Урок математики Слагаемые. Сумма
Основная общеобразовательная школа № 15
Открытый урок
по математике
в 1 классе
«Слагаемые. Сумма.»
Педагогическая технология: «Повышение научно-методического уровня и совершенствование методов и приёмов работы в системе развивающего обучения учащихся»
Провела: Сейтимова Ю.М.
г. Кокшетау.
2017 год
Тема урока: Слагаемые. Сумма.
Учитель начальных классов
Сейтимова Ю. М.
Тип урока: изучение нового.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия – умения читать и записывать суммы.
Образовательная цель: ввести понятия – слагаемое, сумма.
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено), планирование (составление плана последовательности действий), прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (осознание качества и уровня усвоения), саморегуляция (способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Познавательные действия: выведение следствий из определения понятия, использование индуктивного умозаключения, овладение приёмами анализа и синтеза объекта.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми математическими понятиями, повторим уже изученный материал. Вы готовы узнать что-то новое?
III. Актуализация полученных знаний
1) – Ребята, какое сейчас время года?
- Поверните головки налево и посмотрите в окошко. Какую погоду сегодня подарила нам осень?
- Я вам приготовила маленький сюрприз. Всё внимание на экран. (Слайд 1)
- Сегодня мы с вами ненадолго вернёмся в лето. Куда именно мы попали?
- Каких животных можно встретить на полянке?
- А мы с вами встречаем пчёлку, которая очень любит математику и поэтому приготовила для вас несколько заданий. И самое первое – устный счёт.
2) - Сейчас на экране будут поочерёдно появляться примеры. Вы должны мысленно проговорить пример, решить его, а потом дать ответ. Будьте внимательны и не забывайте поднимать руку перед тем, как ответить. (Слайд 2)
6 + 2 = 8
1 + 5 = 6
5 + 2 = 7
2 + 1 = 3
7 + 2 = 9
- Что объединяет все эти выражения?
- Как называется действие, которое вы выполняли?
- Вы умеете читать эти выражения по-разному. Давайте попробуем! (Чтение примеров с использованием слов «увеличить на…»)
- Молодцы! Но оказывается, что пчёлка приготовила не простые примеры, а с секретом. Вы любите секреты?
- К этим выражениям прилагается ключ, с помощью которого мы сможем расшифровать слово-пароль к уроку. Вам интересно узнать это слово?
(На слайде появляется табличка-ключ)
- Итак, каждой цифре (это и есть значения наших выражений) соответствует определённая буква (вы их видите в рамочке в нижнем ряду). Мы сейчас совместим буквы с выражениями и проверим, расшифруется слово-пароль или нет.
- Какая буква соответствует цифре 8?7?3?9?6?
- А теперь прочитаем, что же у нас получилось? (ХЕПУС)
- Есть такое слово в русском языке?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получилось нужное нам слово?
- Верно, если вы правильно переставите буквы – то получится слово-пароль!
- (Слайд 3) Прочитайте, что же у нас получилось?
- Молодцы! Конечно же, это слово «успех». Пчёлка вами очень довольна и надеется, что весь урок будет таким же успешным, как и его начало.
3) (Работа со счётным материалом)
- Ребята, какие ягоды вы знаете?
- Наша пчёлка, с которой вы уже знакомы, решила сварить варенье, а заодно придумала вам задание.
- Сейчас вы будете работать в парах. Повернитесь к своему партнёру, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Настройтесь на работу.
- А теперь возьмите с края парты конверт, выложите из него счётный материал и аккуратно разложите перед собой.
- В каждой паре есть человек, который сидит справа. Поднимите руку те ребята, которые сидят справа.
- Какие же ягоды пчёлка приготовила для вас? Сколько их? (4 ягоды клубники)
- Поднимите руку те ребята, которые сидят слева. Какие ягоды у вас и сколько их? (2 ягоды ежевики)
- А теперь придвиньте ваши ягоды друг к другу. Что можно узнать, выполнив это действие?
- Подумайте, а какое математическое действие вы выполнили, когда соединили ягоды?
IV. Физминутка- Пчелка хочет познакомить вас со своими друзьями. Итак, давайте мы с вами тоже выйдем на луг и немного отдохнем.
Вышли уточки на луг,
Кря – кря – кря!
Пролетел веселый жук –
Ж – ж – ж!
Гуси шеи выгибают –
Клювом перья расправляют.
Зашептал в воде камыш,
И опять настала тишь: ш – ш – ш…
- Теперь тихонько сядьте.
V. Постановка темы и цели урока
- Откройте учебник на той странице, где заложена закладка. Переверните, закройте правую страничку – работаем на левой.
- Рассмотрим картинку. Кто на ней изображён? Давайте придумаем имена мальчику и девочке.
- Обратите внимание - дети работают в паре, так же, как и вы.
- Что они строят? Из скольких кубиков состоит башня девочки? Башня мальчика?
- Посмотрите на движение рук ребёнка. Как вы думаете, что они хотят сделать со своими башнями? (Составить из двух одну)
-Можем ли мы записать это действие математически?
- Почему выбрали именно сложение?
- Откройте тетради. Найдите число, рабочую строку и поставьте точку.
- Итак, какое же действие запишем?
(3+2=5)
- Мы уже вспоминали, как такие выражения можно читать по-разному. Читаем вторым способом, используя слова «увеличить на…».
- Сегодня мы с вами узнаем, что не только действие умеет название, но и числа при сложении имеют свои имена.
VI. Изучение новой темы
- (Слайд 4) В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединяли слова, чтобы получить какие-либо произведения.
- Мы с вами на уроках математики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получили свои имена! Кто догадается, какие?
(Повторяем хором)
- Возвращаемся к нашему выражению.
3+2=5
- Сколько чисел складываем? Назовите их.
- Как мы теперь их будем называть?
3 – слагаемое
2 – слагаемое
- А что же такое 5? Это сумма.
(Хором проговариваем выражение, называя компоненты).
- Закройте учебники.
VII. Закрепление изученного– Итак, вернемся к нашему варенью, придвиньте к себе картинки с ягодами.
– Сколько ягод клубники? Ежевики?
- Какое выражение можно составить? (4 + 2 - Запись на доске)
- Прочитайте это выражение хором, используя новые названия чисел.
- Чего не хватает? (Результата - суммы)
- Читаем еще раз.
Работа в учебнике.
– Откройте учебник, найдите задание №1. Рассмотрите эти выражения. Что их объединяет? (Это все примеры на сложение)
- Работаем со вторым выражением.
- Попробуй прочитать по новому, так как научились на этом уроке.
(Прочитали, запишем в тетрадь)
- Чему же равна сумма?
VIII. Зрительная гимнастика
(«Пчёлка»)
IIХ. Закрепление изученного. Продолжение.
– Немного потренируемся. Кто же из вас самый внимательный и быстрый! Задание №2.
- Сколько столбиков, строк?
- Работаем с 1, 2 и 3 столбиками.
- Я выбираю первое выражение и читаю его, используя новую терминологию. Вы должны найти это выражение и поставить под него пальчик или указку. А потом мы проверим.
- Задание понятно?
- Итак, 1-ое слагаемое 6, 2-ое слагаемое – 2.
(Запишем это выражение в тетрадь, читаем ещё раз, находим значение выражения).
VIII. Рефлексия
- Закройте учебники, тетради.
- Много нового узнали сегодня на уроке?
- Вспомните, какое слово расшифровали в начале урока? Добились ли вы успеха?
- Пчелка прощается с вами. Молодцы!