Рабочая программа элективного курса Органическая химия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании ШМС
протокол №1
«_26»____08___ 2015 г.
Руководитель ШМС

Гончар Н.А.

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
«27»_08____ 2015 г.
Директор школы

Молчанова Л.Д.
«Утверждено»
приказ по школе №126
от «01»___09___ 2015 г.
Директор школы


Молчанова Л.Д.



Рабочая программа
элективного учебного предмета «Органическая химия»
основной общеобразовательной программы среднего общего образования



Срок реализации – 1 год



Составитель:
Зайцева М.А., учитель химии











Костомукша
2015 г.




Пояснительная записка
Программа элективного курса «Органическая химия» предназначена для учащихся 10 класса, изучающих курс химии на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 ч в год (1 ч в неделю).

Цель курса – обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений; создать условия для углубленного изучения органической химии с учащимися, проявляющими склонность и интерес к химии; развитие познавательных интересов старшеклассников.
Задачи курса – закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической химии; значительно полнее рассмотреть электронное и пространственное строение веществ, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы химических реакций, органический синтез, вопросы биохимии; показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека; создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать со справочной и учебной литературой; развить у учащихся внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес учащихся к познанию химии. В программе предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ.
Формы контроля уровня достижений учащихся – зачетные работы.
Промежуточная аттестация обучающихся по данному курсу осуществляться по триместрам, с последующим выставлением зачета по итогам посещения занятий и защиты учебного проекта. Таким образом, в течение всего учебного года каждый учащийся получает 3 зачета (по 1 зачету в триместр)
Примерные темы учебных проектов:
1 триместр
Жизнь и научные открытия А.М.Бутлерова.
Академик Н.Н.Зинин.
Выдающийся русский химик Н.Д.Зелинский.
Органический синтез Ф.Веллера.
Развитие новых направлений в органической химии (М.Бертло, В.В.Марковников, М.Г.Кучеров, А.П.Бородин).
Органическая химия и окружающая среда.
Важнейшие представители углеводородов, их применение в промышленности.
2 триместр
Алкадиены. Синтез каучука его значение.
Алкоголь. Мифы и реальность.
Алкалоиды.
Вся правда о никотине.
Химия в создании новых материалов, красителей, волокон.
Химия лекарственных препаратов на примере лекарств домашней аптечки.
Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать.
Химия древесины: получение целлюлозы и бумаги.
3 триместр
Формальдегидные пластмассы: синтез, применение, экологические проблемы.
Сложные эфиры.
Средства личной гигиены и косметики.
Белки-ферменты.
Моющие и чистящие средства.
Биологически-активные добавки.
Витамины.
Гормоны.
Биотехнология и генная инженерия.


Основные требования к учебному проекту:

Работа над проектом включает в себя следующие этапы:
Этапы
Задачи. Содержание работы.

1. Подготовительный
а) Определение темы;
б) выбор рабочей группы.

2. Планирование
 
а) анализ проблемы;
б) определение источников;
в) определение формы проекта;
г) определение критериев оценки;
д) распределение ролей (обязанностей)

3. Исследование
а) уточнение информации;
б) поиск альтернатив;
в) выбор оптимального варианта решения
проблемы

4. Выполнение
а) реализация намеченного;
б) подготовка выступления

5. Защита проекта (предоставление отчёта)
а) объяснение результатов;
б) публичное выступление

6. Оценка результатов (рефлексия)
а) анализ выполнения проекта;
б) причины успехов и неудач

 
Проектная работа должна быть получена при помощи как традиционных методов сбора информации, так и современных методов и завершена конкретным результатом, который:
- представлен в виде доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.;
- выполнен в едином стиле например, содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля ;
- содержит соответствующие сноски, примечания;
- рассчитан на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищается в присутствии заинтересованной аудитории;
- должен в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Он может быть выполнен в любой форме.
Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.
Проект имеет следующую структуру:
- титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, учитель, место издания, год);
- оглавление;
- введение;
- основная часть (главы, разделы, параграфы);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложение (если есть).

Критерии оценки проекта:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- четкость соблюдения формы избранного жанра;
- использование дополнительной информации по отношению к базовому учебному курсу;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
После анализа представленного проекта по предложенным критериям, работа оценивается как «зачет», если выдержаны основные критерии или «незачет», если 50 % критериев не нашли отражения в проекте.

Содержание курса
 
1. Введение – 3 часа
Цели и задачи курса. Электронное строение атома углерода. Ковалентная химическая связь. Валентное состояние атома углерода. Виды гибридизации. Форма молекул.

Тема 1. Строение и классификация органических веществ. Химические реакции в органической химии – 9 часов
Классификация органических веществ.  Номенклатура органических веществ. Виды изомерии органических веществ. Пространственная изомерия. Статическая и динамическая изомерия. Типы химических реакций в органической химии. Классификация реакций в органической химии. Электронные эффекты в молекулах. Способы разрыва химической связи.
Вывод химической формулы  вещества по массовым долям элементов в веществе.

Тема 2. Углеводороды – 11 часов
Циклоалканы. Алкены. Электрофильный механизм реакции присоединения (Правило Марковникова). Алкадиены. Каучук и резина. Арены. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Способы получения бензоло и его гомологов. Правила ориентации в бензольном кольце. Мезомерный и индукционный эффекты. Генетическая связь между основными классами углеводородов.
Вывод химической формулы  вещества по продуктам горения вещества.
Практические работы:
Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества – 10 часов
Фенол. Способы получения фенола. Кетоны: свойства, получение, применение. Представители карбоновых кислот и их применение. Сложные эфиры, их получение и применение. Углеводы: фруктоза, рибоза, дезоксирибоза, сахароза. Генетическая связь между основными классами кислородсодержащих органических веществ.
Практические работы:
Карбонильные и гидроксильные производные углеводородов.
Карбоновые кислоты.
Синтез сложного эфира и расчет его выхода от теоретически возможного.
Углеводы

Тема 4. Азотсодержащие органические вещества – 2 часа
Азотсодержащие органические вещества. Гетероциклические соединения.
Практические работы:
Азотсодержащие органические вещества.

Календарно –тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Дата

Введение – 3 ч.

1.
1. Электронное строение атома углерода. Ковалентная химическая связь


2.
2. Валентное состояние атома углерода


3.
3. Виды гибридизации. Форма молекул.


Строение и классификация органических веществ. Химические реакции в органической химии – 9 ч.

4.
1. Классификация органических веществ


5.
2. Номенклатура органических веществ


6.
3. Виды изомерии органических веществ


7.
4. Пространственная изомерия. Статическая и динамическая изомерия.


8.
5. Изомерия и номенклатура органических веществ (упражнения).


9.
6. Решение задач на вывод формул органических веществ.


10.
7. Типы химических реакций в органической химии. Классификация реакций в органической химии


11.
8. Электронные эффекты в молекулах. Способы разрыва химической связи.


12.
Зачет: защита учебных проектов


Углеводороды – 11 ч.

13.
1. Практическая работа «Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах»


14.
2. Алкены. Электрофильный механизм реакции присоединения (Правило Марковникова).


15.
3. Решение задач и упражнений по теме «Алканы. Алкены»


16.
4. Практическая работа «Получение этилена и изучение его свойств».


17.
5. Алкадиены. Каучук и резина.


18.
6. Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам их сгорания.


19.
7. Циклоалканы


20.
8. Арены. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Способы получения


21.
9. Правила ориентации в бензольном кольце. Мезомерный и индукционный эффекты.


22.
10. Генетическая связь углеводородов. Решение задач и упражнений по теме «Арены»


23.
Зачет: защита учебных проектов


Кислородсодержащие органические вещества – 10 ч.

24.
1.Решение задач и упражнений по теме «Одноатомные и многоатомные спирты»


25.
2. Способы получения фенола. Решение цепочек превращений.


26.
3. Кетоны: свойства, получение, применение


27.
4. Практическая работа «Карбонильные и гидроксильные производные углеводородов».


28.
5. Представители карбоновых кислот и их применение


29.
6. Практическая работа «Карбоновые кислоты»


30.
7. Практическая работа «Синтез сложного эфира и расчет его выхода от теоретически возможного».


31.
8. Углеводы: фруктоза, рибоза, дезоксирибоза.


32.
9. Углеводы: сахароза.


33.
10. Практическая работа «Углеводы».


Азотсодержащие органические вещества – 2 ч.

34.
1. Практическая работа «Азотсодержащие органические вещества». Гетероциклические соединения.


35.
Зачет: защита учебных проектов



Учебно-методический комплект:

В.Г. Денисова. Химия. 10 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003
В.В. Перекалин, С.А.Зонис. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1982
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. Органическая химия: Учеб. Для 10 кл.общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии. – М.: Просвещение, 2003
С.А. Пузаков, В.А. Попков. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: Высш.шк., 1999
Цифровые образовательные ресурсы
Органическая химия // МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа
Органическая химия // Самарский государственный университет
Химия для всех - XXI век (самоучитель). Решение задач.// Образовательная коллекция 1С
Уроки химии KM-школы (10-11 классы )
Виртуальная химическая лаборатория // МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа
Интернет-ресурсы
1.           Органическая химия. Электронный учебник для средних школ/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.           Органическая химия. Электронный учебник / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15