Рабочая программа кружка Правила моей жизни (внеурочная деятельность в начальной школе)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Кружок «Правила моей жизни»
1 – 4 классы
Разработчик программы: И.В. Сурмина2016 годСодержание
Пояснительная записка
Результаты освоения учебного предмета
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа кружка «Правила моей жизни» составлена на основе:
- ФГОС НОО (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009г.)
- Основной образовательной программы МОУ;
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС;- Программы «Уроки здоровья» П.Л.Симкиной. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания и его привычек.
В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Только здоровый ребёнок может успешно учиться в школе, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность программы. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
В связи с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в начальном общем образовании выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровье-сберегающая система, должна быть неотъемлемой частью образовательной программы образовательного учреждения.
Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Цель программы: Формирование культуры здоровья, правил и норм здоровьесберегающего поведения у обучающихся, обеспечение возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Здоровьесберегающее поведение представляет собой действия, поступки, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и другими людьми, не нарушая общечеловеческих норм и правил поведения (соматический и физический, психический и нравственный)
Направления работы по программе следующие:
Формирование у детей представлений о самих себе, начальных знаний о строении человека и назначении некоторых органов;
Развитие навыков гигиенической и двигательной культуры;
Формирование норм и правил здорового образа жизни;
Правила поведения в экстремальных случаях;
Обучение элементам оказания первой помощи;
Приобщение детей к культуре чувств (развитие эмоциональности).
Учащиеся получат возможность целенаправленно подготовиться к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, к ведению здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, оказанию необходимой первой помощи.
Дети научаться быть в активной позиции в отношении собственного здоровья; осознанному двигательному поведению, как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению; соблюдению культурно-гигиенических требований; умению организовать собственную двигательную активность и деятельность сверстников.
У учащихся сформируется умение анализировать и преодолевать эмоциональные трудности, научаться владеть собственными эмоциями в процессе общения с ближайшим окружением; умение оценивать свое поведение и сверстников, состояние своего здоровья и способность контролировать и корректировать получаемый результат.
Задачи программы:
способствовать формированию:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
физического и психического саморазвития;
способствовать развитию:
здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой.
потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
создать условия воспитания:
гигиенических навыков и привычек;
ответственного отношения в вопросах сохранения своего здоровья.
отрицательного отношения к вредным привычкам.
Основная педагогическая идея программы: наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно - оздоровительных программ по валеологии. Начиная с младшего школьного возраста, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 - 25 %. По этому, значимость программы заключается в том, что в ней определены содержание и организация формирования мотивационно-ценностного компонента здорового образа жизни детей.
Условия реализации программы
Рекомендуемый возраст детей от 7-10 лет.
Выполнение программы рассчитано на 4 года обучения 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах.
Занятия проходят в кабинете, актовом и спортивном залах, возможен выход в социум (экскурсии, акции), в учреждения культуры и дополнительного образования.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
игровая;
познавательная;
спортивно-оздоровительная.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Данная программа строится на принципах:
Методика работы с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Данная методика включает в себя следующие принципы:
научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
обеспечение мотивации.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Общая характеристика: содержания, методов деятельности, форм обучения.
Игровые методы (подвижные игры, ролевые игры);
Сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй);
Арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
Визуализация;
Мозговой штурм;
Телесно-ориентированнные техники (приемы релаксации);
Моделирование и анализ проблемных ситуаций;
Беседа.
Викторины, конкурсы, игры
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье.
Праздники на тему здоровья.
Ценностные ориентиры программы базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения учащихся;
улучшение показателей здоровья;
снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников.
Личностные и метапредметные результаты курса «Правила моей жизни»
Личностными результатами курса являются следующие умения:
- Формирование активной жизненной позиции.
- Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
- Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- умение выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
-- Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
- Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
- Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
- Умение определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму, умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Познавательные УУД:
- Формирование представления о ЗОЖ, и его роли в жизни общества, через оздоровительную и познавательную деятельности.
- Формирование практических навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
- Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
- Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
- Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Формирование уважения к собеседнику.
- Формирование у учащихся толерантного сознания.
Программа «Правила моей жизни» связана с такими учебными дисциплинами: окружающий мир, литературное чтение, физическая культура. Занятия не являются отдельным звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры. Во время занятий ребята читают сказки, загадки, пословицы и поговорки о здоровье, а также разыгрывают сценки. Для этого необходимы умения, полученные на уроках литературного чтения.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.
Формы теоретических занятий:
- беседы;
просмотр видеопрезентаций;
игры;
- викторины.
Формы практических занятий:
экскурсии;
творческие конкурсы;
оздоровительные минутки;
спортивные соревнования;
путешествия;
тренинги;
проекты;
праздники здоровья и т.д.
Ожидаемые результаты:
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
Промежуточный – праздники, занятия-зачеты, мини-сценки;
Итоговый – открытые занятия, проект.
Мероприятия, праздники, проекты, проводимые в коллективе, являются конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка.
3.Содержание курса внеурочной деятельности «Правила моей жизни»
1 – 2 классы: Раздел 1. Здоровый образ жизни.
Раздел 2. Правила безопасного поведения. Раздел 3. Подвижные игры.
Раздел 4. Доврачебная помощь.
3 – 4 классы: Раздел 1. Здоровый образ жизни.
Раздел 2. Психическое здоровье. Раздел 3. Подвижные игры.
Раздел 4. Доврачебная помощь.
1 класс:
Раздел «Здоровый образ жизни» включает темы: Понятие о здоровье; Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья; Друзья Вода и Мыло; Глаза – главные помощники человека; Чтобы уши слышали; Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой;Зачем человеку кожа; Осанка по заказу; Здоровая пища для всей семьи; Сон – лучшее лекарство; Режим дня.
Раздел «Правила безопасного поведения» включает темы: Правила безопасного поведения дома;Правила пожарной безопасности; Правила безопасного поведения на улице; Правила безопасного поведения в общественном транспорте; Правила безопасного поведения на дорогах; Правила безопасного поведения в природе; Правила безопасного поведения при общении с животными.
Раздел «Подвижные игры» включает темы: Знакомство с доктором Свежий Воздух; Игры на свежем воздухе; Игры – эстафеты; Игры с мячом; Игры на свежем воздухе; Спортивное соревнование; Игры с элементами ритмической гимнастики; Игры с элементами лёгкой атлетики.
Раздел «Доврачебная помощь» включает темы: Уход за кожей; Органы слуха; Один дома; Принципы предупреждения инфекций.
класс:
Раздел «Здоровый образ жизни» включает темы: Познай себя; Органы пищеварения; Витамины, витамины; Вредные привычки; Пять дел перед сном; Здоровье на подоконнике; Что такое образ жизни; Профилактика простудных заболеваний; «Я сажусь за уроки»; Разговор о правильном питании.
Раздел «Правила безопасного поведения» включает темы: Правила пожарной безопасности; Правила безопасного поведения на природе; Правила поведения при отравлениях; Правила безопасного поведения на воде; Правила безопасного поведения на дорогах; Опасности летом.
Раздел «Подвижные игры» включает темы: Игры с элементами лёгкой атлетики; Игры с элементами ритмической гимнастики; Игры с мячом; Игры с элементами лёгкой атлетики; Зимние игры; Соревнование; Игры в зале.
Раздел «Доврачебная помощь» включает темы: Раны и травмы; Отравления; Животные; Глаза – зеркало души; Обморожение.
класс:
Раздел «Здоровый образ жизни» включает темы: Организм человека и работа его органов; Основы рационального питания; С чего начинается пищеварение; Сердце под защитой; Зачем мы дышим; Минеральные вещества; Жизнь и бег; Как правильно стоять, ходить, сидеть; Ступени закаливания; Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим;
Раздел «Психическое здоровье» включает темы: Эмоции; Эмоции и контроль над ними; Настроение; Улыбка. Внутренняя улыбка; Релаксация (расслабление); Избегайте ссор; Твои мысли и поступки; Волшебные слова. Рефлексия.
Раздел «Подвижные игры» включает темы: Игры с элементами легкой атлетики; Игры с элементами ритмической гимнастики; Игры в зале; Игры на свежем воздухе; Зимние игры; Игры с мячом; Веселые старты.
Раздел «Доврачебная помощь» включает темы: Спорт для здоровья; Какой вид спорта выбираю я; Массаж; Аптечка первой помощи; Зелёная аптечка.
класс:
Раздел «Здоровый образ жизни» включает темы: Люби природу. Здоровье находится в природе; Почему я такой? Почему мы все разные; Внутренние часы организма; Сон и сновидения; Существуют ли новые методы питания; Вода. Вода – источник жизни; Вредные привычки; Вечный труженик. Кровеносная система; Клетки крови.
Раздел «Психическое здоровье» включает темы: Характер и настроение; Темперамент; Гнев, страх, тревожность, презрение, отвращение, радость, стыд, чувство вины; Конфликты; Курение. Токсикомания; Сила воли; Личность в коллективе; Современный человек.
Раздел «Подвижные игры» включает темы: Игры на свежем воздухе; Игры с элементами лёгкой атлетики;
«Забытые» игры; Игры с мячом; Игры на воде (в бассейне); Зимние игры; Игры с элементами ритмической гимнастики; Игры в зале; Эстафета.
Раздел «Доврачебная помощь» включает темы: Почему мы болеем; Какого ухода требуют уши; Каким образом мы слышим; Предупреждение инфекционных заболеваний; Сигналы тревоги.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название разделаКоличество часов1 классЗдоровый образ жизни12
Правила безопасного поведения9
Подвижные игры8
Доврачебная помощь4
2 классЗдоровый образ жизни11
Правила безопасного поведения8
Подвижные игры10
Доврачебная помощь5
3 классЗдоровый образ жизни11
Психическое здоровье8
Подвижные игры10
Доврачебная помощь5
4 классЗдоровый образ жизни10
Психическое здоровье8
Подвижные игры11
Доврачебная помощь5
1-й год обучения
Последова-
тельность изложения учебных разделов Название темы Количество учебных часов Всего
Теория
Практика 1.
Я и мое здоровье. 2 2
2. Режим дня. 1 1 2
3. Почему кости крепкие? Почему мы не ломаемся? 1 1 2
4. Как живет наш организм. Знакомство со скелетом. Осанка. 1 1 2
5. Викторина «Что я знаю о себе?» 1 1
6. Друзья Мойдодыра – вода и мыло. 1 1 2
7. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 1 1 2
8. Кто тобой управляет? 1 1
9. Чтоб дышалось легко. 1 1 2
10. Здоровые зубы – здоровью любы. 1 1
11. Волшебная щёточка. 1 1 2
12. "Беречь глаз как алмаз". 1 1
13. Сон – лучшее лекарство! 1 1
14. Чтобы уши слышали. 1 1
15. Ноги носят, а руки кормят. Болезни грязных рук. 1 1 2
16. «Не видать грязнулям счастья». 1 1 2
17. Чистота приходит в гости! 1 1
18. Как стать красивым? 1 1 2
19. Если хочешь быть здоров… 1 1 2
20. Урок КВН «Наше здоровье». 1 1
21. Праздник «В гостях у Мойдодыра!» 1 1
ИТОГО: 19 14 33
2-й год обучения
№ Последова-
тельность изложения учебных разделов Название Количество учебных часов Всего
Теория
Практика 1.
Правила здорового образа жизни (проектная работа). 2 1 3
2.
Как сохранить своё здоровье до самой старости. 1 1 2
3.
Нужно ли заниматься физкультурой? 1 1 2
4.
Утренняя оздоровительная гимнастика. 1 1 2
5.
Не пугает, не страшит ОРВИ и страшный ГРИПП. 1 1
6.
Домашняя аптечка, термометр. 1 1
7. Надо знать, как помощь оказать.
Ножки погреем – и хворь одолеем! 1 1 2
8. Что вокруг нас может быть опасным? 1 1 2
9. Что это? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды.
«Опасные растения и грибы» 1 1
10. Викторина «Кто меня защитит?» 1 1
11. «Отдыхаем без опасности» 2 1 3
12. «Переход и светофор» и «Переходим улицу» 1 1 2
13. «Виды транспорта» и «Правила для пассажиров» 2 2
14. «Один дома» 1 1
15. «Как вести себя с домашними питомцами» и «Когда четвероногие друзья бывают опасны» 2 2
16. «Огонь» 2 1 3
17. «Электричество» 2 2
18. Праздник «Путешествие в страну Здоровье» 1 1 2
ИТОГО: 22 12 34
3-й год обучения
№ Последова-
тельность изложения учебных разделов Название Количество учебных часов Всего
Теория
Практика 1. Самые полезные продукты. 1 1
2. Как правильно есть. 1 1
3. Кулинарное путешествие по России. 1 1
4. День рождения Зелибобы. «Проверь себя» 1 1
5. Расти здоровым. 2 1 3
6. Воспитай себя! 1 1
7. Я выбираю движение! 1 1 2
8. Как воспитывать уверенность и бесстрашие? 1 1
9. Спеши делать добро! 2 1 3
10. Поможет ли нам обман? 1 1 2
11. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? 1 1
12. Как отучить себя от вредных привычек? 1 1 2
13. Наказание. 1 1 2
14. Ответственное поведение. 1 1 2
15. Умеем ли мы вежливо обращаться? 1 1 2
16. Помоги себе сам! 1 1 2
17. Что такое дружба? 1 1 2
18. Кто может считаться настоящим другом? 1 1 2
19. Огонек здоровья. 1 1 2
20. Путешествие в страну здоровья! 1 1
ИТОГО: 19 14 34
4-й год обучения
№ Последова-
тельность изложения учебных разделов Название Количество учебных часов Всего
Теория
Практика 1. От здоровых привычек - к здоровой жизни! 2 1 3
2. Мои эмоции. Как справиться с гневом? 2 2
3. Зависть и жадность. 1 1
4. Капризы. Можно ли без них обойтись? 1 1
5. Чувства и поступки. 2 1 3
6. Стресс! 1 1
7. Сначала думать, потом действовать. 1 1 2
8. Умей выбирать. Мое решение! 1 1 2
9. Как сказать нет? 2 2
10. Алкоголь, сигарета и наркотик – пути в никуда! 3 2 5
11. Я здоровье берегу – сам себе я помогу! (проект) 2 1 3
12. Привычка сохранять здоровье! 1 1 2
13. Тренинг безопасного поведения. 1 1
14. Моя семья. 1 1 2
15. День здоровья! 1 1
16. Будем делать хорошо и не будем плохо! 1 1
17. КВН «Наше здоровье!» 1 1
18. Праздник: «Будьте здоровы!» 1 1
ИТОГО: 20 14 34