Тарасова Т.Н. рабочие программы по внеурочной деятельности по ИЗО 3 класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Краснояровская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа внеурочной деятельности
по изобразительному искусству
3 класс
Составитель: Тарасова Татьяна Николаевна,
учитель изобразительного искусства
с. Красноярово.2016-2017г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «В мире прекрасного» составлена по запросам обучающихся и их родителей и ориентирована на обучающихся 3 класса. Программа отвечает определённым в ФГОС требованиям к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе составлена на основе авторской программы А.Г.Сайбединова «Вокруг меня мир»-2011 год. Изд. «Дельтаплан». Авторская программа рассчитана на 34 часа в год, что соответствует учебному плану школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Данная программа расширяет кругозор детей, позволяет обучить детей владению нетрадиционными техниками рисования: оттиск, выдувание через коктейльную трубочку, набразг, монотипия, изготовление работ из природных материалов.
Задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из природного материала) и бумажной пластики. Большой выбор материалов и разнообразие видов деятельности позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок.
Обучающиеся интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Занятия внеурочной деятельностью по изобразительному искусству способствуют воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Цель:
Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.
2. Развивать творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.
3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, обогащать нравственный опыт детей.
Общая характеристика курса.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 7-12 лет и состоит из следующих этапов:
ознакомительный,
развивающий,
исследовательский.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своею народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
сформированность эстетических чувств, художественно –творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметые результаты характеризуют уровень сформированных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного и з об р аз и те л ь и о го м а т е р и а л а;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художествен но- творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса « В мире прекрасного»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице., в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать па плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории:
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов:
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате посещения замятий кружка изобразительного искусства учащиеся должны знать:
особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;
основные жанры изобразительного искусства;
известные музеи нашей страны;
выдающихся художественных деятелей;
выдающиеся, произведения искусства;
особенности народного искусства своего края, области;
Дети должны уметь:
работать с натуры и по представлению в живописи и графике над
натюрмортом, пейзажем;
выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать пространственные планы в ,живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими и живописными техниками;
оформлять выставки собственных работ.
Содержание курса внеурочной деятельности по ИЗО в 3 классе (34 часа)
Тема «Осень».
Рисование на осеннюю тематику. Умение видеть красоту в природе. Знакомство с понятиями цвет, оттенки, палитра, колорит, контрастные цвета. Научить смешивать краски, работать с графическими материалами. Выполнять рисунки с помощью штрихов, линий, точек. Рисование «Пусть всегда буду Я». Вводное занятие.
Смешивание красок. «Яркие лучи».
Тематическое рисование «Пейзажи». «Осенний лес». .
«Экзотические цветы».
Пальчиковое рисование
«Деревья и кустарники».
«Узор в полосе». Осенняя тематика
«Ветер» линейное рисование
Сюжетное рисование. «Мы – за спорт».
Причёска для мамы
Портрет мамы фотоколлаж
Тема «Зима».
Рисование на зимнюю тематику. Изображать рисунки в нетрадиционных техниках. Различать технические приёмы , такие как, аппликация и коллаж. Познакомить с графическим приёмом «оттиск».
Нетрадиционная техника рисования. Набрызг. «Первый снег»
Новый год у ворот. Аппликация - открытка «Ёлки»
Новый год у ворот. Аппликация
Маскарадные костюмы. Рисунок
«Конфетти», «Гирлянды»
Кружева зимы (отпечаток салфетки)
Рисуем варежки. Узоры
Зимующие птицы. Акварель
Тема «Весна».
Рисование на тему весны. Уметь работать с пластилином. Познакомить с новыми техниками : торцеванием, монотипией. Изучить возможности бумагопластики. Научить начальным приёмам традиционных росписей.
Лебединое озеро. Лепка
Животные родного края
Защитнику посвятим!
Пасхальная неделя
Наши бабушки. Аппликация
Кукла -закладка.
Тема «Лето»
Домашние питомцы. «Жил был пёс»
«Береги шмеля!» Экологическая тема
«Ромашки». Торцевание
«Чудеса на тарелке» .Гжель, роспись
Радуга настроения
«Праздничный салют!». Монотипия
Радуга настроения .«Дымковская игрушка»
Рисуем народную сказку.
Формы организации образовательного процесса
Экскурсия, конкурс , занятие с дидактической игрой, занятие -праздник, видеоурок, практикум, индивидуальная, парная и групповая формы обучения.
Основные виды учебной деятельности
Викторины ,тест, кроссворды, практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа, проект, презентация работ учащихся, сообщение, анализ произведений искусств, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата проведения
1
Тематическое рисование «Пусть всегда буду Я». Вводное занятие.
1
08.09
2
Смешивание красок. «Яркие лучи».
1
15.09
3
Тематическое рисование «Пейзажи».«Осенний лес». .
1
22.09
4
«Экзотические цветы».
1
29.09
5
Пальчиковое рисование
1
06.10
6
«Деревья и кустарники».
1
13.10
7
«Узор в полосе». Осенняя тематика
1
20.10
8
«Ветер» линейное рисование
1
27.10
9
Сюжетное рисование. «Мы – за спорт».
1
03.11
10
Причёска для мамы
1
10.11
11
Портрет мамы фотоколлаж
1
17.11
12
Нетрадиционная техника рисования. Набрызг. «Первый снег»
1
24.1
13
Новый год у ворот. Аппликация-открытка «Ёлки»
1
01.12
14
Новый год у ворот Аппликация
1
08.12
15
Маскарадные костюмы. рисунок
1
15.12
16
«Конфетти», «Гирлянды»
1
22.12
17
Кружева зимы (отпечаток салфетки)
1
19.01
18
Рисуем варежки. Узоры
1
26.01
19
Зимующие птицы.Акварель
1
02.02
20
Лебединое озеро. Лепка
1
09.02
21
Животные родного края
1
16.02
22
Защитнику, посвятим!
1
23.02
23
Пасхальная неделя
1
01.03
24
Наши бабушки Аппликация
1
08.03
25
Кукла закладка.
1
15.03
26
Домашние питомцы. «Жил был пёс»
1
22.03
27
«Береги шмеля!» Экологическая тема
1
05.04
28
«Ромашки» торцевание
1
12.04
29
«Чудеса на тарелке» Гжель, роспись
1
19.04
30
Радуга настроения
1
26.04
31
«Праздничный салют!» монотипия
03.05
32
Радуга настроения «Дымковская игрушка»
1
10.05
33
Рисуем народную сказку.
1
17.05
34
Рисуем народную сказку.
1
24.05
Литература
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск, Титул, 1996
Патеналл Филипп. Как научиться рисовать портрет: Пособие по рисованию/ Пер. с англ. И.Гиляровой.- М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001
Арнольд Лоури. Море и небо в акварели. Серия «Уроки живописи». – М.: Изд-во «Кристина – новый век», 2001
Ю.М.Кирцер. Рисунок и живопись: Практ.пособие.- М.: Высш. шк., 1992
Живопись. Скульптура. Графика. : Государственная Третьяковская галерея – альбом/ авт. – сост. Е.Л.Плотникова.- М.: Советский художник, 1977
Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц/ Пер. с фр. Э.А.Болдиной.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005
Порте П. Учимся рисовать диких животных/ Пер. с фр. Э.А.Болдиной.- М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005
А.Эм. Батик / Анна Эм. – Минск: Харвест, 2008
Интернет ресурсы
Рисунок 115