Программа по ПДД «ВЕСЁЛЫЙ СВЕТОФОР»








ПРОГРАММА

2-я ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


«ВЕСЁЛЫЙ СВЕТОФОР»


Направление развития: Социально-личностное
Образовательная область: Безопасность





Выполнили:
Скуратова Е.И.















Оренбург 2016
СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка ..4
Тематический план 10
Содержание программы...13
Контрольно-диагностические материалы21
Ресурсное обеспечение программы24
Список литературы...31





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа реализуется в рамках социально-личностного направления развития детей дошкольного возраста.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что программа углубляет содержание образовательной области «Безопасность» и учитывает познавательные интересы детей нашей группы.
Актуальность программы заключается в том, что обучение детей безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения.
С каждым годом резко возрастает число автомобилей на дорогах города Оренбурга. Современная дорога-объект повышенной опасности на Российских дорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей
Чем в авариях на всех других видах транспорта. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети.
Травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к поведению детей на улице; по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания ими правил дорожного движения.
Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети являются:
- неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте
- выход из-за стоящего транспорта
- неподчинения сигналом светофора
- нарушение правил езды на велосипедах, роликах и т.д.
Обеспечение безопасности дорожного движения становится всё более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому одна из наиболее важных задач для ребёнканаучиться правилам жизни во взрослом миремире спешащих машин и людей.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, нашем педагогическим коллективом МБДОУ №200 особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена особенностями контингента воспитанников нашей группы. Мы отмечаем у детей повышенную жажду знаний, желание открывать что-то, что часто ставит их перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Во-первых, это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Во-вторых, мы заметили, что воспитанники нашей группы в силу своих возрастных особенностей не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому наша главная задача – научить ребенка безопасно действовать в любых жизненных ситуациях, и одно из направлений – безопасность на дороге.
Содержание программы соответствует «Федерально-государственным требованиям к структуре воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении», действующим правилам дорожного движения, реальным условиям дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические, возрастные особенности воспитанников, опирается на следующие документы:
- федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2013 годах»;
- областную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области на 2009 – 2013 годы»;
- парциальную программу по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах «Воспитать пешехода» отдела образования администрации Южного округа г.Оренбурга
- парциальную образовательную программу для детей дошкольного возраста «Азбука безопасности для дошкольников» Н.В.Коломеец
Цель программы: Развитие интегративных качеств личности ребёнка дошкольного возраста, в процессе углубленной работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах города.
Задачи:
обучающие:
расширять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах;
обучать правильному речевому общению, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
формировать умение видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее с помощью игр, заданий и упражнений.
воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за собственные поступки;
воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
воспитать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
развивающие:
развивать психические процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление);
развивать умение контролировать двигательную активность;
формировать эмоциональную стабильность ребенка;
Отличительные особенности: при формировании программы мы опирались на программу по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах «Воспитать пешехода». В этой программе учтены региональные особенности:
В программе отмечено влияние погодных условий на движение транспорта и пешеходов. Как известно, в Оренбуржье к неблагоприятным природно-климатическим условиям и явлениям, которые затрудняют движение транспорта и пешеходов относятся зимние метели и гололед, заморозки, пыльные бури и осадки ливневого характера.
Возраст детей: программа рассчитана на старший дошкольный возраст, детей 5-6 лет.
Сроки реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения.
Формы работы с детьми. Организация непосредственно-образовательной деятельности проводится в форме групповой, подгрупповой, индивидуальной деятельности детей:
1. игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, подвижные),
2. беседы с детьми на заданную тему,
3. чтение художественной литературы, отгадывание загадок
4. разыгрывание проблемных ситуаций,
5. экскурсии, целевые прогулки, наблюдение
6. рассматривание картин, плакатов
7. Развлечения, праздники

Форма работы с родителями:
Выпуск рекомендаций по воспитанию и обучению детей дорожной азбуке;
Оформление папок-передвижек по безопасности дорожного движения;
Проведение консультаций:
«Безопасность детей – забота взрослых»;
«Опасности на зимней дороге»
Анкетирование родителей: «Примерный ли Вы пешеход»
Фотовыставка «Как мы учим правила движения»
Ожидаемый результат. В результате реализации программы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
Физические. Умение управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации;
без напоминания взрослого соблюдать правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях.
Интеллектуальные. Умение решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
информировать других о вероятности тех или иных последствий;
предлагать помощь другому в стандартной опасной ситуации;
требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях.
Личностные. Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности:
действовать по инструкции взрослого в стандартных опасных ситуациях.
Способы проверки результатов. Одним из важных аспектов программы является проверка и оценка результатов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
На этапе входной диагностики мы используем метод наблюдения: заполняется карта освоения программы по развитию интегративных качеств ребенка, а также тестирование для изучения знаний и умений дошкольников по ПДД. (источник - парциальная программа «Воспитать пешехода» Байкова Г.Ю., Резаева Н.Н., Верещагина Л.А.)
Для текущей диагностики применяем диагностические методики уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения, разработанные педагогом-психологом Н.В.Сазурановой (приложение 2) и психолого-педагогические методики изучения уровня развития интегративных качеств дошкольников. (источник, автор и текст методики смотри в приложении 3)
Итоговая диагностика включает в себя: анкету для дошкольников «Юный инспектор ГИБДД», карту освоения программы по развитию интегративных качеств ребенка, методики, разработанные педагогом-психологом Н.В.Сазурановой, психолого-педагогические методики изучения уровня развития интегративных качеств дошкольников.
Формы подведения итогов реализации программы:
1.Викторины
2.Проведение развлечения на транспортной площадке на определение уровня усвоения детьми практических навыков ориентирования дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметки дороги.
3.Проведения праздника «Дорожная азбука»













2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п
Название модуля
и тем
Примерный
объем в мин.

Интегративные качества
Методическое обеспечение

1.
Улица
100


1.1
Знакомство с улицей


25
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Любознательный, активный.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений
Имеющий первичные представления об обществе и природе.
Н.В. «Коломеец» «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»

1.2
Улицы города Оренбурга

25

Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения»

1.3
Перекресток
25

Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

1.4
Особенности дорожного движения осенью

25

Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

2.
Участники дорожного движения

100


2.1
Примерный пешеход

25
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Любознательный, активный.
Имеющий первичные представления об обществе и природе.
О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников»

2.2.
Мы пассажиры
25

Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

2.3
Профессия водитель

25

Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)
О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников

2.4
Особенности дорожного движения зимой

25


.Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

3
Транспорт
75


3.1
Велосипед - мой друг

25
Любознательный, активный.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Имеющий первичные представления об обществе.
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Эмоционально отзывчивый
Н.Н. Авдеева «Безопасность»


3.2
Транспорт нашего города

25

Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)



3.3
Автомобили специального назначения

25

Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

4
Наши помощники
75


4.1
О чем говорят дорожные знаки

25
Любознательный, активный.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Имеющий первичные представления об обществе.
Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)
Н.В. «Коломеец» «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»

4.2
Светофор
25

Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

4.3
Пост ГИБДД в моем микрорайоне

25

Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

5
Мы соблюдаем правила дорожного движения

50


5.1
Кто самый грамотный

25
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Г.Кобзева «Правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)

5.2
Дорожная азбука

25

О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1 «Улица»

Тема № 1 «Знакомство с улицей»
Дополнить представление детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, почта, школа и т.д.
Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.
Формировать у детей понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией.
Расширить элементарных знаний о поведении на улице, где можно и где нельзя играть. Проанализировать типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах. Рассмотреть иллюстрации с изображением улицы.
Прочитать стихотворение С. Михалкова «Моя улица».
Организовать сюжетно-ролевую игру «Малыш и Карлсон на прогулке».( см. приложение 2
Тема № 2 «Улицы города Оренбурга»
Уточнить с детьми название улицы, на которой находится детский сад. Рассмотреть фотографии улиц города Оренбурга. Уточнить с детьми их домашний адрес. Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его местожительства.
Составить с детьми рассказы: «Что я видел на улице, когда шел в детский сад». Рассмотреть улицу на настольном макете.
Смоделировать ситуацию «Найди дорогу в детский сад». Провести развивающую игру на макете «Определи безопасный путь». Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Предложить детям конструирование на тему «Мой дворик»
Тема № 3 «Перекресток»
Познакомить детей с понятием «Перекресток». Дать детям представление о регулировании движения транспорта и пешеходов на перекрестке.
Объяснить, что перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светофором и без него. Нерегулируемые перекрестки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу. Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.
Познакомить детей с некоторыми разрешающими и запрещающими сигналами регулировщика. Рассмотреть иллюстрации. Прочитать детям «Посмотрите, постовой» Я.Пишумов.
Провести подвижную игру «Регулировщик и пешеходы» (смотри приложение 4)
Тема № 4 «Особенности дорожного движения осенью»
Рассказать детям как влияют погодные условия на движение транспорта и пешеходов. Рассмотреть иллюстрации «Осенняя дорога»
В пасмурный дождливый день повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина. Во время дождя надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. А машине трудно затормозить. Когда идет дождь поток воды по стеклу машины, забрызганные стекла грязью ухудшают видимость, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину. Надо быть очень осторожным!  Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!
После беседы задать детям вопросы.
Смоделировать ситуацию «Авария на дороге».
Предложить дидактическую игру «Улицы города» (см. приложение 3)

Модуль 2 «Участники дорожного движения»

Тема № 1 «Примерный пешеход»
Рассмотреть плакат по правилам дорожного движения.
Познакомить детей с основными правилами для пешеходов. Объяснить, какой вред наносят нарушители правил уличного движения. Закрепить знания детей о следующих понятиях: «пешеход», «островок безопасности», «переход». Уточнить, какие бывают пешеходные переходы (наземный, подземный). Познакомить с дорожными знаками пешеходных переходов. Прочитать стихотворение «Зебра-переход» В.Овчинцева, «Чудесный островок», «Подземный ход» А.Дорохов. Загадать загадки по теме. Смоделировать ситуацию «Помоги старушке».
Провести подвижную игру «Перейти дорогу» (смотри приложение 4)
Тема №2 «Мы – пассажиры».
Побеседовать с детьми о том, как надо вести себя в общественном транспорте.
Закрепить знания детей о этичном и безопасном поведении в городском транспорте и на остановке.
Обсудить вместе с детьми, кому необходимо уступать место в городском транспорте. Разобрать различные ситуации: при входе или выходе из городского транспорта, приведя положительные и отрицательные примеры поведения в общественном транспорте. Рассмотреть иллюстрации. Объяснить, почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям. Рассказать, как надо обходить автобус, автомобиль.
Прочитать рассказа А.Дорохова «Пассажир».
Провести подвижную игру с мячом «Верно-неверно». Организовать сюжетно-ролевую игру «В автобусе».
Тема № 3 «Профессия водитель»
Познакомить детей с особенностями работы водителей различного транспорта. Рассмотреть иллюстрации. Расширить знания детей о правилах поведения водителей на дороге.
Прочитать произведение И.Серякова «Законы улиц и дорог». Побеседовать по прочитанному.
Смоделировать ситуации «Авария на дороге». Организовать сюжетно-ролевую игру «Шофёр»
Предложить детям развивающую игру «Внимательный водитель» (в тетради) (смотри приложение 3)
Тема № 4 «Особенности дорожного движения зимой»
Рассказать детям о влиянии погоды на движение транспорта и пешеходов.
Дороги стали скользкими, нужно быть осторожными при их переходе.
Водителю трудно остановить машину, а при резком торможении ее может занести на тротуар.
Стекла машин залеплены снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.
Не играй в снежки на тротуарах и проезжей части улицы, дорогах.
Не катайся на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.
Рассмотреть иллюстрации «Зимняя дорога». Прочитать рассказ Лешкевич И. «Гололед»
Провести опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке», дидактическую игру «Наша улица» (см. приложение 3), подвижную игру «Зимняя дорога»

Модуль 3 «Транспорт»

Тема № 1 «Велосипед – мой друг».
Расширить представление о велосипеде, рассмотреть сюжетные картинки.
Прочитать рассказ М. Дружининой «Правила езды на велосипеде». Побеседовать с детьми на тему из личного опыта «Как я катался на велосипеде». Учить детей определять места игр и катания на велосипеде. Познакомить с дорожными знаками для велосипедистов.
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Предложить детям дидактическую игру «Назови недостающие части», настольно-печатную игру: разрезные картинки «Кто быстрее соберет велосипед», игровое упражнение «Катание по извилистой дорожке»
Тема № 2 «Транспорт нашего города»
Расширить знания о том, какой бывает транспорт. Закрепить знания о видах общественного транспорта города Оренбурга. Продолжать знакомить с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта. Рассмотреть иллюстрации с изображением городского транспорта. Загадать загадки. Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Что общего у всех видах этого транспорта? Особенности передвижения (транспорт передвигается с помощью бензина и за счет электричества).
Провести дидактическую игру «Собери транспорт» (дети из разрезных картинок собирают транспорт: автобус, троллейбус, такси; кто быстрее всех собрал, тот соответственно и водитель этого вида транспорта).
Организовать сюжетно-ролевую игру «Путешествие на транспорте»
Тема № 3 «Автомобили специального назначения»
Рассказать детям, что на улицах нашего города встречаются специальные машины. Это пожарная машина, милиция, скорая помощь; машины - цистерны, перевозящие бензин, газ, нефть, молоко. Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами «Сирена». На крышу кабины устанавливают специальный мигающий фонарь – синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал должны сразу же освободить проезжую часть, а другие машины должны пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
Рассмотреть иллюстрации «Автомобили специального назначения», прочитать рассказ Б.Житкова «Помощь идет».
Предложить детям сконструировать гаражи для спец. транспорта. Смоделировать ситуацию на напольном макете «Авария на дороге»

Модуль 4 «Наши помощники»

Тема № 1 «О чем говорят дорожные знаки»
Рассказ воспитателя о том, зачем нужны дорожные знаки.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Познакомить с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»; с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»); с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»); с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).
Рассмотреть сюжетные картинки «Дорожные знаки». Загадать детям загадки о дорожных знаках. Побеседовать по иллюстрации Стеркиной Р.Б. «Дорога – не детская площадка». Предложить дидактические игры «Дорисуй знак», «Поставь дорожный знак» (см. приложение 3)
Тема № 2 «Светофор»
Рассмотреть макет светофора. Пополнить знания детей о назначении светофора, о видах светофора (для пешеходов и для водителей). В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди. Довести до понимания детей, что светофор – лучший друг пешехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее. Провести дидактическую игру «Ответь светофору».
Прочитать стихотворения С.Михалкова «Светофор», инсценировать стихотворение.
Сделать аппликацию из бумаги «Светофоры для пешеходов и водителей» (двухцветные и трехцветные)
Наблюдать за работой светофора на прогулке.
Тема № 3 «Пост ГИБДД в моем микрорайоне»
Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге. Познакомить с особенностями работы сотрудников ДПС
Рассмотреть картинки с изображением работы сотрудника полиции – инспектора ГИБДД.
Предложить детям для обсуждения некоторые ситуации, которые могли бы быть на дороге:
Водитель нарушил правила дорожного движения и проехал на красный свет.
Пешеход перешел дорогу в запрещенном месте.
Произошла авария, две машины врезались друг в друга
Предложить детям выбрать из детей инспектора ГИБДД и проиграть различные ситуации на дороге на напольном макете. (В процессе игры использовать атрибуты инспектора ГИБДД: жезл, фуражка, погоны, радар, патрульная машина)
Прочитать рассказ Н.Носова «Автомобиль». Провести подвижную игру «Регулировщик и пешеходы» (смотри приложение 3)

Модуль 5 «Мы соблюдаем правила дорожного движения»

Тема № 1 «Кто самый грамотный» (на транспортной площадке)
На транспортной площадке детского сада детям для разыгрывания предлагаются ситуации, которые они должны проиграть, используя атрибуты и свои знания по ПДД.
Перед началом игры задать вопросы детям о правилах поведения на дороге. Предложить детям поиграть с машинами, велосипедами, самокатами в игру «Пешеходы и водители». Водители и пешеходы передвигаются по дороге и проигрывают ситуации на каждый свет светофора. Педагог обращает внимание на правильность выполнения действий детей.
Тема № 2 «Дорожная азбука»
Праздник.
В гости к детям приходят Лиса Алиса и Кот Базилио, которые не знают правил дорожного движения. Детям предстоит научить их безопасному поведению на дороге. Следующий герой – «Светофор». Он предлагает выполнить различные задания, поиграть в спортивные игры. В играх-конкурсах участвуют две команды: команда «Синих автомобилистов» и команда «Красных автомобилистов». 1 конкурс: «Дорожные знаки», 2 конкурс «Пройди по переходу», 3 конкурс «Собери автомобиль», 4 конкурс «Извилистая дорога». Лиса Алиса и Кот Базилио вместе с детьми участвуют в конкурсах.


4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Важную роль в выполнении программных задач играет процесс диагностики, который направлен на комплексное использование контрольных средств, систематическую и плановую деятельность воспитателя. При реализации контрольно-диагностического модуля используются: тесты, анкеты для изучения знаний и умений дошкольников по ПДД; карта освоения программы по развитию интегративных качеств ребенка, психолого-педагогические методики.

Тестирование на предмет изучения компетентности ребенка по вопросам безопасности дорожного движения


Вопрос
Ответ ребенка
Баллы

1.
Как называется часть дороги, по
которой движется транспорт?



2.
Как называется часть дороги,
отведенная для пешеходов?



3.
Кого называют пешеходом?



4.
Как безопасно перейти дорогу?



5.
Кого называют водителем?



6.
Какие виды транспорта ты знаешь?



7.
Что обозначают сигналы светофора для пешеходов и водителей?



8.
Почему нельзя играть на дороге?



9.
На каких автомобилях устанавливают сигнал «Сирена»?



10.
Для чего вдоль дорог поставлены знаки?



11.
Какие дорожные знаки тебе известны, что они обозначают?



12.
Какие правила необходимо соблюдать пассажиру маршрутного транспорта?



13.
Как влияют погодные условия на движение транспорта и пешеходов?



14.
Как перейти дорогу у остановки маршрутного транспорта?



Итоговая оценка:



Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
КАРТА освоения программы

Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________

Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Безопасность»

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения
в качестве пешехода и пассажира транспортного средства


понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»

беседа


различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение

наблюдение


соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

наблюдение


Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»



Итого
«+» - ___; «-» - ___

Уровень*



* Оценка уровня:
«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1. Нормативно-правовой ресурс
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012, № 273;
2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждён- ный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 27.10.2011 г. № 2562 г. Москва. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении».
3. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1.30.49-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»,
утверждёнными постановлениям Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г,№26;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.11.09 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования».
5. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 20.07.11 г. №2151 г.Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.12.10 г. №2106 «Об утверждении федеральной требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитаникив».

5.2. Научно-методический ресурс
Методы обучения и воспитания
При реализации программы используются методы обучения и методы воспитания. К методам обучения относятся:
Наглядные методы обучения: наблюдение и демонстрация.
В ходе наблюдения дошкольники не только знакомятся с организацией дорожного движения, но и учатся замечать изменения в меняющейся дорожной обстановке.
Демонстрация (рассматривание) картин, диафильмов, слайдов, видеофильмов - важный метод обучения, направленный на формирование у ребенка наглядных статических образов с помощью технических средств обучения.
Практические методы, с помощью которых педагог придает познавательный характер деятельности детей, а усвоение новых знаний, умений носит практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются: показ способов действия, упражнения, выполнение детьми творческих заданий, опыта и экспериментирования.
В ходе применения ситуационного метода обучения правилам безопасного поведения ребенка на дороге воспитатель показывает, как кусты, деревья, заборы, дома, стоящий транспорт могут закрывать видимость движущихся транспортных средств. Этот метод способствует развитию наблюдательности и способности анализировать.
При организации непосредственно-образовательной деятельности по правилам дорожного движения воспитатель пользуется наглядно-действенным показом. Показ должен быть четким, точным, разделенным на части, чтобы
дети видели каждый прием действий и смогли впоследствии повторить действия за педагогом.
В процессе моделирования мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
3.Выполнение детьми самостоятельных
(творческих) заданий.
Для развития мышления в процессе практической деятельности, раскрывающей содержание правил дорожного движений и формирующей навыки поведения детей на дороге, используются постепенно усложняющиеся творческие задания.
4.Игровые методы и приемы.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.
5.Словесные методы.
Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.
Беседа - применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях.
6.Чтение художественной литературы.
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развитии мышления, воображения, памяти. На занятиях по изучению детьми правил дорожного движения воспитатель может активно применять данный метод обучения: читать рассказы, стихи, сказки и т.д. При этом, детям дают представление о дорожно-транспортной лексике: регулирование движения, регулировщик, светофор, дорожные знаки, дорожная разметка, одностороннее или двухстороннее движение, остановка и др.
В работе с дошкольниками целесообразно использовать такие методы воспитания как: внушение, убеждение, упражнение, поощрение.
Средства обучения и воспитания.
При реализации программы используются средства: простые - словесные (учебники, наборы упражнений, заданий, схем), визуальные (реальные предметы, модели, макеты, рисунки); сложные - механические аудиальные (проигрыватель, радио-аудиозапись), аудивизуальные (телевизор, видеофильм), средства автоматизации процесса (компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Психолого-педагогические методики
Название
методики
Источник, автор
Цель

«Образная память»
Кобзева, Т.Г. «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников»,
педагог-психолог Н.В.Сазуранова
Изучение объема кратковременной образной памяти

«Пиктограмма»
Кобзева, Т.Г. «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников»,
педагог-психолог Н.В.Сазуранова
Исследование особенностей последовательного запоминания и его продуктивности, характера мыслительной деятельности, уровня сформированности мышления.

Методика изучения осознания детьми
норм и правил поведения на дороге
Кобзева, Т.Г. «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников»,
педагог-психолог Н.В.Сазуранова
Изучение осознания детьми
норм и правил поведения на дороге


Методика изучения субъективного переживания
старшими дошкольниками поведения на дороге.
Кобзева, Т.Г. «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников»,
педагог-психолог Н.В.Сазуранова
Изучение субъективного переживания
старшими дошкольниками поведения на дороге.


«Необитаемый остров»
«Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет»
под.ред. О.В. Дыбиной)
Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

«Три желания»
Нгуен, М.А. «Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника»)
Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей

«Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»
Нгуен, М.А. «Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника»)
Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.


«Чего не хватает на этих рисунках?»
Немов, Р.С. «Психология»)

Выявить уровень развития восприятия ребенка

Методические рекомендации.
Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому, задача педагогов - доступно объяснить их ребенку. При выборе формы обучения особенно важно не исказить содержания. Остановимся на некоторых подходах к обучению правилам дорожного движения:
1. Обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. Авторы многих используемых пособий по ПДД и воспитатели в своей практике употребляют термины и понятия, изъятые из ПДД много лет назад:
«улица» вместо «дорога»;
«мостовая», вместо «проезжая часть»;
«машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»;
«ряд» вместо «полоса движения»;
«свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»;
«постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС»;
не существует понятия «островок безопасности».
2. Часто путают имеющие самостоятельное значение термины: «Пешеходная дорожка» и «Пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Употребление несуществующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД.
3. Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак.
4. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения. Дорожные знаки играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения, но все же следует помнить, что они главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но, прежде всего, это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети».
5. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети», который вовсе не предусматривает переход дороги именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, т.к. рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на дороге.
6. Обращаться к детям надо нормальным языком, а не детским, уменьшительным: автомобильчик, светофорик и т.д., чтобы не искажать реальную картину дорожного движения. Как правило, всякие «Автоши», «Пешеходики», «Светофорики», «Зайки-зазнайки», «ГИБДДши» никакой смысловой нагрузки не несут. Никакой необходимости в них нет.
7. Не используйте иллюстрационный материал по правилам дорожного движения в стиле веселых и смешных комиксов. Они привлекают и развлекают детей, но отвлекают от основной задачи - увидеть и осознать реальную опасность на дороге, пути безопасного решения дорожной ситуации.
8. Показывая транспортные средства на примере игрушек, их название и назначение, обязательно покажите разницу при движении: игрушка - автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль остановить мгновенно нельзя и в этом главная опасность транспорта при его движении.

5.3. Материально-техническое обеспечение
Комплект дорожных знаков.
Стенд с информацией по безопасности движения для родителей
Уголок по ПДД в группе
4. Игрушки: транспорт различного функционального назначения (грузовой, легковой, спецмашины), светофоры, фигурки людей и др.
5. Настольные дидактические игры по правилам дорожного движения (кубики, лото, домино, разрезные картинки..)
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по правилам дорожного движения (жезл, свисток, фуражка, погоны, жилетка)
7. Площадка для практических занятий на территории ДОУ
8. Детские самокаты, велосипеды, ролики, автомобили
9. Видеоаппаратура с подборкой видеофильмов и мультфильмов по безопасности дорожного движения.

5.4. Кадровый ресурс
Воспитатель организует и проводит совместную образовательную деятельность и свободную деятельность детей.
Музыкальный руководитель при необходимости организовывает музыкальное
сопровождение НОД. Помогает воспитателю осуществить подбор музыкальных
произведений.







6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. – 144 с.
2.Дети - дорога - жизнь. Методическое пособие для преподавателей ПДД.-Нижнекамск, 2006.
3.Кирьянова, В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие / под ред. В.Н.Кирьянова. – М .: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 154 с.
4.Кобзева, Т.Г. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников / Т.Г. Кобзева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 219 с.
5.Коломеец , Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет / Н.В.Коломеец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 168 с.
6.Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
7.Оривенко, Л.П., Зубкова, Г.Л. Дорожная азбука для дошколят. В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми и родителями по безопасности дорожного движения. / Л.П. Оривенко, Г.Л.Зубова. – Оренбург: ООО "Орензнак", 2006. – 207 с.
8.Чермашенцева, О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / О.В.Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207с.
9.Шмундяк, В.Л Коментарии к правилам дорожного движения для образовательных учреждений. / В.Л.Шмундяк. – ООО "Центр Пропаганды", 2007. – 108с.








13PAGE 15






Qђ Заголовок 1Qђ Заголовок 21ђ Заголовок 515