Стптья в презентацииОрганизация учебной и внеклассной работы в образовательном учреждении на основе туристской деятельности
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Быданово Белохолуницкого района Кировской области
613205 Кировская область Белохолуницкий район тел. (83364)6-22-48
д.Быданово ул.Советская, 16
..
Организация учебной и внеклассной работы
в образовательном учреждении
на основе туристской деятельности
Реализуется на базе муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы д.Быданово Белохолуницкого района Кировской области
Ганичевым Александром Борисовичем, учителем физической культуры высшей категории1. Есть непреходящие ценности: любовь, дружба, красота. Здоровье так же считается непреходящим богатством, особенно здоровье детей. Поэтому так необходимо с раннего детства укреплять здоровье и прививать навыки здорового образа жизни.
Здоровье ребенка, хорошее физическое развитие - том фон, на котором легче усваиваются знания, переносятся умственные нагрузки, с которыми он встречается в школе. С моей точки зрения, одним из средств укрепления здоровья, физического развития учащихся и повышения их интереса к занятиям физической культурой и спортом является туризм. Особенно ощущается методическая ценность туризма в сельской местности, где школа играет роль воспитательного культурно-творческого центра. Наибольшую пользу здоровью приносят виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры.
Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время похода нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность. Туристская деятельность позволяет ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе.
Туризм располагает большими воспитательными возможностями, формируя у детей любовь к родной земле, наследию прошлых веков, которые надо ценить, изучать и беречь.
2. Для того, чтобы заинтересовать учащихся и вовлечь их в туристско-краеведческую деятельность я работаю по следующей схеме:
2-5 классы – уроки туризма
6-7 классы – факультативные занятия
8-11 классы – кружковая работа.
Использую комплексную программу по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов, которая состоит из уроков, внеклассной работы, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, и, включив в нее блок занятий туристкой направленности (9-12 уроков в 4 четверти), я решаю образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Для учащихся 2-5 классов урочная деятельность строится через спортивно-игровые проекты:
2 класс – «Маршрут для непосед»
3 класс – «Фестиваль путешественников»
4 класс – «Путевка в поход»
5 класс – «Зовут костры походные»
Каждый урок проекта является звеном системы уроков, представляющих логическую последовательность, направленных на освоение учебного материала конкретной темы. Большинство уроков и внеклассных мероприятий провожу на открытом воздухе в лесном массиве Подкуза, что находится в 300 метрах от школы. Занятия стараюсь проводить, используя технологию игровой деятельности, с учетом состояния здоровья учащихся, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития, психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Применяю дифференцированный подход к учащимся.
Итоговым мероприятием для младшей группы школьников является игра-состязание «Турград». Подготовку классов проводят инструктора-старшеклассники.
Программа состязаний включает:
визитную карточку команды (представление команды)
конкурс эмблем
туристскую эстафету
конкурс на знание обязанностей участников похода
«Кругосветное путешествие» (туристский маршрут, где дети выполняют теоретические и практические задания)
В среднем звене (6-7 классы) учащиеся посещают факультатив «Пешеходный туризм». На основе методических рекомендаций областной станции юных туристов я разработал свою программу данного курса, утвержденную методическим объединением школы.
Дети, согласно расписанию, занимаются один раз в неделю. Упор на занятиях делается на освоение техники и тактики пешеходного туризма, знакомстве с картой, основами ориентирования. Учатся разрабатывать маршруты и планы-графики тренировочных походов. Собирают материал и выступают с сообщениями по истории флоре и фауне районного путешествия. Итоговое мероприятие – соревнование по технике пешеходного туризма и 2-х дневный туристский поход.
Вершину туристской пирамиды составляют учащиеся старших классов (8-11 классы). В основе работы лежит кружковая деятельность. Занятия проводятся по расписанию: 1 раз в неделю в первом полугодии, 2 раза в неделю во втором полугодии. Учащиеся закрепляют на практике навыки пешеходного туризма, знакомятся с основами велотуризма, водных походов. Получают навыки инструкторской деятельности, учатся быть помощниками учителя в проведении общешкольных мероприятий.
Кружковцы, составляя костяк сборной школы по туризму, ежегодно участвуют в районном туристическом слете, становясь бессменными его победителями. Неоднократно учащиеся нашей школы представляют Белохолуницкий район на областных туристских соревнованиях школьников, а так же в «Школе безопасности», проводимых областной станцией туристов и Департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности Кировской области. Ежегодно с детьми совершаю пешеходные походы 3 степени сложности.
3. В своей работе опираюсь на развитие ключевых компетентностей учащихся. В процессе занятий со старшеклассниками раскрываю и реализую валеологическую компетентность, которая создает максимально благоприятные условия для развития и раскрытия не только физических, но и духовных способностей ученика, его самоопределения, формирования потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями и туризмом в частности.
Информационная компетентность - это способность осуществлять информационный поиск для написания рефератов, теоретической части описания похода, краеведческих материалов.
Социальная компетентность – это способность и готовность соотносить свои интересы к интересам других. Формирую ее в процессе подготовки и проведения походов, туристских соревнований.
Проектная компетентность. На занятиях ставлю перед учащимися определенную цель. Например: преодоление водной преграды. Рассказываю о приемах, которые позволяют решить данную задачу. Предлагаю детям проанализировать предложенные варианты и выбрать наиболее рациональный, безопасный и надежный способ действия в данной ситуации.
Рефлексивная компетентность. Приучаю детей анализировать свою деятельность на уроках, во внеклассной работе, результаты участия в соревнования и походах.
4. Результатом целенаправленной туристской деятельности школы стало ее признание опорной в районе по туристско-краеведческой работе.
Рассматривая результаты по уровню здоровья, охвату учащихся физкультурой и спортом можно отметить следующее:
- посещаемость уроков физкультуры составляет 100%.
В школе нет учащихся, освобожденных от уроков физкультуры.
- успеваемость за последние 3 года – 100%.
- количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях школы:
2013-2014 гг. – 55%
2014-2015гг. – 63%
2015-2016гг. – 77%
Достигнутые результаты стали возможны благодаря стремлению гармонизировать учебную и внеклассную деятельность через личностно-ориентированный подход, раскрытию способностей учащихся через занятия туризмом и в спортивных секциях.
В школе работают секции:
ОФП – 1-3 классы
Волейбол – 4-11 классы
Баскетбол – 4-11 классы
Туризм – 6-11 классы
Занятия проводятся по программам, утвержденным методическими объединениями района и школы. Учащиеся МКОУ СОШ д.Быданово - постоянные участники районных и ряда областных соревнований.
15