Доклад на тему «Урок как показатель эффективности педагогической техники учителя»
ОКУ «ГС (К) ОУ школа-интернат VIII вида г. Маркса»
Доклад на тему «Урок как показатель эффективности педагогической техники учителя»
учителя по предмету музыка и пение
ТРИФОНОВОЙ Н.С.
В.А. Сухомлинский писал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
Учителя»
Урок является клеточкой учебно-воспитательного процесса, в котором отражаются все индивидуальные особенности педагога-творца, педагога-профессионала, педагога-человека: его индивидуальный стиль деятельности и своеобразие модели обучения, педагогические находки и авторские методические приемы, уровень мастерства и неповторимость педагогической техники, профессиональная компетентность, личностные качества и мн. другое.
Лицо современного урока /цели, содержание, организация/ определяют многие факторы: объективные и субъективные.
К объективным, влияющим на предметно-содержательную и организационную направленность урока, но заданным «извне», относятся: социокультурные, геополитические, экономические условия в стране и регионе в данный временной период, государственный (образовательные стандарты и программы) и социальные (современные педагогические подходы) заказы; рекомендуемые учебно-методические и учебно-технологические комплексы, учебники, учебные пособия и др. Среди субъективных факторов, определяемых непосредственно самим педагогом, можно выделить: выбор им педагогической концепции, ее приоритетных принципов и педагогических подходов; отбор и конструирование содержания, которое может быть представлено в виде авторской программы; выбор новых образовательных технологий или разработка авторской технологии, включающая различные формы (организационные) учебных занятий, методы, средства, приемы обучения; определение собственного педагогического кредо и индивидуального стиля деятельности: оптимизация индивидуально-авторской методической деятельности.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ.
Всеми научными школами признается комплексный (системный) подход к развитию, обучению и воспитанию школьников. Это означает , что в каждом уроке воспитательная, обучающая и развивающая цели присутствуют обязательно в комплексе. Но ранжированы эти цели по-разному: одна из этих целей может рассматриваться как доминирующая, а другие занимают соответственно второе и третье место. Или все цели рассматриваются как равнозначные.
От того, как решается вопрос о соотношении целей, зависит стратегия и тактика обучения учителя, структура урока и цикла уроков , последовательность различных видов работ и упражнений на уроке, объекты и формы контроля, приоритетные и индивидуально-авторской методической системы учителя. Исходя из этого все подходы можно разделить:
на подходы с воспитательной доминантой, т.е.ставящие во главу угла то или иное воспитательное направление;
развивающие т.е. подходы с первоочередной ориентацией на развитие способностей или личности ученика в целом;
когнитивно-ориентированные, т.е. выдвигающие на первое место культуру познавательной деятельности (знания, умения, навыки).
коммуникативные, т.е.направленные на развитие коммуникативной компетенции,
культуры, умений и навыков общения; смешанные, т.е. такие, в которых нет целевой доминанты, а названные выше цели равнозначны и рядоположены.
От того, приверженцем какого подхода является автор учебника, зависит, как он отберет и поурочно организует материал в учебнике. А от того, приверженцем какого подхода является учитель, зависит, каким будет урок, какой будет его авторская методическая (педагогическая) система.
Учитель, прежде чем планировать то или иное занятие, должен четко представлять:
в рамках какой концепции он работает и какова иерархия целей при данном подходе;
как при данном подходе формулируются принципы обучения и осуществляется отбор и организация материала ( в рамках программных требований стандартов и с учетом используемых учебников и учебных пособий).
какие средства и в какой последовательности позволяют оптимальным образом
достичь поставленных целей и следовать педагогическим принципам данного подхода
каковы особенности организации различных форм учебных занятий, какая именно
форма является наиболее эффективной для достижения данных целей.
Соответственно анализ различных форм учебных занятий может вестись не только с общепедагогических , психологических, санитарно-гигиенических позиций, но и с позиций того педагогического или методического подхода , который использует учитель. Что правильно
при когнитивном подходе , то может в корне противоречить, скажем, развивающему или
коммуникативному подходу.
4.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Современный урок - это грамотное последовательное отражение педагогической и методической концепции, в рамках которой он построен. Любая концепция ( подход) имеет свою систему принципов, целей, средств, адекватных этим целям и принципам.
В уроке: должны четко проявляться на каждом этапе принципы;
- цели урока должны определяться, исходя из системы заявленных в концепции целей.
- структура урока, поурочные отбор и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности данного урока.
Уроксодержательная и организационная единица образовательного процесса. Он должен отвечать государственным образовательным стандартам, программам по предмету и концептуальному подходу к отбору и организации материала, иметь четкую методическую и содержательную логику. Именно эти черты определяют лицо современного урока.
Урок – это всегда совместная деятельность учителя и учеников как личностей, как субъектов. В ней есть не только управление (обучение и воспитание) со стороны учителя, но и самоуправление учащихся ( их учение и самовоспитание. Урок создается учителем и учениками вместе и дарит тем и другим радость познания мира, раскрытия себя в творческой деятельности и открытия других людей в сотрудничестве и общении .Урок –часть жизни педагога и ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться не только на уровне технологической, но и высокой общечеловеческой культуры.
Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которой является научное знание, а ключевым результатом становится развитие интеллекта всех участников урочного общения и духовное их обогащение.
У р о к -это показатель профессиональной культуры и человеческой состоятельности учителя, его грамотности и мастерства.
МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА УРОКЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ:
В свободном владении методиками проведения нестандартных уроков, имеющими главной целью возбуждение и поддержание интереса учащихся к учебному труду.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:
1. Уроки – «погружения» 19. Бинарные уроки.
2.Уроки – деловые игры. 20. Уроки – обобщения.
3. Уроки – пресс – конференции. 21. Уроки – фантазии.
4. Уроки – соревнования. 22. Уроки – игры.
5.Уроки типа КВН. 23. Уроки – «суды».
6. Театрализованные уроки. 24. Уроки поиска истины.
7. Уроки – консультации. 25.Уроки – лекции «Парадоксы».
8. Компьютерные уроки. 26. Уроки – концерты.
9. Уроки с групповыми формами работы. 27. Уроки – диалоги.
10. Уроки взаимообучения. 28. Уроки – «Следствие ведут знатоки».
11. Уроки – творчества. 29. Уроки – ролевые игры.
12. Уроки – аукционы. 30. Уроки – конференции.
13. Уроки, которые ведут учащиеся. 31. Уроки – семинары.
14. Уроки – зачеты. 32. Интегральные уроки.
15. Уроки – сомнения. 33. Уроки – круговая тренировка.
16. Урок – творческий отчет. 34.Межпредметные уроки.
17. Уроки – формулы. 35. Уроки – экскурсии.
18. Уроки – конкурсы. 36. Уроки – игры «Поле чудес».
Нестандартные уроки – это необычные уроки по замыслу, организации, методике проведения. Они больше нравятся учащимся. Практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
В использовании всех 7 типов учебных занятий, включая их нетрадиционные формы. Это:
1.Классический традиционный урок (комбинированный или моноцелевой).
2.Интегрированный урок.
3.Школьные лекционно- семинарские или лекционно – практические занятия.
4.Проектные занятия.
5.»Автономное учение.»
6.Творческие мастерские.
7.Свободная работа.
3.В применении различных ролевых, имитационных, организационно деятельностных, дидактических и других игр, которые обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
*стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразова-
тельном плане, в продолжении изучения темы;
*поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например, фактов, образа или системного понимания;
* развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодей-
ствия, коммуникаций;
* изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); вос-
приятия (эмпатия) и интересов других участников, социальных ролей;
*саморазвитие или развитие, благодаря другим участникам, осознание уровня собствен-
ной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
4. В использовании интерактивных методов обучения: эвристического, проблемно-поискового, программированного, проектно - модельного.
5. В инновационных, в первую очередь, диагностическом, технологическом, личностно- ориентированном подходах к контролю и оцениванию знаний и умений, деятельности учащихся.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип «личной выгоды» .набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы в оценке деятельности учащихся. В процессе диагностирования оценка как средство стимулирования
приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором, дополняясь
принципом добровольности в обучении (а значит, и контролирования),оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга- показателя значимости ( веса ) человека в школьном образовании.
6.В разработке и широком применении авторских методических приемов, например, таких как:
1) «Хочу спросить(любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предметного разговора и получить ответ)
2)» для меня сегодняшний урок (ожидание от изучаемой темы пожелания в адрес
организатора занятия).
3)Экспертная комиссия» ( группа детей – помощников учителя ,которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
5)Сообщи свое «Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения
чего-либо: « Я сделал бы так»)
6)Метод недописанного тезиса(письменно и устно):»Самым трудным для меня было»«Я однажды наблюдал»)
7)Пантомимическое изображение предмета разговора.
8)Художественное изображение (иллюстрация ,рисунок, символьный знак), пиктограмма и т.п.
7.В знании и использовании всех групп методов мотивации и стимулирования учащихся.
Все выше перечисленное составляет особенности индивидуально-авторской методической системы и ее своеобразие, оригинальность всегда проявляется в ходе урока, поэтому урок можно считать одним из важнейших показателей эффективности индивидуальной авторской методической системы
Литература:
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы.- Волгоград: Учитель,2007г.
С.В.Кульневич,Т.П.Лакоценина. Современный урок. Издательство «Учитель».2004г.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей под редакцией В.В.Воронковой-М.: Школа-Пресс,2004г.