Рабочая программа кружка Литературная гостиная
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
Согласовано:
зам.дир.по ВВВР
__________Е.О. Толмачева Утверждаю:
директор
МБОУ СОШ № 27
__________Ю.Н. Казанцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Литературная гостиная»
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего
образования по литературе для общеобразовательных
школ Министерства образования и науки РФ;
Программы по литературе для 5-11 классов.
Составители (авторы) Автор - составитель В.Я.КоровинаГод издания программы 2009г.
Учебник (учебное пособие) «Литературный кружок в школе».
Автор учебника Автор - составитель О.А.Еремина (учебное пособие)
Год издания 2012г.
По плану всего – 210часов в неделю – 6часов
Программа составлена руководителем кружка «Литературный салон»
МБОУ СОШ№27
Зиннатовой Наилей Галиаскаровной
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Литературная гостиная» разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной, редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина, а также пособия для учителя Еремина О.А. «Литературный кружок в школе».
Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им лучше усваивать программный материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Обучение учащихся осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника.
«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью».
В рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов работа в литературном кружке во многом поможет педагогу в формировании и расширении системы универсальных учебных действий обучающихся. В последнее время перед литературными кружками открываются исключительно широкие возможности для межпредметных связей, это литературно-исторические и историко-литературные, литературно-изобразительные, литературно-технологические, внеклассная работа по изучению взаимосвязей литературы с другими видами искусства. В рамках кружка «Литературная гостиная» прослеживается связь основного предмета с историей, музыкой, изобразительного искусства, технологией обучающего труда. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о литературе , но и о культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции).
В литературно-историческом или историко-литературном направлении изучают творчество какого-либо одного писателя или же литературу определенного исторического периода. В литературно-критическом направлении дети учатся критическому осмыслению прочитанных текстов, в рамках занятия могут быть запланировано обсуждение наиболее интересных новинок литературы за прошедший год.
Углубленному изучению обучающихся теории литературы будут способствовать занятия кружка по какой-либо одной литературно-теоретической теме (Например: «Развитие русского стихосложения», «Особенности русского романтизма», «Индивидуальный стиль Л.Н. Толстова», «Жанровое и стилистическое многообразие современной поэзии»). В рамках занятий на литературном кружке может использоваться огромное количество современных методов и методик.
1. Эвристическая беседа (развитие блока универсальных учебных действий коммуникативной направленности). «Один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика – «отыскиваю, открываю». Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления».
2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (развитие блока регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учебной деятельности. 1. Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2. Планирование — определение последовательности действий; 3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. Рефлексия – возвращение к поставленной цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и впечатлений от занятия.
3. Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность (развитие блока универсальных учебных действий познавательной направленности). «Работа литературного кружка нацелена на максимальное развитие самодеятельности учащихся. Поэтому основная форма занятий - подготовка членами кружка при помощи руководителя докладов, их обсуждение (желательно заранее готовить и содокладчиков и оппонентов). Включает в себя подготовку презентаций и выступлений (докладов) по заданной теме. Направлена на стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие теоретических знаний
4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие мастерские (блок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий). Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам. «В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результативность выражается в овладении обучающихся творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся» . Значительное место в работе кружка занимает массовая работа: подготовка читательских конференций и диспутов, руководство литературными отделами, выпуски газет и т.д.
5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение тематики и проблематики и др. (блок предметных универсальных учебных действий, определяется содержанием учебной дисциплины – литература). Расширение теоретических знаний по литературе. На занятиях – в конце или начале – полезно уделять несколько минут отзывам учеников о недавно прочитанных ими книгах, что помогает развивать эстетическое восприятие художественных текстов. В рамках этой работы возможно применение технологий критического мышления. Например, составление «банка идей», синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Таким образом, занятия в кружках по литературе, несомненно, способствуют самовоспитанию, идейно-эстетическому воспитанию и самовыражению учащихся. Но успех во многом зависит и от деятельности учителя. «На занятиях кружка по литературе особенно важно создать атмосферу доверия: только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы».
Каждое занятие – задание - задача-требование-этюд может ненавязчиво стимулировать открытие кружковцами ценности трудолюбия, пытливости, самостоятельности, требовательности к себе, совершенствования в технике, расширения знаний о предмете работы, ответственности перед зрителями, повышения общего культурного уровня, театрального вкуса, культуры анализа литературных впечатлений. На занятиях каждый обучающийся знакомится с сущностью исполнительского театрального творчества: с существованием «языка» действий, с выразительностью и содержательностью этого языка, с достижениями пользовании им — и познает свои возможности в творчестве.
Тщательность, аккуратность в выполнении всех без исключения работ и обязанностей — от творческих до учебно-технических — важный навык, формируемый именно на начальном этапе становления художника. Значение этих качеств легко открывается для подростков, когда им понятно, на что данные качества должны быть направлены.
Школьные литературные гостиные могут являться не только начальной ступенью гуманитарного образования, но и новой, эффективной формой общего и эстетического развития школьников-подростков. Программа «Литературной гостиной» рассчитана на обучение детей не только с V — VIII класса общеобразовательной школы, но IX — XI и предполагает насыщенность занятий в течение всех двух лет обучения.
На протяжении всего обучения доминирующая ценность самостоятельности, самобытности, своеобразия личного подхода к решению творческих задач требует обостренного и чуткого внимания педагога к поискам, находкам и предложениям учеников.
Цели:
- воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,
- углубление знаний по литературе,
- привитие любви к чтению,
-активизация творческих способностей.
Задачи:
- развить поэтический слух,
-уточнить знания по теории литературы,
- стимулировать познавательный интерес.
Формы работы:
-выразительное чтение вслух,
- заучивание наизусть,
- словесное рисование,
- эвристическая беседа,
- творческие работы (собственные стихи, проза, рисунки, сценки),
-составление сценариев, литературно-музыкальных композиций
-обучение сценическому искусству
Календарно-тематическое планирование работы кружка.
№ Тема Краткое содержание, формы работы Кол-во час. Дата
Первый год
Первое полугодие
1 Привлечение обучающихся в кружок «Литературный салон» Показ презентаций литературных и исторических кружков. 1 17.09
2 Подборка материала по календарю знаменательных дат Составление плана работ 2 19.09
3 Поэтика и символика русской литературы. Средства изобразительности в литературе (постоянные эпитеты, олицетворения, повторы), предметы –символы. 1 20.09
4 Победа русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380г.)
Проект «Три ратных поля России» (как это было?) Просмотр фильма. 2 21.09
5 90 лет со дня рождения русского поэта Александра Петровича Межирова (1923–2009)
Поэтическая страничка (изучение произведений А.П.Межирова) 3 24.09
6 Обучение выразительному чтению Конкурс чтецов 3 26.09
7 140 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва (1873–1950), писателя русского зарубежья, автора романа «Лето Господне»
Чтение и изучение романа « Лето Господне». Подготовка исследовательской работы «Устаревшая лексика в романе Лето Господне».
16 01.10
03.10
05.10
08.10
10.10
12.10
15.10
17.10
8 190 лет со дня рождения И.С. Аксакова (1823-1886), русского писателя и публициста, идеолог славянофильства
Подготовка к мероприятию. Круглый стол «Творческая мастерская Аксакова» 6 19.10
22.10
24.10
9 Окружной детский литературный конкурс имени Мансийский сказительницы А.М.Коньковой Изучение литературы А.М.Коньковой. Работа с библиотекой.
«Вначале было слово…» Написание сказки, эссе, стихотворения. 14 26.10
29.10
31.11
02.11
05.11
07.11
12.11
10 195 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883)
Выпуск стенгазеты. Викторина по биографии и творчества. 4 09.11
12.11
11 День матери России-24 ноября
Подборка материала и составление сценария Дню матери. Подготовка и проведение литературной композиции «Незабвенный милый образ 10 14.11
16.11
19.11
21.11
23.11
12 Российский форум по проекту «Три ратных поля России» Составление сценария и подготовка обучающихся. Участие на форуме. 10 25.11
26.11
27.11
28.11
29.11
13 210 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева (1803–1873)
Подборка материала и составление сценария. Литературная гостиная "Я встретил Вас…" 6 02.12
03.12
05.12
14 95 лет со дня рождения русского писателя, прозаика, публициста Александра Исаевича Солженицына (1918–2008), лауреата Нобелевской премии.
Подборка материала и составление сценария. Выпуск газеты «А.И.Солженицын 95 лет». Вечер памяти А.И.Солженицына.
6 07.12
10.12
12.12
14.12
15 85 лет со дня рождения киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова (1928–2008).
Творческая мастерская. Создание небольших заметок на темы «Недавно я прочитал…». 4 12.12
14.12
17.12
16 140 лет со дня рождения писателя, критика, литературоведа и переводчика Валерия Яковлевича Брюсова (1873–1924)
110 лет со дня рождения писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева) (1903–1942)
90 лет со дня рождения русского поэта и прозаика Якова Лазаревича Акима (1923)
60 лет со дня рождения детской писательницы Марины Владимировны Дружининой (1953)
Литературный калейдоскоп «О них мы знаем все» 8 19.12
21.12
24.12
26.12
17 Отчет за первое полугодие Подведение итогов за первое полугодие. Новогодний огонек. 4 28.12
31.12
Второе полугодие
110 лет со дня рождения русского писателя Аркадия Петровича Гайдара (1904–1941)
Подборка материала и составление сценария. Литературный вечер «Герои гайдаровских книг», посвященный 110-летию со дня рождения А.П. Гайдара. 8 14.01
16.01
18.01
21.01
18 День воинской славы России (27.01). День снятия блокады города Ленинграда (1944г.)
Выпуск стенгазеты. Урок мужества «Эхо Ленинграда» 6 23.01
25.01
28.01
19. Проект «Тебе любимый город».
Разработка проекта 4 30.01
01.02
20 140 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954)
Литературная викторина 6 04.02
06.02.
08.02
21 245 лет со дня рождения русского писателя, баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769–1844)
Конкурс на составление лучшего кроссворда. 4 11.02
13.02
22 Мои любимые книги. Читательская конференция Сообщения о прочитанных книгах. 2 15.02
23 23 февраля – День защитника Отечества.
23 февраля – День воинской славы России.
В рамках проекта «Тебе, любимый город». Литературно-музыкальная композиция «Память трех поколений» 6 18.02
20.02
22.02
24 Всемирный день писателя.
Творческие мастерские «Проба пера». «Фантастические рассказы».
Литературные жанры.
Репортаж. Интервью. Статья в газету. Эссе. Отзыв. Очерк. Письмо. Дневник…
Международный день охраны памятников и исторических мест(17.04).
Всемирный день поэзии.
Литературная гостиная «Люди нашего города».
Литературно-музыкальная композиция «Соцветие народов»
В рамках проекта «Тебе, любимый город». Родной город. История его создания. Его достопримечательности. Праздники и традиции. Великие сургутяне.
Фотовыставка «История в лицах». Выставка рисунков «Любимый уголок города Сургута. Литературные викторины «Их именами названы улицы города». Игра «Что? Где? Когда?».
Памятники и исторические места г. Сургута. Фотовыставка, литературная викторина
Посещение МЦК «Старый Сургут» дом журналистов «Листая страницы прошлого» - круглый стол.
Выставка книг «Поэтический Сургут». Литературный огонек «От всей души» с приглашением поэтов и писателей города Сургута.
Итоговое мероприятие проекта «Тебе, любимый город».
Экскурсии в музеи города.
30
2
6 25.02
04.03
11.03
18.03
25.03
03.04
08.04
17.04
24.04
03.05
13.05
20.05
22.05
27.05
29.05
19.04
в течение года
25 Неделя детской и юношеской книги.
Эвристическая беседа 4 22.03
27.03
26 Международный день театра
Экскурсия в Драматический театр им. Грибоедова. Посещение премьеры согласно установленного графика. 2 29.03
27 День смеха
Подбор материала. Выпуск литературной странички. 2 31.03
28 Международный день детской книги.
Российский конкурс детской книги. Подготовка творческих работ. Участие 4 01.04
05.04
29 270 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дениса Ивановича Фонвизина (1744–1792)
Литературное чтение «Речевые особенности литературных персонажей».
Индивидуальные особенности речи литературных героев. Авторские графические средства сигнализации. Фонетизмы.
Д. И.Фонвизин «Недоросль».
4 10.04
12.04
30 Всемирный день культуры
В рамках года культуры в России и ХМАО-Югра 2 15.04
31 Всемирный день книг и авторского права(23.04).
.
4 19.04
22.04
32 90 лет со дня рождения русского писателя Виктора Петровича Астафьева (1924–2001)
Творческий конкурс «Душа Сибири»
Литературный вечер
«Мир Виктора Астафьева»
4 26.04
29.04
33 День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
90 лет со дня рождения русского поэта Юлии Владимировны Друниной (1924–1991)
Подборка материала и составление сценария.Конкурс-чтецов «Войны священные страницы навеки в памяти людской» 6 05.05
06.05
07.05
34 Поэзия: рифма, виды рифмовок. Виды рифмовок: перекрестная, парная, опоясывающая. Тренировка в определении. 2 15.05
35 Стихотворные размеры. Ямб и хорей. Определение размеров в разных отрывках. 2 17.05
36 Эпитет, олицетворение, метафора. Работа с поэтическими текстами, определение средств изобразительности. Подбор собственных примеров олицетворений, метафор, эпитетов. 1 24.05
37 День славянской письменности и культуры.
Творческая мастерская. Создание стихов. 1 24.05
38 Отчет за второе полугодие Подведение итогов за второе полугодие. Круглый стол. 2 31.05
Итого 210 Прогнозируемый результат
По окончании занятий обучающийся должен знать:
- основные литературоведческие термины;
- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение учебного года);
- основные принципы написания литературного сценария;
- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года).
По окончании занятий обучающийся должен уметь:
- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
- составлять сценарий проведения творческой постановки; - подбирать материал к изучаемой теме.
Список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для преподавателей спец.дисциплин.