Программа школы будущих первоклассников Малышок
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Организация образовательного процесса.
4. Использованная литература.
Приложение №1. Программа курса ««Занимательная математика».
Приложение №2. Программа по «Обучению грамоте, развитию речи и моторики».
Приложение №3. Программа «Изобразительное искусство и технология»
Приложение №4. Работа с родителями.
Приложение №5. Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность к школе».
Приложение №6. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.
Пояснительная записка
В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Многочисленными исследованиями в области психологии, педагогикой доказано, что период дошкольного и младшего школьного возраста имеет принципиально важное значение в становлении личности ребёнка. Общепризнано, что дети дошкольного возраста испытывают проблемы при переходе из детского сада в школу, что затрудняет процесс адаптации и негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья и в конечном итоге на качество обучения.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В условиях современной России она обострилась, так как достаточно значительная часть детей не посещает дошкольные учреждения, не имея, к тому же, благоприятных условий для успешного развития в семье. Наша практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Следовательно, создание системы подготовки детей к обучению в школе, ориентированной на выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников становится для школы стратегической задачей.
Изучение заказа родителей на содержание образования их детей позволило предположить, что оно должно быть ориентировано на подготовку детей, способных к осознанному саморазвитию, интенсивному интеллектуальному творческому труду, физическому развитию.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
Цели программы:
1. Обеспечение для всех шести - семилетних детей микрорайона школы, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду, возможностями единого старта для обучения в школе;
2. Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;
3. Оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.
Задачи программы:
-используя средства сюжетного построения занятия (по типу «Урок-день»), продуктивные методы и приёмы игровых технологий, обеспечить выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников в области интеллектуального, эмоционально-волевого, физического развития;
-создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе:
1. Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции “школьника”. А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями;
2. Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации;
3. Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета;
4. Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.
Соответственно, на каждом занятии решается комплекс задач, направленный на развитие:
-произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной);
-произвольного и непроизвольного внимания;
-повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать);
-творческого воображения;
-мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья;
-формирование позитивной мотивации;
В основе программы лежат следующие принципы:
- сочетание игровой и учебно-игровой видов деятельности;
-постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
-поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений;
-развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. Пo его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.
Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
В течение января - апрель длится подготовительный этап, а непосредственно занятия проводятся по субботам. (3 урока по 30 минут). После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего дошкольника.
Именно в этом образе жизни заключается отличие подготовительных групп для старших дошкольников от групп кратковременного пребывания, создаваемых при школах, где образовательный процесс выстраивается как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.
Для детей, приходящих 1 раза в неделю на два-три часа, образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.
Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).
Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.
Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению детей, которая реализуется психологом школы.
Усилия психолога в рамках такой программы направлены:
регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;
информирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;
вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;
проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, соответствующих тематике и целям психологических занятий;
изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.
Организация учебного процесса
Режим работы групп
Группы предшкольной подготовки работают 1 день в неделю: один день в субботу.
Режим работы:
9.30 – 10.00 – прием детей, свободное общение
10.00 – 10.30 – занятие
10.30 – 10.40 – отдых, игры
10.40-11.10 – второе занятие
11. 10 – 11.20 – отдых, игры
11.20 – 11.50 – третье занятие
11.50-12.30 – консультация родителей
Программа рассчитана на 30 часов.
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.
Ожидаемые результаты
К концу занятий будущие первоклассники должны
Знать:
· правила поведения в школе на уроке и на перемене;
· как правильно организовать своё рабочее место;
· правила посадки за партой;
Уметь:
· правильно держать ручку, карандаш;
· внимательно слушать учителя, выполнять задания по его инструкции;
· переключаться с одного вида деятельности на другой;
· правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников;
По окончании курса:
· добиться сформированности положительного эмоционального отношения к обучению в школе у будущих первоклассников;
· привить детям навыки уверенного поведения школьника;
· по результатам диагностики выработать рекомендации родителям для дальнейшей
работы с детьми в последующий период подготовки к школе.
Приложение 1
Пояснительная записка по курсу «Занимательная математика»
Цель курса: создать условия для развития интереса у детей к учебе, желания и умения работать на уроке.
Задачи курса:
Взаимосвязь изучения занимательной математики с развитием коммуникативно – речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно – нравственных ценностей.
Интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, доказывать, объяснять, подтверждать правильность своих высказываний, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
Развитие мелкой моторики рук с использованием упражнений, ритмической и пальчиковой гимнастики.
Развитие воображения, памяти, мышления, слухового и зрительного внимания.
Работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к математическим понятиям, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию.
Научить говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях.
Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.
Содержание курса «Занимательная математика»
Содержание программы рассчитано на 12 учебных занятия. В основе заложены дидактические принципы: доступность, интегрированность, развивающая направленность, учёт индивидуальных особенностей. На занятиях активно используются разнообразные: подвижные и малоподвижные игры, продуктивные виды деятельности, словесные и дидактические игры, развивающие задания.
Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Весь материал направлен на:
развитие умения слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу;
развитие умения думать, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи;
развитие творческих способностей детей и выявление индивидуальных проблем;
развитие мелкой моторики рук;
формирование умения говорить, доказывать свою точку зрения;
формирование умения считать, ориентироваться в числовом ряду;
совершенствование пространственно-временных представлений;
умение общаться со сверстниками и со взрослыми;
создание положительного отношения к себе и другим.
Используются наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приёмов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к её решению.
В подпрограмму достаточно включено игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления, требующие от детей исполнительской, воспроизводящей, преобразующей деятельности.
Структура занятий включает в себя организационный, основной и заключительный этапы. Организационный этап предусматривает создание эмоционального настроя детей на занятии, принятие правил поведения и общения. В содержание основного этапа входит сообщение или определение темы занятия, работа над речевым развитием, формирование математических представлений, развитие графомоторных функций детей. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с применением пальчиковых упражнений. Заключительный этап предполагает эмоциональную оценку занятия и подведение итогов.
Структура предлагаемых занятий включают в себя следующие этапы:
Организационный момент (5 мин.) позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия, мобилизовать и настраивать детей на предстоящую работу. Перед детьми ставится проблемная задача с целью активизации их творческого потенциала, ассоциативных связей.
Основной этап (20 мин.) представляет совокупность приемов, направленных на решение задач данного комплекса. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с использованием нейропсихологических упражнений, речедвижений, лексически связанных с темой занятия. Физические упражнения сочетаются с умственной деятельностью детей. Данный элемент занятия может быть использован дважды, что зависит от психофизиологического состояния дошкольников.
Заключительный этап (5 мин.) предполагает обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов.
Программа предусматривает вербальную и рисуночную систему оценки.
В качестве вербальной оценки используются словесные методы стимулирования действий ребенка, эмоциональная поддержка, подбадривание. Цель: формирование у дошкольника уверенности в себе, формирование позитивной самооценки. Рисуночная система оценки предусматривает изображение цветка с пятью лепестками (задание выполнил очень хорошо), с четырьмя лепестками (задание выполнил хорошо, но в дальнейшем постарайся выполнить еще лучше). В ходе выполнения заданий, детям предлагается самим оценить свою работу и сравнить свою оценку с оценкой педагога, с последующим обсуждением. Цель: формирование рефлексивной самооценки и навыков самоконтроля дошкольников.
Ожидаемые результаты
по окончании адаптационно-развивающих занятий дошкольники
знают:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над под, за
данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
последующее и предыдущее число, больше (меньше) заданного на несколько единиц;
названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, многоугольник, точка,
отрезок, прямая линия);
состав чисел первого десятка с опорой на счетный материал;
знаки арифметических действий (“+”, “ –”);
умеют:
организовывать рабочее место, правильно сидеть за партой, принимать
учебную задачу, контролировать и оценивать себя, уметь общаться со
сверстниками и педагогами;
правильно держать карандаш и работать им;
выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполнять несложные графические диктанты;
соотносить число предметов и цифру;
различать число и цифру;
различать многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;
сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами “больше на”, “меньше на”;
сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, количеству, используя практические способы;
выполнять простые классификации.
видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах
узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их, по отдельным чертам завершать рисунок.
Тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»
№ п/п
Темы занятий
Формы проведения
Количество часов
1
Счет предметов. Пространственная ориентировка. Знакомство с понятиями одинаковые, разные. Знакомство с понятиями однозначные. двузначные числа.
Дидактическая игра
1
2
Счет предметов. Пространственная ориентировка. Знакомство с понятием столько же. Графический диктант, ориентировка в пространстве на листе бумаги.
Дидактическая игра
1
3
Счет в прямом и обратном порядке. Знакомство с понятиями больше, меньше. Сравнение количества предметов( больше, меньше). Знакомство со знаками больше, меньше
Дидактическая игра
1
4
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц . Знакомство с понятиями выше, ниже ,знаками плюс и минус.
Дидактическая игра
1
5
Количественный и порядковый счет. Пространственная ориентировка. Знакомство с понятиями длиннее, короче, шире, уже. Логические закономерности.
Дидактические игры
1
6
Пространственная ориентировка. Числовой ряд. Знакомство с понятиями перед, за, между, рядом. . Графический диктант.
Дидактические игры
1
7
Числа 1,2,3. Свойства геометрических фигур. Графический диктант.
Дидактическая игра
1
8
Числа 1,2,3,4. Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер. Пространственная ориентировка. Графический диктант.
Дидактическая игра
1
Приложение 2
Пояснительная записка
к курсу «Обучение грамоте, развитие речи и моторики»
Образовательная программа подготовки к обучению письму и чтению «Обучение грамоте и развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность. Программа нацелена на развитие речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц.
Основной целью курса является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям. Параллельно используется пособие по подготовке к обучению письму «Прописи»
Основными задачами курса являются:
1. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности
мышления.
2. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
исключения, моделирования, конструирования.
3. Обучение звукобуквенному анализу слов.
4. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического
строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства
собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и
творчеству.
Модифицированная программа курса подготовки к обучению письму и чтению «Обучение грамоте, развитие речи и моторики» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6 – 7 лет, предусматривает 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. Программа курса подготовки к обучению письму и чтению отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Содержание курса «Обучение грамоте, развитие речи и моторики»
Лексическая работа
Наблюдение над лексическим значением слов – название предметов, признаков,
действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи
Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед
Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова
Создание условий для употребления новых слов в собственной речи
Развития грамматического строя речи
Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу
Наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов
Формирование навыка образование и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
Практическое знакомство со словосочетанием и предложением
Знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов
Развитие связной устной речи
Обучение ответам на вопросы, диалогической речи
Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов
Обучение подробному пересказу текста
Обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам
Развитие простых форм звукового анализа
знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твёрдые и мягкие согласные звуки, «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений
Ожидаемые результаты
Чему мы хотим научить:
Обучение грамоте, развитие речи и моторики
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава;
Проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
Различать слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения; различать и называть гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки, выделять ударение в словах;
Читать слоги, слова и предложения;
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе;
Составлять небольшие рассказы на доступные темы;
Устно пересказать то, что только что прочитал (осознанность текста);
Создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
Правильно держать ручку, карандаш, кисть;
Удерживать направления движения по прямой;
Зрительно контролировать за проведением линии на всём протяжении;
Соразмерять движение руки с длиной линии, величиной частей;
Производить формообразующие движения;
Уметь штриховать форму в пределах контура;
Регулировать движения руки по длительности;
Обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
К концу занятий будущие первоклассники должны
Знать:
понятие «слог»;
подбор слов на заданное количество слогов;
выделение в словах первого и последнего слогов;
составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
согласные и гласные буквы;
составление рассказа по сюжетной картине.
Уметь:
правильно держать ручку, карандаш;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
умение отвечать на вопросы;
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
переключаться с одного вида деятельности на другой;
правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников;
внимательно слушать учителя, выполнять задания по его инструкции правильно.
Тематическое планирование по курсу
«Обучение грамоте, развитие речи и моторики»
№ п/п
Темы занятий
Формы проведения
Количество часов
1-2
Речь устная и письменная. Мир звуков и букв.
Знакомство с правилами штриховки
Дидактическая игра
2
3-4
Речь устная и письменная. Сказка «Рукавичка» Штриховка в заданном направлении в цвете
Дидактическая игра
2
5-6.
Предмет и слово. Игра «Доскажи словечко».
Игра «Что в начале, что в конце». Письмо прямых коротких линий.
Дидактическая игра
2
7-8.
Слог, ударение. Игра «Покажи буковку». Наклонная короткая палочка с закруглением влево, наклонная длинная палочка с закруглением влево, прямая короткая и удлинённые наклонные палочки.
Дидактические игры
2
9-10.
Слово, слог, ударение. Сказка «Колобок». Игра «Назови слова». Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу
Сюжетно-ролевая игра
2
11-12
Деление на слоги. Сказка о Винни-Пухе. Составление рассказов по иллюстрациям Письмо коротких линий с наклоном.
Дидактическая игра
2
13-14
Гласные и согласные звуки. Составление рассказа по иллюстрации «Деревня». Ориентировка на линованной бумаге. Письмо элементов по образцу
Дидактическая игра
2
15-16
Знакомство с алфавитом. Сказка К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха». Штриховка-копирование. Письмо элементов по образцу
Дидактические игры
2
Приложение 3
Пояснительная записка курса «Изобразительное искусство и технология»
Рабочая программа по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми подготовительной группы и обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального уровня
- Закон РФ «Об образовании» (от 28.02.2011, №11-ФЗ);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное пр.№2562 Мин.образования РФ от 27.10.11.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
-Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);
- Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009 г.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Цели и задачи данного курса:
Целью курса является развитие и саморазвитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
Развитие творческих способностей дошкольников в условиях активизации воображения и фантазии.
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Овладение выразительными средствами изобразительного искусства с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своём творчестве свои представления об окружающем мире.
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений.
Содержание курса «Изобразительное искусство и технология»
Предмет «Изобразительное искусство» включает в себя не только обучение навыкам рисования но и навыкам использования в своём творчестве других выразительных средств (цветной бумаги, пластилина и д.р.). На уроках рисования дети учатся пользоваться акварельными красками, кистью. Пробуют смешивать краски и получать дополнительные цвета. Развивают навык держания кисти разными способами. Во время художественного труда учатся правильно резать ножницами, развивают моторику рук при работе с пластилином.
Данный курс состоит из шести уроков. Из них рассчитано использование четырёх уроков на рисование и двух уроков на технологию.
Дошкольник 6-7 лет может не только различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). Вот поэтому первым уроком курса мы берём тему «Радуга». На этом уроке рассматриваем расположение цветов в цветовом спектре, сравниваем с расположением их в радуге, узнаём об основных цветах и получаем дополнительные.
Ребенок в дошкольном возрасте различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Для проявления этих способностей мы проводим урок изобразительного искусства на тему «Домик для сказочного героя».
Будущий школьник целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др). С детьми этого возраста легко выполнять задания по лепке предметов сложной формы. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели. Созданные изображения получаются похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Один урок мы уделяем работе с пластилином. Лепим конструктивным способом медвежонка.
Для распознания творческого видения, умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать мы попробуем рисовать с натуры игрушку – медвежонка. Дети этого возраста с удовольствием рисуют игрушки.
В аппликации осваиваем приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. На следующем занятии мы выполняем аппликацию «Цветы в вазе», которую приурочиваем к празднику «8 марта».
Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы, проявляем на уроке, где используем изображение по памяти и представлению. Рисуем весенний пейзаж.
Освоение изобразительного искусства в начальной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания детей в детском саду и опирается на полученный художественно-творческий опыт.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.).
Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием.
Формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведении искусства.
В ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
Тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство и технология»
№ п/п
Тема урока
Количество часов
1
«Радуга». Рисование по памяти и представлению.
1
2
«Домик сказочного героя». Рисование по памяти и представлению.
1
3
«Медвежонок». Работа с пластилином. Лепка комбинированным способом.
1
4
«Медвежонок». Рисование с натуры.
1
5
«Цветы в вазе». Аппликация из цветной бумаги.
1
6
«Весна». Пейзаж. Рисование по памяти и представлению.
1
Приложение 4
Циклограмма работы с родителями будущих первоклассников.
Формы работы:
дни открытых дверей;
консультации;
устный журнал для родителей;
педагогический лекторий для родителей.
Тематика:
Родитель – это профессия.
Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
Здоровый ребенок – хороший ученик.
Советы практического психолога.
Как ребенку помочь стать самостоятельным.
Как на самом деле любить детей.
Физическая подготовленность ребенка к школе.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
Первые дни ребенка в школе.
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
Приложение 5
Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии
На начало занятий
Промежуточный контроль (март)
Итоговый контроль (апрель)
I Кругозор
Представления о мире развернутые и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.
Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
II Развитие речи
Речь содержательна, выразительная, грамматически правильна.
Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна
Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, незакончены предложения).
III Развитие познавательной активности, самостоятельности
Ребенок любознателен, активен, задания выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок.
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается. Любознательность не проявляется.
IV Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнения, обобщения, установления закономерностей).
Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении. Обнаруживает закономерные связи.
2, Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощи взрослого.
Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого.
При выполнении заданий, требующего анализа, сравнения нужна обучающая помощь, самостоятельный перенос знаний не осуществляется.
VI Производительность деятельности
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, но в процессе деятельности отвлекается, трудности преодолевает при психологической поддержке.
Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, деятельность прерывается из-за возникающих трудностей, оказанная помощь мало эффектна.
VII Контроль деятельности
Результат усилий ребенка соответствует поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может это неполное соответствие.
Результаты усилий ребенка совсем не соответствует поставленной цели. Он не видит этого несоответствия.
VIII Темп деятельности
Соответствует средним показателям возрастной группы
Ниже средних показателей возрастной группы.
Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Приложение 6
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.
1. Социальное развитие
Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
Общается со сверстниками, знает правила общения.
Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
Хорошо адаптируется к новой обстановке.
Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
Не избегает общения.
2. Организация деятельности
Может планировать свою деятельность.
Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно.
В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею)
7. Развитие внимания и памяти
Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга,1999.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. М.,1992.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? М.: Ювента, 2005.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1999.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика,1986.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.
Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И «Готовимся к школе», Москва, «Вентана-Граф» 2007 г.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.
Кускова М. Л. «Букварь для дошколят», Екатеринбург, 2005г.
Методические рекомендации Т. Р Кисловой к учебнику-тетради «По дороге к азбуке», Москва БАЛАСС 2007г.
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес,2000.
Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
Салмина Н. Г, «Учимся думать» Москва, «Вентана-Граф» 2007 г.
Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.
Журова Л. Е, Кузнецова М. И «Азбука для дошкольников», Москва, «Вентана-Граф» 2007 г.
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
ђЗаголовок 1єђЗаголовок 2Заголовок 3уђЗаголовок 415