Урок литературного чтения Колыбельные песни (2 класс)
МКОУ «СОШ №2», г.Сосенский Козельский район Калужская область
Урок литературного чтения
2 класс
«Народная колыбельная песня »
Учитель Цыганова Людмила Григорьевна
Урок литературного чтения 2 класс "Народная колыбельная песня".
Цель: развитие добрых и нежных чувств.
Задачи: дать образное представление об истоках колыбельной песни;
приобщать к традициям народной культуры;
Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и семейных ценностях;
учить видеть красоту и многообразие слова;
отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: презентация «Колыбельные народные песни», учебник Бунеева Р.Н. «Маленькая дверь в большой мир», часть 2, тетрадь по литературному чтению, тексты колыбельных песен.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Давайте поприветствуем наших гостей.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Мы литературу будем изучать
Всё, что знаем – повторять,
А новое – запоминать.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация.
– Сегодня я предлагаю вам продолжить разговор о жанрах устного народного творчества. Вы уже знаете, что они очень разнообразны. С какими из них вы знакомы? (Пословицы и поговорки, загадки, былины )
- Что вы знаете о загадках?
(Загадки – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много лет назад. Есть литературные загадки, их сочинили писатели и поэты. Загадка – это задачка, которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт.)
- Зачем люди загадывают загадки?
- Как строится загадка?
(Сначала надо решить, о чем будет загадка, т.е. придумать отгадку. Затем назвать несколько признаков, по которым можно узнать предмет).
- Загадайте загадки, которые выучили нашим гостям.
3.Речевая разминка.
Дарья дарит Дине дыни. (Слайд)
- Прочитайте молча, шепотом, вслух друг другу.
- Прочитайте с интонацией удивления, восторга, страха.
- Прочитай с логическим ударением на 1 слово, 2 слово, 3 слово, 4 слово.
- С чем мы работали? Для чего? С какой целью?
4.Предположение темы. (Слайд)
СПАЛЬНЯ
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
СЛАДКИЙ СОН
МАМА
ПЕСНЯ
НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС
- Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?
- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?
- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте. (Слайд)
(Исполняется колыбельная песня)
- Что вы сейчас прослушали? Это ещё один жанр устного народного творчества – КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ. Значит, чему мы посвятим наш урок? (Слайд)
- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?
(пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)
- Кто обычно исполняет колыбельные песни? Когда и зачем? Как их поют?
- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Колыбельные песни - самые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве.
Назначение колыбельной песни – усыпить ребёнка.
5.История колыбельной песни.
- А теперь порассуждаем дальше. Как вы думаете, когда возникли колыбельные песни?
- Послушайте, и я вам прочитаю один отрывок.
«Однажды внучка спросила у дедушки:
– Дедушка, кто старше меня?
– Твои мама и папа!
– А кто старше, чем они?
– Мы с бабушкой
– А кто старше всех-всех на свете?
– Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама».
– Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная.
(Я думаю, что, как родился человек, был хлеб, и была колыбель. Колыбель – это наш сон, который приходит к нам ночь каждый день.)
Давайте обобщим:
Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш.
Колыбельная песня выбирает нас самая первая.
Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка.
И два понятия таких как «хлеб насущный» и «колыбель» стоят рядом.
Хлеб питает (что?) (тело человека), а колыбель – (душу) (Слайд)
– Как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен? (Двести, три тысячи, их много)
– Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет её по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново.
Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.
- А почему песню назвали колыбельной?
- Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. (Слайд)
КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).
- В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни.
- Как вас убаюкивали в детстве?
- Каким тоном пела вам мама песню?
- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.
- А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)
- Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.
- Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности.
- «Баю – баюшки – баю..» (Слайд) строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова «баять» т.е. говорить, рассказывать.
- В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод.
- Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот.(Слайд ) Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель т.к. у него тёплая шёрстка и ласковое мурлыканье.
- Сейчас мы побудем с вами в роли этого животного.
6.Физминутка
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курицы.
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать
Станут котю угощать.
7.Творческая работа в парах.
- А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас на столах карточки. Послушайте задание, которое вы должны выполнить на этих карточках. Работаем в парах.
- Расставьте строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня.
Научитесь читать её выразительно. Прочтите друг другу.
1ряд.
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю –баюшки-баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
2ряд.
Прилетели журавли
Ой, люли– люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спит – спит.
Не будите у нас Ваню
3ряд.
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
В небе звездочки горят
Малым детям спать велит.
8. Прослушивание песен.
- А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню. Слайд
(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)
9.Работа с книгой.
Услышав, что мы говорим о колыбельной песне, к нам пришел Афанасий. Откроем стр. 50.
a) Чтение за 1 минуту шепотом.
б). Чтение вслух.
в). Анализ текста:
- Что прочитал Афанасий Саше?
- А почему он рассказывал Саше колыбельную?
- Что значит «глаза слипаются»? Подбери синоним.
- Кто автор этой песенки?
- В какой стране живет этот народ?
- Что из текста вы узнали про эту страну?
г). Повторное чтение колыбельной.
- Чем занимаются в норвежской семье?
- О чем мама просит малыша?
- «Подремать» - подбери синоним. (спать, заснуть, почивать – устаревшее, с оттенком почтительности.
- Понравилась ли Саше колыбельная?
- Почему Афанасий колыбельную песню рассказывал, а не пел?
- Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»
Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.
РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.
ЧИТАТЬ РЕЧИТАТИВОМ – значит читать на распев.
- Значит, как исполняли колыбельные песни?
- Какой темп выберете для этой песни?
- Какую громкость? Какой тон?
- Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни?
- Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше.
- Вы прослушали русские народные колыбельные песни и норвежскую народную песню. Что общего?
10. Итог урока.
- Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?
- Понравились ли вам песни, которые сегодня звучали?
- А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню?
- Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.
Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.
Сегодня, когда придете домой, загляните в глаза маме.
- Как вы думаете, что вы в них увидите?
- После того, что вы увидите в маминых глазах, чтобы вы сделали, чтобы маме стало очень хорошо?
11. Домашнее задание.
- Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 50. Что собирается делать Афанасий?
- Давайте дома выучим для него каждый свою колыбельную песню. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к своей песне.
- А где вы можете взять эти песни? (Тетрадь по чтению с.38 №2)
- Узнали ли вы что-нибудь нового? Что можете сказать про наш урок?
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю – баюшки – баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю – баюшки – баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю – баюшки – баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю – баюшки – баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю – баюшки – баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
Прилетели журавли
Ой, люли – люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спит – спит.
Не будите у нас Ваню
Прилетели журавли
Ой, люли – люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спит – спит.
Не будите у нас Ваню
Прилетели журавли
Ой, люли – люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спит – спит.
Не будите у нас Ваню
Прилетели журавли
Ой, люли – люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спит – спит.
Не будите у нас Ваню
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
В небе звездочки горят
Малым детям спать велит.
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
В небе звездочки горят
Малым детям спать велит.
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
В небе звездочки горят
Малым детям спать велит.
Урок чтения во 2-м классе на тему: "Авторские колыбельные песни"
(по программе "Школа-2100")
Цели:
Познакомить детей с авторскими колыбельными песнями. Повторить материал о устном народном творчестве, а именно о народной песне.
Развивать выразительное, эмоциональное чтение, память, речь, уметь сравнивать.
Воспитывать любовь к песне, к матери; чувство доброты, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: иллюстрации, изображающие материнство (женщины с детьми, животные с детенышами); магнитофон, кассеты с колыбельными песнями (народными и авторскими).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Выставка рисунков
2. Исполнение колыбельных песен (девочки с куклами – инсценирование)
- Соответствуют ли рисунки исполненным песням?
- Что в песнях, по мнению создателей, оберегает ребенка? (очаг, семья, животные)
Обобщение:
- К какому жанру относятся народные песни? (устному народному творчеству)
- Какие еще народные песни знаете? (колыбельные, детские прибаутки, свадебные песни, протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, солдатские)
- Почему в песнях исполнитель часто обращается к животным? (призывает защитить и уберечь ребенка)
II. Обобщение и введение в тему
Показ иллюстраций, изображающих материнство
- Что объединяет все эти картины? (Большая любовь к детям, доброта, нежность. И когда исполняют колыбельные песни, мы это тоже чувствуем в голосе исполняющего, его тембре, медленном темпе)
Если народные песни появились давно, то литературные колыбельные песни появились позже.
- Что значит “литературные”? (есть автор, кто сочинил)
- Давайте послушаем одну из таких песен и скажем, о чем она? Как построена?
Прослушивание песни из к/ф “Гусарская баллада” “Колыбельная Светланы” сл. А.Гладкова, муз. Т.Хренникова
- Что вы почувствовали, когда слушали песню? (любовь матери к дочке, беспокойство о ее будущем)
- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Могут ли животные чувствовать нежность, заботу, любовь к своим детенышам? (могут, они беспокоятся о них, заботятся, защищают).
И очень нежную песню сочинили поэт Яковлев и композитор Е.Крылатов к м/ф “Умка”. Послушайте.
Прослушивание колыбельной из м/ф “Умка”
- Что вы почувствовали, слушая песню? (Тоже любовь. Пусть ничто не тревожит медвежонка. Их льдина надежна, светят им “звездные медведи”, а рядом старшие соседи – белые медведи).
- Хочется ли еще слушать или читать колыбельные песни?
- Чем отличается народная песня от литературной? (У народной текст простой, у литературной – сложные слова, выражения.
III. Физкультминутка на релаксацию
IV. Работа с текстами во время чтения “Спи, мой мальчик! Птицы спят” Валерия Брюсова
1. Учитель рассказывает об авторе, показывает портрет.
2. Учащиеся читают про себя.
- Какие картины вы представили? Расскажите.
- Почему так много картин?
Чтение вслух по строфам
1 строфа
- Почему косули робкие? (Они всего боятся)
- Почему автор перечисляет столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать)
- Как много в русском языке синонимов к слову “спать”. Найдите их, подчеркните в тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почиваем)
- Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый)
2 строфа
- Почему не надо мальчику ничего бояться?
3 строфа
- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых). А что значит, звери, легкие на роздых? (Они легко засыпают)
- О чем просит мама сына? (Заснуть)
- Зачем она обращается к волкам, совам?
- Какие чувства надо передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить)
Выразительное чтение
V. Янис Балтвилкс “Где ночует дрема?”
Учащиеся читают про себя
- Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребенка)
- Что ответила мама?
- Почему дрема днем обнимает совят? (Совы днем спят. Это ночная птица)
Учащиеся читают вслух
- Где живет герой книги?
- Как это “в дверь стучится дрема”? (Хочется спать, человек начинает дремать)
- Почему ребенок не хочет впускать дрему? (Он хочет задать маме вопрос. Он придумал живую дрему)
После чтения 4 четверостишия:
- Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку)
Учащиеся читают по ролям
VI. Сравнение колыбельных авторских песен
- Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (Да. В них чувствуется любовь родителей к детям)
- Чем они различаются? Почему? (Первая – поэтический гимн материнству. Вторая – песенка-фантазия ребенка)
- Что мы можем сказать о втором авторе? (Что он живет около моря. Это прибалтийский поэт)
VII. Итог урока
- Что запомнилось на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Захотелось ли петь колыбельные песни?
VIII. Домашнее задание
Выучить одну (по желанию) колыбельную авторскую песню.
15