Урок по химии Кислородсодержащие органические соединения
Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки".
Тип урока: урок повторения; систематизации и обобщения изученного материала.
Цели:
продолжить формирование у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов.
продолжить развитие логического мышления.
Задачи:
систематизировать и обобщить знания учащихся о строении, функциях и структурах клетки;
проверить качество усвоения учащимися цитологических знаний;
проверить умения использовать их для объяснения процессов происходящих на клеточном уровне;
продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур и умение устанавливать причинно- следственные связи.
развивать умение делать выводы и формулировать биологические определения.
воспитывать умение слушать и анализировать ответы одноклассников.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, поисковый.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
«Коль много микроскоп нам тайности открыл». М.В. Ломоносов
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?– Когда и что способствовало становлению науки цитологии?– Мы с вами изучали строении, функциях эукариотической клетки (вспомнить определение)? – Задача нашего урока выяснить правильны ли утверждения, что
«клетка – система систем»,«клетка – открытая система»,«клетка – саморегулирующаяся система».
III. Основная часть урока
1) Анализ
– устная, фронтальная работа с терминами: кристы, матрикс, гликокаликс, нуклеоплазма, гиалоплазма, тилакоид, плазмалемма, осмос, диффузия, эндоцитоз, плазмодесмы, плазмолиз, циклоз.
– установление соответствия органоидов и их функций (индивидуальная, письменная работа)
Органоиды
Функции
Клеточная мембранаКлеточная стенкаХлоропластЭПС (гл.)Комплекс ГольджиМитохондрииЛизосомыРибосомыКлеточный центрЯдроЭПС (ш.)
Место синтеза белкаЖесткий защитный покров некоторых клетокМесто протекания процессов фотосинтезаОбеспечивает гомеостаз клеткиСодержит генетический материал клеткиВнутриклеточное пищеварение, экзоцитоз и т.д.Депо ионов кальцияТранспорт и модификация белковУчаствуют в клеточном дыхании у эукариотКонтролирует образование микротрубочек (цитоскелета, веретена деления)Обеспечивают сортировку, упаковку веществ клетки.
– оценка и комментарии учителя.
2) Синтез (индивидуальная, письменная работа)
– объедините одним биологическим понятием:
микротрубочки, деление, триплеты –
липиды, белки, защита, транспорт –
кристы, матрикс, энергия –
двойная спираль, водородные связи, репликация –
граны, тилакоиды, углеводы –
ферменты, расщепление, пищеварение –
– оценки и комментарии учителя.
IV. Закрепление и обобщение знаний по теме
1) Установление причинно-следственных связей –
Объяснить, какие процессы изображены, их значение, роль органоидов.
2) Выводы по уроку
Учитель: Мы с вами обобщили и систематизировали знания о строении клетки.– Теперь мы можем вернуться к суждениям о клетки.– Как вы считаете, верны ли они?
Обсуждение суждений о клетке.
Вывод: Клетка является системой систем т.к. содержит органоиды, связанные между собой выполняемыми функциями; есть органоиды, которые являются – полуавтономными, т.е. самостоятельными системами.Клетка является открытой системой т.к. происходит эндоцитоз и экзоцитоз благодаря цитоплазматической мембране и ферментам клетки; осуществляется связь внутренней среды клетки с другими клетками.Клетка является саморегулирующей системой т.к. благодаря скоординированной и взаимосвязанной работе органоидов и основных структур клетки обеспечивается гомеостаз.
– Как бы теперь вы сформулировали определение клетки?
Клетка – это малая структурная, функциональная, саморегулирующая, открытая система систем любого живого организма.
V. Оценки и комментарии ответов учащихся
VI. Домашнее задание
– повторить: термины по теме, строение и функции органоидов клетки;– решение биологических задач. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])