Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему Вежливые ребята


Согласована
на заседании
методического совета
Протокол № ____
от «__»___________2013г.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № ____
от «__» _________ 2013г.

Утверждаю: Директор МБОУ «Основная
общеобразовательная
школа №36»
____________ Е.А. Кудинова
Приказ №____« ___» ____2013г.












Рабочая программа для 1-4 класса
по внеурочной деятельности «Вежливые ребята».
Духовно - нравственное направление
















Учитель начальных классов
Комольцева О.И.




Пояснительная записка

Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, практические работы, просмотр фильмов.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 1-4 классы
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.



Тематическое планирование 1 класс

Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
(1ч)
1
Давайте познакомимся.
Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»



Я среди людей
(6 ч)
2
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
1



3
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
1



4
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
1



5
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
1



6
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
1



7
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
1


Речевой этикет
(6 ч)
8
Что такое этика и этикет
Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1



9
О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.


1



10
Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
1



11
Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
1



12
Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
1



13
Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
1


Культура поведения
(12 ч)
14
Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
1



15
Отношение к учителю
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
1



16
Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
1



17
Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
1



18
Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
1



19
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
1



20
Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
1



21
Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
1



22
Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
1




23




Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
1



24
Правила поведения в театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
1



25
Поведение в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
1


В мире сказок
(6 ч)
26-27
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
2



28-29
Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
2



30-31
Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
2


Итоговые занятия
(2 ч)
32-33
Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
2








Тематическое планирование 2 класс

Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата

1
2
3
4
5
6

Этика общения
12 часов
1
Доброе слово, что ясный день.
Понятие слова «доброта».
Размышления о добрых словах
в жизненных ситуациях.
1



2
«Ежели вы вежливы».
Разговор о вежливости.
Анализ проблемных ситуаций.
2



3
Да здравствует мыло душистое.
Правила личной гигиены.
1



4
Когда идешь по
улице.
Правила ПДД. Как ты их знаешь?
2



5
Узнай себя.
Беседы о себе. Какой ты?
Анализ проблемных ситуаций.
1



6
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Понятие «счастья». Обида.
Анализ проблемных ситуаций.
1



7
Чего себе не хочешь, того и другим не делай.
Взаимоотношения в детском коллективе.
Анализ проблемных ситуаций.
2



8
Добро не лихо – ходит тихо.
Продолжение разговора о доброте.
1



9
Жизнь дана на добрые дела (праздник).
Праздник, посвященный доброте.
1


Этикет
9 часов
10
Простые правила этикета.
Знакомство с правилами этикета.
2



11
Повседневный этикет.
Знакомство с правилами повседневного этикета.
1



12
Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с правилами хорошего тона.
1



13
Первая сказка об этикете.
Сочинение сказки об этикете.
1



14
Вторая сказка об этикете.
Сочинение сказки об этикете.
1



15
Путешествие в страну этикета.
Разговор о этикете.
Путешествие в страну этикета.
2



16
Просим к столу (новогодний праздник).

Проведение новогоднего праздника.
1


Этика отношений
с окружающими
8 часов
17
Путешествие в волшебную сказку.Я могу быть волшебником.
Понятие «Волшебства».
Если я буду волшебником.
1



18
Маленькое дело лучше большого безделья.
Беседа о пользе труда.
Анализ проблемных ситуаций.
1



19
Любимый уголок родной Отчизны.
Беседа о любимых уголках Отчизны.
1



20
У каждого народа свои герои.
Знакомство с героями нашего народа.
1



21
Мы соберём большой хоровод.
Разговор о дружеских отношениях повсюду.
1



22
Я люблю маму милую свою.
Разговор о своей маме.
1



23
Поздравляем наших мам (праздник).
Праздник для мам.
1



24
Люби всё живое (экскурсия).
Экскурсия в лесную зону.
1


Этика отношений в коллективе 5 часов
25
Если радость на всех одна. Мой класс – мои друзья.
Беседа о друзьях.
Мой класс – мои друзья.
Поиграем и подумаем.
1



26
«Самолюб» никому не люб.Поиграем и подумаем.
Разговор о «самолюбие»
Поиграем и подумаем.
1



27
О дружбе мальчиков и девочек.
О дружбе мальчиков и девочек.
Ситуации в классе.
1



28
Путешествие в мир мудрых мыслей.
Разговор о мудрости.
1



29
Путешествие в мир мудрых мыслей.Доброта, что солнце (итоговое занятие). Подарок коллективу (праздник).

Доброта, что солнце (итоговое занятие). Подарок коллективу (праздник).

2



Тематическое планирование 3 класс

Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, приемы
Кол-во часов
Дата

В начале было Слово (1 час).
1
Какое оно, наше Слово? Слово – «мысль», «понятие», «разум». Тайная сила Слова с античных времен.
1


Кириллица азбука славянского народа. (1 час).

2
История славянской письменности. Кирилл и Мефодий. «Братья» - книга В.Воскобойникова «Повесть о славянских письменах». Практическая часть. В/фильм о создателях славянской письменности – Кирилле и Мефодии.
Хорошие Слова. Слово русское, богатое и мощное Волшебные слова, слова приветствия, слова благодарности. Пословицы о Слове. В.Осеева «Волшебное слово». Ш. Амонашвилли «Совершенно секретная история».
1



3
Плохие слова.Лишние, ненужные слова. Многословие, тавтология, повторение слов, ошибочное употребление форм, варваризм, пустословие. Практическая часть. Изготовление закладок для книг, используя пословицы о хороших, добрых словах и плохих, скверных. Игра «Передай словечко».

1


Общение.
(2 часа).
4
Виды общения. Один – один; один – немного (группа); один – много (масса). Словесное и несловесное общение.
1



5
Другие виды общения: улыбка, укоризненное покачивание головой, хмурый вид. В. Воскобойников «Я пришел из школы...».

1


Культура и этика общения.
(4 часа).
6
Твой голос. Умение «красно говорить». Рассказ о Сократе. Главный секрет Демосфена. Слышать слушать.
1



7
«Присутствуя – отсутствовать» Гераклит. А.Милн «Винни - Пух» - чтение по ролям.
1



8
Правила для собеседников. Правила этикета. «Юности честное зерцало» - первое русское издание по этикету.
1



9
Ягодинский В.Н. «Наш этикет». Телефонный этикет. Практическая часть. Игра «Вы мои гости».
1


Речь правильная и хорошая. (4 часа).
10
Речь без ошибок. Речь человека – это его визитная карточка. К.Чуковский «Диалог режиссера с учительницей».

1



11
Богатая речь.Чья речь богаче?
1



12
Две речи книжных героев Н.Носова и В.Драгунского «Мишки и Дениски». Практическая часть.
1




Игра – задание «Лучший оратор». Кроссворд «Доскажи словечко»
1


Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа.
(5 часов).
13
Красота. Красота Слова. Красота души человека. «Цветок мудрости» - сказка о красоте природы и духовной красоте человека.
1



14
Поэты и защитники чистоты русского языка: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин.
1



15
Любовь и доброта. Любовь и доброе отношение к природе, к человеку и всему земному делает человека счастливым, а душу - чистой.
1



17
Э. Шим «Снег и Кисличка», М. Скребцова «Заячьи уши». Практическая часть.
1



18
Рисунком выразить понятия «доброта», «красота», «любовь». Сообщение «Мой друг».

1


Слово! Сколько внутренней силы в нем! (5 часов).
19
Как Слово наше отзовется?! Слово лечит и калечит. Притча «Мудрость вымысла».
1



20
Притча «Мудрость вымысла». Слово есть поступок. Слово – это Сила.
В добром Слове – добрая сила, в плохом – злая.
1



21
«Наговорная водица» - русская народная сказка. Практическая часть.
1



22
Игра «Дерево чистых Слов».
1



23
Кроссворд «Превращения».

1


О сквернословии
(5 часов).
24
Грязный язык – это духовная слабость. Помощь заболевшему сквернословием.

1



25
Пословицы о скверном слове. Сила Слова чудотворная и разрушительная.
1



26
Вызволим Слово наше из грязи и лжи.
1



27
Мнения ученых о Силе Слова, результаты научных исследований.
1



28
Практическая часть. Сочинение – сказка «Прогулка со Словами».
1


День Чистого Слова (20 мая)
(5 часов).
29
Путешествие с его Величеством Родным Словом.

1



30
Выступление детей на открытом родительском собрании.
1



31
Подведение итогов. Вручение грамот лучшим учащимся «За моральные качества».
1



32
Практическая часть. Оформление альбома «Удивительная страна Слово».
1



33
Открытка-эмблема «Чистое Слово».  

1



34
Итоговое занятие
1



 Тематическое планирование 4 класс

Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, приемы
Кол-во часов
Дата

Велико и неисчерпаемо Слово
(1 час).
1
Два типа слов. Слово – имя всему, что есть в мире. Устройство слов.

1


Слово и его жизнь.
(4 часа).
2
Живое Слово. Слово живет. Живет народ, его создавший, живет – изменяется, растет, развивается - язык.
Фольклор. Фольклорные богатства – песни, сказки, былины, пословицы, загадки.
1



3
Без карандаша, без фотоаппарата, без кино, без книги оживает прошлая жизнь. Оживает в Слове. Воскресение Слов. «Смерть Слова», летаргический сон и рождение нового Слова.
1



4
Второе, третье значения Слов, принятых народом, которые вошли в наш язык. Народная мудрость о Слове. Практическая часть.
1



5
Громкие чтения. «Одним Словом» - практическое задание. «О пословицах с улыбкой» - игра-задание.

1


Слово сила.
(4 часа).
6
Слова созидательные. Слово лечит. «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать живой водой »: - В.А.Сухомлинский.»

1



7
Духовная литература. Русские писатели и «духовное чтение». Молитва Господня. А.С.Пушкин «Отец людей, Отец Небесный»
1



8
«Качества преуспеяния» - притча. Слова разрушительные. Слово калечит. Слово – это волновая программа, которая изменит жизнь, разрушит здоровье. А.П.Чехов

1



9
Практическая часть. «Загадка, загаданная пословицей» - практическое задание. «Один смысл» - кроссворд.

1


Слово поступок.
(3 часа).
10
Мысль. Слово. Поступок. Мысль – архитектор здоровья. «Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает»: - Д.С.Лихачев.

1



11
«Старуха, дверь закрой!» - баллада. Восточная притча. На великое Дело – великое Слово.
1



12
Мифы Древней Греции. Геракл.
Практическая часть. Рисуем «Добрый поступок». «Прогулка со словами» - для выставки.

1


Экология души чистота Слова.
(8 часов).
13
Доброта. Блага духовные и нравственные. «Аленький цветочек» - сказка С.Аксакова. «Ворона и Лисица» - басня И. Крылова. Красота.

1



14
Красота души человека. Русские былины. Главный богатырь на Руси - Илья Муромец.
1



15
Сердечная привязанность. Любовь к человеку. Любовь к Родине. Любовь к природе. Поэзия Ф.И.Тютчева. А.Платонов «Корова». Милосердие.




16
Желание помочь всему живому на земле. Из Библии. Притча о милосердном самарянине. Счастье
1



17
Величайшее в мире счастье – это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть. Г. Андерсен «Рассказы солнечного луча». Улыбка
1



18
Твоя улыбка может даровать новую жизнь, надежду и отвагу сердцам усталых, отчаявшихся людей, утративших надежду. Чудо улыбки. А. Сент-Экзюпери «Празднество души». Практическая часть. «Древо жизни» - игра.
1



19
«Сокровища сердца» - игра-задание. «Цветок качеств» - игра-задание.
1



20
«Как стать знаменитым?» - игра-задание. «Таблица самооценки» - практическое задание.
1


Сквернословие.
(6 часов).
21
Скверные слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека. ДЕЛО стоит за каждым Словом. КАК говорит собеседник. Л. Товкес «О сквернословии». Пословицы о скверном слове.

1



22
Синдром сквернословия. Синдром сквернословия – болезнь человечества.
1



23
Редкая болезнь - копролалия. Рецепты лекарств от болезни – сквернословие. Ученые мира о влиянии Силы Слова на здоровье человека. Исследования доктора биологических наук, профессора С.Зенина, ученых РАН к.б.н. П.Гаряева и к.т.н. Г.Тертышного.
1



24
Открытие японского ученого и целителя доктора Масару Эмото. Практическая часть.
1



25
В/фильм «Источник жизни». «Интервью с самим собой» - игра задание. Рисуем Слово.
1



26
«Путешествие со Словами» - сочинение.
1


День Чистого Слова (20 мая).
(8 часов).
27
«Путешествие с его Величеством Родным Словом» - выступление учащихся на родительском собрании. Практическая часть. Подготовка к родительскому собранию. «Чистое Слово» - рисуем открытку-эмблему. «Слово! Какое оно?» - выпуск стенгазеты. «Мир добрых Слов» - выставка рисунков. Оформление альбома «История Слова:от фольклора и до наших дней»


1



28
Практическая часть. Подготовка к родительскому собранию.
1




29
Практическая часть. Подготовка к родительскому собранию.
1



30
«Чистое Слово» - рисуем открытку-эмблему.
1



31
Слово! Какое оно?» - выпуск стенгазеты.
1



32
«Мир добрых Слов» - выставка рисунков.
1



33
Оформление альбома «История Слова:от фольклора и до наших дней»

1



34
Итоговое занятие
1




Ожидаемые результаты реализации программы


Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.





15