Конспект урока по литературе на тему: Тема дружбы в лирике Пушкина
Тема: Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен ...
(Стихотворение «19 октября» 1825г.)
Цели урока:
1. обучающая: повторить и закрепить биографические сведения о Пушкине; повторить основные темы лирики Пушкина и стихотворения по этим темам; выяснить при чтении стихов наизусть степень понимания смысла и восприятия прочитанного стихотворения; познакомить с адресатами пушкинской дружеской лирики (Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин);
2. развивающая: развивать умение анализировать стихотворный текст с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции и выразительно его читать; сопоставлять факты биографии со смысловыми особенностями стихотворения;
3. воспитывающая: воспитать у школьников уважение к чувству дружбы, пронесенному Пушкиным с лицейской скамьи до конца дней; стремление к вдумчивому чтению и осмысленному пониманию стихотворного текста.
План урока:
Вступительное слово
Лицейские годы(1811-1817)
Объяснение новой темы
Вступительное слово – рассказ о друзьях Пушкина
Чтение и анализ стихотворения “19 октября 1825 года”.
Итог урока
Вступительное слово
Имя А.С. Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей Родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший ее на одно из первых мест в мировой литературе.
А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Отец поэта увлекался литературой, собрал большую библиотеку французских авторов 18 века(Руссо, Дидро, Монтескье). Пушкины часто принимали у себя видных литераторов или встречались с ними в других домах.
Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о ранней внутренней сосредоточенности мальчика, о его полном погружении в свой особый, детский, но уже поэтический мир. Впоследствии, однако, родители замечали в нем «пылкий нрав, необыкновенную память, и, в особенности, наблюдательный не по годам ум».
В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька, Никита козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.
- Где учился А. С. Пушкин? (В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович).
2. Лицейские годы (1811-1817):
– Кто изображен на этом портрете и какую роль он сыграл в жизни Пушкина? (Слайд 7: Гавриил Романович Державин считался в то время первым поэтом в России). Воспитанник Царскосельского Лицея, юный Александр Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе» на публичном экзамене и поразил Г.Р.Державина глубиной мысли и изяществом поэтического исполнения.
– Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене? (Пушкин читал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» ). Впоследствии Пушкин писал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее...Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом...» («Евгений Онегин» - 8 глава: «Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил»).
3.Объяснение новой темы: запись в тетради тема урока+эпиграф! Слайд 4. Вступительное слово – рассказ о друзьях Пушкина:
Теперь давайте обратимся к теме нашего сегодняшнего урока и поговорим о еще нескольких лицейских друзьях Пушкина. Тема дружбы проходит через всю лирику А.С.Пушкина. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Пушкина всегда поддерживали его друзья-лицеисты: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер. Их верность, любовь, преданность были всецело отданы А.С.Пушкину. Ещё со времён лицея они были преданными друзьями. Я думаю, будет интересно узнать о них...
Антон Антонович Дельвиг (1798-1831) был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга. Антон Дельвиг носил баронский титул. В лицее Дельвиг отличался только познаниями в российской словесности, да и те не склонен был проявлять в классе. Все остальные лекции проходили как в тумане, он дремал. Тогда и родилась полу-легенда – полубыль о небывалой лености барона Дельвига.
«Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный...»
Едва ли он был ленив, скорее, это манера поведения, некий темп жизни, усвоенный в детстве и перешедший в привычку. Дельвиг не боялся общества, он любил пошалить, да и силой мог помериться с любым силачом. Дельвиг увлекался Г. Р. Державиным, хорошо знал издание Жуковского в 1810-1811 годах. В лицее он начинал писать стихи и вскоре стал одним из первых лицейских поэтов; в его стихотворениях Пушкин находил «необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он изменял». Окончив в 1817 году лицей (Дельвигу принадлежала ставшая лицейским гимном «Прощальная песнь воспитанников Царскоселенского лицея», 1817), Дельвиг служил в разных ведомствах, а с 1820 года – помощником библиотекаря в Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова, но остальное время отдавал литературным знаниям. Он входил в поэтическую группу, сложившуюся вокруг Пушкина. Дельвиг был первым, кто еще в лицее объявил Пушкина поэтическим наследником Державина и главой нового поэтического движения. Постоянно тяжело болевший он скончался после нескольких дней простудной болезни. Смерть Дельвига стала потрясением для всего его окружения, более всего для Пушкина.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому – рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных. Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой, но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера, которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения. Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Кюхля писал стихи (в начале неумелые и косноязычные), но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли. Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Из лицея Кюхельбекер (он окончил с серебряной медалью), как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Но чиновником он не мог стать по своей природе. Весной 1820г узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, «поэта»:
И ты – наш новый Корифей-
Певец любви, певец Руслана!
Что для тебя шипенье змей,
Что крик Ифимии и Врана?-
Лети и вырвись из тумана,
Из тьмы завистливых времен.
И сразу министр внутренних дел получил донос на Кюхельбекера. В дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе.
Иван Иванович Пущин (1798-1859) - «Жанно», как его называли товарищи, был на год старше Пушкина. Оба уже при первом знакомстве почувствовали друг к другу какую-то безотчётную симпатию. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилась за время совместного пребывания в Лицее и сохранилась навсегда. Главным его свойством была рассудительность. Прямой и открытый характер Пущина, его спокойная рассудительность внушали его другу-поэту не только любовь, но и уважение. У Пушкина было много друзей, но дружба с Пущиным выделялась среди всех этих дружеских отношений, выделялась особой серьёзностью. Но вот наступила весна 1817 года – момент окончания Лицея. Пути друзей разошлись: Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел, а Пущин – в гвардию, в конную артиллерию. В мае 1820 года Пушкин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет. Пущину удалось навестить Пушкина только в 1825 году в новом месте его ссылки, В Михайловском. Это было последнее свидание друзей перед вечной разлукой…День, проведённый вместе в Михайловском, запечатлелся в их памяти до конца жизни… В январе 1825 года Пущин расстался с Пушкиным, а в декабре того же года вспыхнуло давно подготовленное восстание. 14 декабря одним из первых пришёл на Сенатскую площадь. Он действовал хладнокровно и энергично и оставался на площади до самого конца. На другой день он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Начался суд под руководством нового императора – Николая I. Пущин вёл себя на суде с необыкновенным достоинством: никого не выдавал, не сваливал вину на других. Он был приговорён к казни с отсечением головы», но она была отменена. По указу Николая I велено было его «по лишении чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь». Умер он в апреле 1859 года, в возрасте шестидесяти лет.
V. Чтение и анализ стихотворения “19 октября 1825 года”.
– Когда оно написано? (Было написано во время ссылки в Михайловское, за 8 лет после окончания лицея, в период разлуки, в период одиночества).
– Как начинается стихотворение? (Стихотворение начинается картиной осенней природы).
– Каким чувством проникнуто начало стихотворения «19 октября 1825»? (Поэту грустно).
– Почему ему грустно? (Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве).
– О каких друзьях он мрачно вспоминает в этот день? (Воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине).
– Как меняется тональность стихотворения «19 октября 1825»? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? (Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить). Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Он вспоминает тех, кто не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига.
... здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость «дома опального». Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.
6.Итог урока: Пушкин был человеком, который превыше всего ценил этот прекрасный дар – дружбу. Образец дружбы, истинной, мужской – лицейское братство Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. Какая прекрасная и сильная дружба связывала этих столь непохожих друг на друга людей!