Рабочая программа элективного курса Русский язык в ГИА 9 класс
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Добринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Утверждено
заседании МО директор школы
протокол № 1 Фомин В. А.
……………… …………………
от «………» 2016 г. от «…………» 2016 г.
Согласовано
Завуч школы
Черняева Г. Н.
………………..
«…………..» 2016 г.
Авторская рабочая программа
элективного курса по русскому языку
для учащихся 9-го класса
«Русский язык в ГИА»
на 2016-2017 уч. год
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы –
Шайкина Надежда Васильевна
2016 год.
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным
для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Цель программы:
подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации
Задачи:
Выработать навык комплексного анализа текста.
Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 18 часов. Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15лет.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает:
Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от
выпускников следующих умений:
-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения
различных видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их
употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных задач;
-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального
сборника;
- тестирование по пройденному материалу;
- написание сжатого изложения;
- написание сочинения на лингвистическую тему.
Учебно-тематическое планирование
№ п/пНазвание раздела Кол-во часов
1. Раздел I
Введение
1
2. Раздел II
Изложение
4
3. Раздел III
Лексика
2
4. Раздел IV Орфография и Синтаксис
6
5. Раздел V
Сочинение 5
Содержание тем элективаРаздел I 1 час
1. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел II.
Изложение 4 часа
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Написание изложения
Раздел III Лексика 2 часа
Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Раздел IV Орфография и Синтаксис 6 часов
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок.
Предложение. Простое осложненное предложение.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения.
Правописание Н, НН в разных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Контрольная работа. Тестирование
Раздел V Сочинение 5 часов
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Контрольная работа по варианту ГИА
Календарно-тематическое планирование
№
п/пТема урока Кол-во
часов Дата
План. Факт.
Введение. 1 1. Структура экзаменационной работы. Оформление бланков.
1 Изложение. 4 2/1. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. 1 3/2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста 1 4/3. Понятие о микротеме. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 1 5/4. Написание сжатого изложения. 1 Лексика 2 6/1. Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. 1 7/2. Изобразительно-выразительные средства русской речи 1 Орфография и Синтаксис 7 8/1. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании 1 9/2. Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. 1 10/3. Предложение. Простое осложненное предложение. 1 11/4. Однородные члены предложения. Знаки препинания при них. 1 12/5. Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения 1 13/6. Правописание Н, НН в разных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи 1 14/7. Контрольная работа по разделу «Орфография и синтаксис.
1 Сочинение 4 15/1. Сочинение-рассуждение . Композиция сочинения рассуждения. 1 16/2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 1 17/3. Оформление вступления и концовки сочинения. 1 18/4. Контрольная работа по ГИА 1 ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1 раздел. Введение.
2 раздел. Изложение.
Тексты для сжатого изложения взяты из сборника:
ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов (под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование «, 2015. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе). С. 221, 222.
Теория по сжатому изложению взята из сборника: стр. 247-271.
3 раздел. Лексика.
Теория и задания по теме «Лексика и выразительные средства русского языка» взяты из сборника Е. С. Симаковой с. 34-61.
4 раздел. Орфография и Синтаксис
Теория и задания по теме «Орфография и синтаксис»
из сборника Е. С. Симаковой:
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании: стр. 142-145.
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок: стр. 64-101.
Предложение. Простое осложненное предложение: стр. 146-170.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при них: стр. 171-176
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения: стр. 103-108; 180-186.
Правописание Н, НН в разных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи: стр. 111-117; 126.
Контрольная работа взята из сборника И. П. Цыбулько стр. 6-9.
5 раздел. Сочинение.
Теория и практика взяты из сборника Симаковой Е. С.: стр.274-289.
Литература
1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.
2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.
4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.
5.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.
6.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
7.Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980.
8.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.
11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
13. Симакова Е. С. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. – М., 2015-10-04
14. Цыбулько. И. П. ОГЭ. Рус. Яз.: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – М., 2015.
Словари и справочники
1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.