранения
министерство образования
министерство труда
министерство культуры
министерство спорта
83,20%
Критерии и способы изучения эффективности ВС
93,70%
100%
0,00%
20,00%
40,00%
60,00%
80,00%
100,00%
1класс
2класс
3класс
Уровень активности
жизненной позиции класса
Гуманность
Чувствительность к добру
Честность
коллективизм
Инициативность
Умение согласовывать личное и общественное
работоспособность
Забота о здоровье
Эстетика поведения
Эстетическое восприятие природы и человека
Устойчивый интерес к учению
любознательность
эрудированность
осмысленность
классное собрание
министерство информации
Основные направления работы с родителями
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Коррекция
семейного
воспитания
Защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, школе
Участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и в классе
Групповые
Индивидуальные
Заголовок 415