Программа театрального кружка Театр и мы
Муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 7 города Крымска
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28.08.2015 года протокол № 1
Председатель ________ Терновская Л.Ф.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
театрального кружка «Театр и мы»
Уровень образования основное общее образование, 8 класс
Количество часов 34
Учитель Шевцова Светлана Владимировна
Рабочая программа театрального кружка «Театр и мы» разработана на основе программы педагога дополнительного образования «Творческая мастерская» /сост. Н.В. Груненкова – М.: Айрис- пресс, 2004.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа театрального кружка «Театр и мы» разработана на основе программы педагога дополнительного образования «Творческая мастерская» /сост. Н.В. Груненкова – М.: Айрис- пресс, 2004.
Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
Цели и задачи:
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Исходя из этого, основными задачами курса являются:
развитие эстетических способностей;
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет, т.е. с учащимися 5-8 классов.
раздел « Театральная игра» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений. раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы
раздел «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
раздел «Этика и этикет» - включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Тематическое распределение часов по разделам, темам
№ Тема, раздел Количество часов
авторская
программа Рабочая
программа
2 Введение 1
3 Культура и техника речи 5
4 Ритмопластика 5
5 Театральная игра 4
6 Подготовка спектакля 16
7 Этика и этикет 5
Всего: 36
В учебном плане на изучение и овладение данного курса отводиться 34часа в год (1 час в неделю).
2. Содержание обучения
№ урок Содержание (разделы, темы) Кол-во
часов
1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка 1
Культура и техника речи (2)
2 Ораторские игры (чистоговорки, скороговорки и т.д.) 1
3 Выпуск газеты «Слово в театре...» 1
Ритмопластика (2)
4 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. 1
5 Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»), 1
Театральная игра (2)
6 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра...» 1
7 Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. 1
Подготовка спектакля (10)
8 Знакомство со сценарием пьесы «Мещанин во дворянстве» Ж. Мольера 1
9 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям. 1
10 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 1
11 Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 1
12 Отработка ролей в 3, 4 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 1
13 Отработка ролей в 8,9,10явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций!1
14 Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Репетиция. 1
15 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. 1
16 Выступление со спектаклем перед учениками гимназии и родителями 1
17 Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). 1
Этика и этикет(З)
18 Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).1
19 Составление рассказа «Человек - высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») 1
20 Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). 1
Культура и техника речи (3)
21 Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата 1
22 Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких - одна»1
23 Развлекательно-познавательное мероприятие «Знание- сила» 1
Ритмопластика (3)
24 Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) 1
25 Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». 1
26 Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. 1
Театральная игра(2)
27 Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). 1
28 Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. 1
Подготовка спектакля (6)
29 Знакомство со сценарием «Горе от ума»
А.С. Грибоедова 1
30 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.), репетиция отдельных сцен. 1
31 Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. 1
32 Репетиции героев пьесы 1
33 Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. 1
34 Выступление перед учащимися группы продленного дня. 1
Этика и этикет(2)
35 Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») 1
36 Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)1
Перечень творческих выступлений
Выступление со спектаклем «Мещанин во дворянстве» перед учениками гимназии и родителями.
Выступление со спектаклем «Горе от ума» перед учениками гимназии и родителями.
Участие в муниципальном мероприятии «Библионочь - 2016».
Требования к уровню подготовки
Каждый ученик должен знать:
Что такое театр
Чем отличается театр от других видов искусств
С чего зародился театр
Какие виды театров существуют
Кто создаёт театральные полотна (спектакли) иметь понятия:
Об элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале уметь:
Направлять свою фантазию по заданному руслу
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве владеть:
Общением с партнером (одноклассниками)
Элементарным актёрским мастерством
Образным восприятием окружающего мира
Коллективным творчеством
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Список учебно-методической литературы
Программа педагога дополнительного образования «Творческая мастерская» /сост. Н.В. Груненкова – М.: Айрис- пресс, 2004.
Аннушкин В.И. Риторика.10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012 г.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ /А.А. Клюйкина /
«27» августа 2015г.