Технологическая карта урока математики «Слагаемые. Сумма.»
Тема СЛАГАЕМЫЕ. СУММА
Учитель Борзова С.С. Педагогическая цель создать условия для ознакомления с названием чисел при сложении; закрепления умений прибавлять и вычитать число 2; проведения подготовительной работы к изучению темы «Задача»; развития мышления; привития аккуратности.
Тип урока Комбинированный.
Планируемые результаты образования Предметные: уметь прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении.
Личностные: организовывают исследовательское пространство.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Формы и методы обучения Фронтальный, практический, групповой.
Основное содержание темы, понятия и термины Слагаемые. Сумма.
Образовательные ресурсы Интерактивный комплекс, диск «Математика», учебник «Математика»
Технологическая карта урока математики 1 класс
Сценарий урока
Этап урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1.Организационный момент. Психологический настрой.
Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку. Приветствие учащихся.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
Проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
2. Актуализация опорных знаний.
Игра «Составь поезд».
Задачи-шутки
Игра «Веселый мяч»
– Расположите все вагончики в порядке возрастания результатов.
Решите задачи:
• Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.)
• Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем - сколько найдем? (Нельзя ответить.)
• Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.)
• Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2.)
Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание.
• К 4 прибавь 2.(6.)
• 6 плюс 1. (7.)
• Какое число на 2 меньше, чем 8? (6.)
• Уменьши 10 на 1. (Р.)
• 8 минус 1 (7.)
• Из 4 вычти 2. (2)
• Какое число больше 5 на 2? (7.)
• Увеличь 7 на 2. (9.) По цепочке у доски выставляют вагончики в порядке возрастания результатов.
Решают задачи устно.
Отвечает тот, кто поймал мяч.
Закрепление умений прибавлять и вычитать число 2.
Учатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. Фронтальный. Устные ответы
3. Постановка цели урока.
Принятие целей учебно- познавательной деятельности. Ай да белка-мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два еще лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у нее клубков? (5.)
— Как вы узнали? (3 + 2 = 5.)
— Как можно эту запись прочитать по-разному?
— Можно ли по-другому прочитать запись?
На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.
– Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим ту группу, где выполняется действие «сложение». Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют ,как нашли решение.
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос: К 3 прибавить 2 — получится 5, 3 увеличить на 2 — получится 5, 3 еще 2 —будет 5. Учатся принимать и выполнять учебную задачу. Фронтальный. Наблюдение учителя.
4. Усвоение знаний и способов действий.
Объяснение новых понятий.
Работа по учебнику.
Стр.86 № 1
Числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой.
После этого учитель вывешивает на доску таблицу:
Название чисел при сложении
Учитель тренирует учеников в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».
Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7.
Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел».
В этом же задании ученикам встретятся разности. Учитель задает учащимся вопрос:
– Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.) Учащиеся запоминают названия компонентов и результатов действия сложения. Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: знать название чисел при сложении.Фронтальный. Наблюдение учителя.
5. Физкульт-минутка. Интерактивная физминутка «Буратино» - Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физминутке. Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. Осуществлять профилактику утомления. Коллективный. Наблюдение учителя.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Формирование навыков счёта.
Работа по учебнику №2 (с. 86)
Пропедевтика темы «Задача».
№3-4 (с. 87)
№ 6 (с.87)
Работа в тетради с печатной основой.
с. 29
Учитель предлагает выполнить примеры, обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному.
Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу.
– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно?
– Что нужно узнать?
– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?
-Почему так считаете?
Аналогично разбирается задача.
Учитель предлагает выполнить задание на закрепление умения прибавлять и вычитать число 2.
— Откройте тетрадь. Прочитайте первое задание.
— Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.)
— Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.
— Прочитайте следующее задание. Выполните его.
— Какое равенство составили к первому рисунку? (5 + 7 = 6.)
— Какое равенство составили ко второму рисунку? (7— 1 = 6.)
— Составьте рассказы по рисункам. Ученики выполняют с комментированием. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре» и т. д.
Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы:
-Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.
-Сколько книг стало у Васи.
-Сложение.
-Потому что книг у Васи стало больше.
Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.).
Учащиеся объясняют, кто из сказочных героев ошибся. (Ошибся заяц, так как он должен был выполнить действие «сложение», при сложении число увеличивается, то есть заяц должен был сделать два шага вперёд, а не назад.)
Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы.
Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью «Светофора».
Формируются умения прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении.
Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Необходимые умения к изучению темы «Задача» (анализ, синтез, мышление)
Умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Наблюдение учителя, работы в тетради.
Самоконтроль
8. Рефлексивно-оценочный. Обобщение и оценка. - А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.
- Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются?
-Как называется результат, полученный при сложении?
Оцените себя с помощью «Светофора» Учащиеся отвечают на вопросы.
Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работы на уроке. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Наблюдение учителя Самоконтроль и самооценка