Программа малышок (подготовка к школе )


Программа по ИЗО и художественному труду, подготовка к школе.
образовательная  программа по  художественному  труду
на курсах по подготовке детей  к  обучению в 1 классе
 
 
 
уровень: общеобразовательный
 срок реализации: 1 год
возраст детей:  5- 7 лет
 
 
Учитель:Строева Эльвира Гумеровна
Квалификационная категория: первая
 
 
 
2015-2016 учебный год 
 
СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ
 
 
 
 
 Приложение………………………………………………………………               15
          стр.
   Паспорт программы ..……………………………………………….       3
   Пояснительная записка……………………………………………..        4
   Раздел 1. Организация учебного процесса……..…………………..        5
   Раздел 2.Содержание  дисциплины………………………………….        6
   2.1 Тематический план учебной   дисциплины………………………        6  
   2.2  Содержание  отдельных  тем учебной дисциплины……………..       17
    Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины………       14
    3.1  Материально - техническое обеспечение реализации   программы…
    3. 2  Рекомендуемая литература………………………………………       14
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      
  ПАСПОРТ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ
 
Тип программы: программа начального общего образования.
 
Статус программы: образовательная программа учебного предмета
 
Назначение программы:
для обучающихся  образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «СОШ №104» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «СОШ №104» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
 
Категория обучающихся: дети  в  возрасте 5 – 7  лет.
 
Сроки освоения программы: 1 год.
 
Объем учебного времени: 28 часов.
 
Форма обучения: очная.
 
Режим занятий: 1 час в неделю
 
Формы контроля: выполнение практических работ и их анализ
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА
 
 
Актуальность программы.
Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни.
Основы программы:
-удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников.
-учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий.
-преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса.
Сухомлинский  писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
 
Характеристика программы.
Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся  чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.
 
Ожидаемый результат.
Общее количество часов – 28.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
В процессе труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы станут гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание; мышление, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
 
Формы контроля.
Контроль за отслеживанием результатов обучения осуществляется на каждом уроке путём выставки работ и  словесного оценивания изделия.
 
 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
 
1.1 Цели и задачи программы
Формировать умение совместного выполнения  задания, работать в парах,
                        ориентироваться в представленных рисунках.
Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом,
                   добываться выразительности образа,
                   пространственные ориентировки,
                   умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой,
                   внимательность, наблюдательность, сосредоточенность.
Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в
                       совместной деятельности
Обогащать игровой опыт детей.
 
Работа с бумагой и картоном  - 10 ч.
Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Несёт в себе увлечённость а, главное, развитие творческого воображения и фантазию.
Задачи и учебные возможности:
Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
 
Работа по изобразительному искусству – 9 ч.
и комбинированные работы
Задачи и учебные возможности:
Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.
 
Работа с пластилином – 9 ч.
Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.
 
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины ученик должен
знать: - названия инструментов, приспособлений и правила работы;
            - различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки;
            - названия главных цветов.
 
уметь: - правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть,
              ножницы;
             - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
             - правильно работать акварельными красками;
             - разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность;
             - пользоваться простейшими приемами лепки;
             - вырезать из бумаги детали;
             - складывать бумагу по прямой линии;
             - соединять детали;
             - экономно разделять детали;
             -доводить начатую работу до конца.
 
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
 
2.1. Тематический план учебной дисциплины
№ Тема Всего часов Кол-во часов Самостоя-
тельная
работа
теория практика 1 Волшебные цвета красок. Радуга. 1      
2 Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша). 1      
3 Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко. 1      
4 Работа с красками. Рисование осеннего дерева. 1      
5 Работа с пластилином. Лепка грибов. 1      
6 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок. 1      
7 Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев. 1      
8 Работа с пластилином. Лепка гусениц и улиток на листочке. 1      
9 Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик. 1      
10 Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе. 1      
11 Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок). 1      
12 Работа с пластилином. Налепка. Новогодние шары. 1      
13 Работа с красками. Рисование рыбок по шаблону. Раскрашивание поролоном/ватой. 1      
14 Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум. 1      
15 Работа с пластилином. Налепка. Рыбка. 1      
16 Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки. 1      
17 Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка. 1      
18 Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик. 1      
19 Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи. 1      
20 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка. 1      
21 Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами. 1      
22 Работа с пластилином. Налепка. Белочка. 1      
23 Работа с красками. Друг детства (медвежонок). 1      
24 Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок. 1      
25 Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца. 1      
26 Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка. 1      
27 Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. Вырезание бабочки. 1      
28 Работа с пластилином. Налепка. Бабочка. 1      
  Итого 28      
 
 
2.2 Содержание отдельных тем учебной дисциплины
 
Тема 1.
 Знакомство с инструментами. Инструктаж по работе с красками и кисточкой. Обсуждение и обобщение знаний о цвете, способах передачи впечатлений через краски и лист бумаги.
Основные понятия: краски, кисти, цвета радуги.
Практическая работа: выполнение рисунка по образцу.
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением радуги.
 
Тема 2.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.
Выполнение аппликации «рваной» бумагой.
Основные понятия: аппликация, цветная бумага, клей, шаблон, урожай.
Практическая работа: обведение фигур по шаблону, наклеивание.
Методы проведения занятия: беседа, игра, творческая работа.
Форма организации занятия: в парах, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ.
Межпредметная связь: окружающий мир.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением овощей и фруктов
.
Тема 3.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности по работе с пластилином. Деление цельного куска на равные части методом вытягивания и катание шаров заданной формы.
Основные понятия: лепка, вытягивание из цельного куска, катание шаров.
Практическая работа: выполнение по этапам
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.
Форма организации занятия: групповая, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: мир вокруг нас.
Техническое оснащение занятия: CD- диск  с загадками про овощи и фрукты.
 
Тема 4.
Знакомство с пейзажем. Рисование плавных линий различной толщины.
Основные понятия: пейзаж,
Практическая работа: экскурсия, выполнение работы по образцу
Методы проведения занятия: творческая работа, беседа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением пейзажа.
 
Тема 5.
Знакомство с грибами. Рассматривание экспонатов выставки. Лепка объёмных фигурок.
Основные понятия: обитатели леса, объёмная форма, катание овалов
Практическая работа: выставка грибов
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: предметная выставка  и слайды с изображением грибов.
 
Тема 6.    
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Обводка деталей аппликации по шаблонам, вырезание и поэтапное наклеивание частей на центр листа.                                                                                                                       
 Основные понятия: безопасный труд, аппликация, шаблон, вырезание, наклеивание, центр композиции
Практическая работа: выполнение работы с комментированием
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм « Маша и медведь»
 
Тема 7.
Работа по трафаретам. Раскрашивание листьев лёгкими движениями кисточки. Заполнение внутреннего пространства листика, не заходя его за границы.
Основные понятия: трафарет, внутреннее пространство и границы листика
Практическая работа: экскурсия,
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: гербарий листьев растений
 
Тема 8.
Обобщение знаний о насекомых. Раскатывание кусочков пластилина на шарики равного размера, колбаски и жгутики. Оформление работы на отдельном зелёном листочке.
Основные понятия: насекомые, катание шариков, колбасок, жгутиков, улиток
Практическая работа: по образцу
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением насекомых, диафильм « Муха- цокотуха »
 
Тема 9.
Выполнение аппликации из геометрических фигур. Вырезание по шаблону, наклеивание на лист бумаги.
Основные понятия: транспорт, геометрические фигуры
Практическая работа: рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: математика, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением различных видов транспорта.
Тема 10.
Рисование фруктов по представлению и умение их правильно расположить в вазе по центру листа.
Основные понятия: натюрморт, рисование по представлению, центр листа
Практическая работа: игра « Угадай предмет с закрытыми глазами»
Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением фруктов
 
Тема 11.
Поэтапное складывание бумаги. Вырезание снежинки по рисунку.
Основные понятия: оригами, складывание, вырезание по рисунку
Практическая работа: экскурсия
Методы проведения занятия: рассматривание рисунков, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная
Контрольные задания: оформление учебного помещения
Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм «Снежная королева»
 
Тема 12.
Распределение пластилина тонким ровным слоем на картонной заготовке. Художественное оформление изделия.
Основные понятия: заготовка, ровный слой пластилина, художественное оформление 
Практическая работа: работа по образцу
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: диафильм «Мороз Иваныч»
 
Тема 13.
Рисование рыбок в воде. Выполнение работы ватой (поролоном) и кисточками различной толщины.
Основные понятия: фон, передний и задний план рисунка
Практическая работа: игра «Кто в воде живёт?»
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных
 
Тема 14.
Заполнение пространства тонким ровным слоем пластилина. Украшение изделия жгутиками, кружками.
 Основные понятия: заготовка, распределение тонким и ровным слоем, украшение
Практическая работа: наблюдение и рассматривание
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: фрагмент научно-популярного фильма
 
Тема 15.
Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта рыбки. Художественное оформление изделия жгутиками колбасками, кружочками.
Основные понятия: Налепка, заготовка, художественное оформление
Практическая работа: игра «Кто лишний?»
Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная, групповая, в парах
Контрольные задания: выставка работ
 Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных
 
Тема 16.
Знакомство с узором, орнаментом, росписью предметов красками по выбранной теме.
Основные понятия: узор, орнамент, роспись по ткани 
Практическая работа: рассматривание предметов одежды
Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: иллюстрации с видами одежды
 
Тема 17.
Аппликация, выполненная резаными кусочками бумаги одного размера.
Основные понятия: аппликация, кусочки одного размера резаные ножницами, наклеивание по контуру
Практическая работа: рассматривание предстоящей работы
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: в парах, индивидуальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: иллюстрации с изображением животных, загадки по теме
 
Тема 18.
Деление куска пластилина на части. Катание шаров разного размера. Лепка объёмной фигурки снеговика
Основные понятия: лепка, катание шаров разного размера, 
Практическая работа: экскурсия
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир, математика
Техническое оснащение занятия: слайды по теме « Зима»
 
Тема 19.
Рисование при помощи кусочка свечи. Распределение линий по заданным направлениям. Работа широкой кисточкой в горизонтальном направлении, покрывая поверхность листа ровным слоем краски
Основные понятия: плавные линии, горизонтальное направление, ровный слой краски
Практическая работа: рассматривание предстоящей работы
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: литературное чтение, математика
Техническое оснащение занятия: диафильм « Заячья избушка»
 
Тема 20.
Изготовление поздравительной открытки. Складывание листа пополам и вырезание  по контуру двух страницы сразу. Оформление работы симметричными фигурками.
Основные понятия: открытка, складывание пополам, вырезание по контуру, резание двух страниц сразу
Практическая работа: экскурсия
Методы проведения занятия: беседа
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: математика, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением боевой и военной техники
 
Тема 21.
Поздравительная открытка для мамы. Складывание листа пополам и вырезание  по контуру двух страницы сразу. Изготовление цветов из цветных кругов приёмом складывания. Вырезание симметричных листиков для оформления работы.
Основные понятия:  открытка, складывание пополам, вырезание по контуру, резание двух страниц сразу, симметричные фигурки
 
Практическая работа: игра «Кем быть?»
Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: в парах, индивидуальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм « А что у вас?»
 
Тема 22.
Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта белочки. Оформление работы жгутиками.
Основные понятия: шаблон, заготовка, налепка, катание жгутиков  
Практическая работа: рассматривание предстоящей работы
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная
Контрольные задания: выставка выполненных работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды по теме «Кто в лесу живёт»
 
Тема 23.
Рисование любимой игрушки с натуры. Расположение крупного портрета друга по центру листа бумаги.
Основные понятия: портрет, рисование с натуры, крупный план портрета
Практическая работа: игра «Игрушки»
Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм «Друг детства»
 
Тема 24.
Знакомство с картоном. Раскрашивание и вырезывание деталей игрушки по контуру. Поэтапное соединение частей при помощи кусочков мягкой проволоки, скручивая спиралью  («улиткой»). 
Основные понятия: картон, контур деталей, соединение частей, кусочки проволоки, скручивание спиралью                      
Практическая работа: « оживление» игрушки
Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: в парах, индивидуальная
Контрольные задания: демонстрация подвижных моделей
Межпредметная связь: математика, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: музыкальное оформление - песенки Вини Пуха
 
Тема 25.
Знакомство с тёплыми оттенками красок. Краткая справка из истории праздника. Оформление пасхального яйца
Основные понятия: пасха, пасхальное яйцо, украшение-роспись
Практическая работа: исследование росписи пасхального яйца
Методы проведения занятия: беседа- исследование, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: слайды по теме
 
 
 
Тема 26.
Вырезание кругов по шаблону и деление их на 2 (4) равные части приёмом сгибания. Художественное оформление изделия симметричными фигурками. Аккуратное наклеивание частей на центр листа
Основные понятия: обведение по шаблону, вырезание , разрезание по линии сгиба, симметрия, наклеивание
Практическая работа: анализ предстоящей работы
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: математика, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением бабочек
 
Тема 27.
Рисование «по мокрому». Работа широкой кисточкой  и большими яркими цветными пятнами на половинке листа, сложенного вдвое. Отпечатывание цветных пятен на чистую половину листа. Вырезание бабочки с симметричными крылышками по контуру
Основные понятия: рисование «по мокрому», цветные пятна кисточкой, отпечатки на чистый лист
Практическая работа: экскурсия
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: в парах, индивидуальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: музыкальное оформление
 
Тема 28.
Подведение итогов. Чему научились?  
Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта бабочки. Художественное оформление изделия жгутиками колбасками, кружочками.
Основные понятия: Налепка, заготовка, художественное оформление
Практическая работа: игра «Кто лишний?»
Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная, групповая, в парах
Контрольные задания: выставка работ
 Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных
 
 

Раздел 3.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
         3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
 
 
Программы - Б.М.Неменский
                         Т.Я.Шпикалова
                         В.С.Кузин
                         И.А.Лыкова
 
Технические средства – интерактивная доска; мультимедийный проектор; видео магнитофон; СD-диски;  магнитофон; телевизор; фильмоскоп; диафильмы; фотоаппарат.
 
Оборудование:  краски,  кисти,  бумага белая и цветная,  картон, пластилин,  ножницы,  клей-карандаш,  альбомы,  простые и цветные карандаши, шариковые ручки, салфетки для рук.
 
3.2 Рекомендуемая литература
 
                Литература для педагога
 
 Основная литература     
 
1. Б.М..Неменский     « Изобразительное искусство »
2. Л.П Васильева - Гангнус    « Уроки занимательного труда » - Педагогика 1979г.-        Москва
3. Н. Алексеевская   « Волшебные ножницы » - « Лист »- 1998г.   Москва
4. И. К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова « Аппликационные работы »   Просвещение  1983г.     Москва
5.М.А. Гусакова   « Аппликация »   Просвещение  1987г.   Москва
6.И.А.Лыкова «Цветные ладошки»   методическое пособие  2010г.
7. Л.П.Сметанникова  « О чём рассказывают наши вещи»   2010 г.
8. Н.П. Баскаль «Работа с бумагой»   2010г.
9. В.С.Кузин  «Изобразительное искусство»   книга для учителя    2-е изд., стереотип   М.,   Дрофа  2005г.
 
 
                    Литература для обучающихся
1. Л.П Васильева - Гангнус    « Уроки занимательного труда » - Педагогика 1979г.-        Москва
2. Н. Алексеевская   « Волшебные ножницы » - « Лист »- 1998г.   Москва
3. И. К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова « Аппликационные работы »   Просвещение  1983г.     Москва
4. М.А. Гусакова   « Аппликация »   Просвещение  1987г.   Москва