Конспект урока по теме Аквариум — искусственная экосистема


Тема урока:
«Аквариум -  маленькая искусственная система».
Цели:
Обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме.
Выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”.
Развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе.
Развивать чувство любви к природе, понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живой материи.
Орг. момент
Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость
познания и радость общения.
Проверка знаний учащихся.
- Ребята, начать сегодня наш урок мне бы хотелось с небольшой разминки. На столах возьмите карточки №1.Вам необходимо вставить пропущенное слово. Каждое верное слово это 1 балл.
Сколько баллов можно заработать?(4)
…………………………………– единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Они поглощают из почвы воду и соли(минеральные питательные вещества), а из воздуха - углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому их профессию можно назвать …………………………………………
Они получают вещества, поедая растения и других животных. Получая органические вещества,они возвращают растениям углекислый газ. Поэтому их называют …………………………………………..
Это разные живые организмы: грибы, бактерии, жуки навозники, дождевые черви. Они питаются умершими живыми организмами. Их называют ……………………………………………….
Давайте сверим ответы.(слайд)
- Какие бывают экосистемы?
Природные и искусственные.
- Что такое искусственная экосистема?
Экосистема, созданная человеком.
- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?
Экосистема поля.
Уч-ль : Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Перед вами листы с тестами «Экосистема поля». В каждом задании вам необходимо выбрать букву, которая соответствует правильному ответу. Таких заданий 8. Буквы ответов нужно сложить последовательно. Если выбор ответов будет правильным, вы получите ключевое слово в новой теме нашего урока. Если выполните все правильно, то заработаете 8 баллов.
Тест «Экосистема поля»
Поле – это…
а)искусственная экосистема ;
б) природная экосистема
2.Особенности экосистемы поля в том, что она ……
и ) часто возникает на месте озера ;
к) нуждается в уходе человека ;л) круговорот замкнут.
3.Если человек перестанет ухаживать за культурными растениями, то поле….
а) превратится в болото ;б) превратится в лес ;в) превратится в луг.
4.Культурные растения – это ….
а) подсолнечник, рис, капуста, кукуруза ;б) одуванчик, вьюнок, осот, лопух.
5.Василёк, пижма, пастушья сумка, лебеда – это …..
п) яркие цветы ;р) сорняки ;с) культурные растения.
6. Биологическая борьба с вредителями – это способ защиты с использованием:
и) живых помощников ;к) ядохимикатов.
7.Какие преимущества имеет биологическая борьба с вредителями урожая по сравнению с применением ядохимикатов :с) приносит быстрый результат ;т) дешевле ;у) не вредит человеку.
8. Любая экосистема состоит из…
л)гидросферы, литосферы, атмосферы ;
м)вода, воздух, горные породы, почва, три профессии живых организмов.
1 2 3 4 5 6 7 8
Уч-ль : Какое слово получилось ? АКВАРИУМ
- Можем назвать аквариум экосистемой?
-Почему искусственной?
-Каковы её размеры по сравнению с другими экосистемами?
-Сформулируйте тему урока.( «Аквариум - маленькая искусственная система».)
-Назовите цели. (Цели: исследовать аквариум, как искусственную экосистему, - узнать, как создать аквариум, выяснить, как живут растения и животные в аквариуме)
-Как вы думаете, можем ли мы с вами создать экосистему аквариума сейчас, на уроке? - Почему нет?
- Верно. Тогда давайте попробуем создать не саму экосистему, а её модель. Кстати, что такое аквариум? Одна из групп занималась исследованием . Давайте послушаем.
1 гр- Историки. аквариумисты;
План. 1 Понятие . 2Где и когда появился первый аквариум?
3 Когда появился аквариум в России?
(В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок.
В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.
Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб.( Изображение пустого аквариума)
-Прежде чем начать заполнять наш аквариум давайте поработаем в группах. За работу в группе оцените по 5 бальной шкале.
(После этого вывожу на экран изображение аквариума с надписями. Неживые компоненты : ? вода, грунт.
Профессии :? растения – производители;
? рыбы – потребители ; ? улитки – разрушители
-Как вы думаете, с чего начнём создавать аквариум: с представителей живой или неживой природы?
-Почему?(неживые компоненты)
-Что поместим сначало?(грунт)
-Ребята, 1-я группа, расскажите, что вы узнали о грунте .(коричневый конверт)
ПОЧВА (грунт)
Инструкция:
1.Прочитайте статью о грунте.
ГРУНТ.
Грунт – почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.
2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.
3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют __________________________________________________________
__________________________________________________________
Перед помещением в аквариум, грунт нужно
______________________________________________________________________
и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров.
(выношу на экран изображение грунта – «помещаю на дно аквариума»)На один вопрос мы ответили . Что поместим теперь?
-Что вы узнали о воде?
Группа №2.
(синий конверт)
ВОДА
Инструкция:
Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:
1.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.
2.Сделайте вывод.
3.Дайте ответ по плану.
План ответа
Из дополнительной статьи мы узнали __________________________________________________________
__________________________________________________________
и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода.
-Обо всех компонентах не живой природы поговорили?
-Что нужно сделать, чтобы в аквариуме было достаточно воздуха?
Группа №3.
Кислород.
1.Прочтите текст.
Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?
2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор.
-Что нужно сделать, чтобы для растений в аквариуме было достаточно света?
Группа №3.
Свет.
1.Прочтите текст.
В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы аквариум не зарастал водорослями?
2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света.
-Ребята, вам нравится наш аквариум ? Наша модель завершена? Что будем делать дальше?
-Ребята, вы назвали много разных растений. Можем мы все их поместить в аквариум?
-Достаточно поместить несколько видов растений.
-И обратите внимание, многие считают, что все растения в аквариуме – водоросли. Это не так. На самом деле чаще в аквариумы помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко.
- А теперь слово предоставим группе исследователей живых компонентов, а именно аквариумных производителей.
Выступления ребят……
1-й :Аквариумные растения (их часто ошибочно называют водорослями) очень разнообразны. Но, как мы убедились, они очень важны для биологического равновесия. Кроме того, они обеспечивают обитателям аквариума укрытие, место для размножения, а в некоторых случаях служат кормом. Некоторые растения удерживаются корнями за грунт, другие свободно плавают по поверхности воды.
3-й слайд : растения – риччия и сальвиния
2-й : Я исследовала плавающие растения. Самые известные – это риччия и сальвиния. Они идеально подходят, если надо затенить аквариум, служат надёж-ным укрытием для мальков./Прикрепляет рисунки растений в аквариум на доске/
4-й слайд : эхинодорус3-й :Опытные аквариумисты оценили красоту такого растения, как остролист (или эхонодорус) . Оно легко приживается, размножается многочисленными побегами, а цветовая гамма от ярко-зелёного до бардового. /Прикрепляет на доску/
5-й слайд : валлиснерия и элодея.
4-й: Очень популярны такие растения, как валлиснерия и элодея. Они прекрасно украшают аквариум и неприхотливы.
-Достаточно поместить несколько видов растений.
-И обратите внимание, многие считают, что все растения в аквариуме – водоросли. Это не так. На самом деле чаще в аквариумы помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко.
-Теперь условия среды позволяют поместить в наш воображаемый аквариум кого?
Отчёт группы «Исследователи аквариумных потребителей»
1-й : Рыб для аквариума подбирают в зависимости от природной среды обитания. Холодноводных содержат отдельно от тепловодных. 7-й слайд : гуппи: самец и самка, меченосец, барбус, золотая рыбка.
Например, теплолюбивые – это гуппи, меченосцы, барбусы, а холоднолюбивые – золотые рыбки.
2-й: В нашем аквариуме хорошо себя чувствуют гуппи. Этой рыбке принадлежит рекорд – она самая популярная из аквариумных рыб, среди рыб она первая побывала в космосе в условиях невесомости. Самец меньше самки, но более ярко окрашен. Самка окрашена скромно в оливковый цвет. Гуппи – мирные рыбки, они всеядны. Главное их не перекармливать, иначе возникнет ожирение. Это живородящие рыбки. За год самка может приносить потомство 5-7 раз по 60 мальков. Как раз совсем недавно в нашем аквариуме появились мальки гуппи.
3-й : Я хочу рассказать о рыбках. Которые появились в Европе в начале прошлого века и сразу полюбились – это меченосцы.
Тело их удлинённое, сжатое с боков. Самки крупнее самцов. Основная особенность- у самцов имеется отросток в виде меча, благодаря которому рыбка получила своё имя. В аквариуме это спокойные, мирные жители. Любят растения, плавающие на поверхности. Это тоже живородящие рыбки. За один раз самка приносит до 50 мальков.
4-й : О разнообразии аквариумных рыб. Их содержании вы сможете узнать из нашего проекта или из книг «Аквариумные рыбки» и журнала «Аквариум»
-О ком ещё мы не сказали?
-Они должны быть в аквариуме?
Отчёт группы «Исследователи аквариумных разрушителей»
Уч-ль : Кто же ещё в аквариуме выполняет роль мусорщиков-разрушителей? Этот вопрос исследовали ребята из 3-е й группы.
1-й : В настоящем аквариуме обязательно должны жить несколько моллюсков. Они играют большую роль : уничтожают налёт на стенках и грунте, съедают остатки корма, обогащают грунт минеральными веществами. Но их количество не должно быть слишком велико, потому что они потребляют кислород и часто объедают растения. Например, 1 улитка на 8-10 литров воды.
Слайд 8 : улитка ампулярия2- й : Улитка АМПУЛЯРИЯ – крупная пресноводная улитка, обитающая в тропической зоне Азии и Южной Америки. Эти улитки дышат и атмосферным кислородом, и кислородом, растворённым в воде. У них есть и жабры, и лёгкие, поэтому улитка длительное время может жить вне воды. /прикрепляет в аквариум/
улитка -катушка
3-й: А улитка- катушка родом из Южной Америки. Раковина у неё в виде диска, содержит около 5 завитков. Если вы содержите эту улитку, за растения опасаться не стоит – она их не ест. Питается водорослями со стёкол аквариума и гниющими частями растений. /прикрепляет в аквариум/
-Ребята, посмотрите, получилась у нас модель аквариума?
Как это высказывание понимаете вы?
: Антуан Де Сент Экзюпери сказал: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
А теперь сосчитайте свои баллы . Кто набрал 17,16 баллов поднимет красную рыбку.
15,14 баллов –желтая рыбка.
13 и ниже – синяя.
Посмотрите какой аквариум нарисовал Женя. Можно ли его назвать маленькой искусственной экосистемой?
-Почему?
Давайте заполним аквариум Жени рыбками. Выберите рыбку того цвета, который соответствует вашей самооценке, поселите свою рыбку в наш аквариум.
Красная рыбка -Всё удалось, я доволен собой
Жёлтая рыбка-Не всё получилось, но в целом я доволен собой
Синяя рыбка-Многое не получилось, я не очень доволен собой

со стихотворения русского поэта Р.А.Кудашова В летний день летал в округе
Лекгокрылый ветерок
И подслушал на досуге
Как хвалился мотылек:
«Весь я синий, весь я яркий,
Всюду виден в спелой ржи;
Для меня и в полдень жаркий
Ходят дети вдоль межи.
На меня садится мушка,
И пчела ко мне летит;
Маленькая мышь – вострушка
Мне вреда не причинит.
И меня, кружась по воле,
Навещает мотылек,
Я – краса ковра ржаного,
Ярко – синий василек!»
Слышит ветер: вдруг раздался
Чей – то тихий голосок;
Разогнулся, закачался
Полный зерен колосок:
«Правда! Весь я желтый, ломкий
Я рядиться не люблю
И простой моей соломкой
Никого не удивлю.
Я не жду гостей крылатых:
Чем принять, чем встретить их?
Лишь для мышек небогатых
Сыплю зернышек моих.
Я ращу, в тиши хранимый,
Хлеб насущный, хлеб ржаной,
Люди нежно собирают,
Наклоняясь надо мной.
- Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? (Учащиеся: в поле).
- Что такое поле?
(Учащиеся: экосистема).
- Из каких частей состоит экосистема?
Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.