Авторская рабочая программа танцевальная студияКапелька
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В конце XIX- началеXX века в Германии и Америке зарождается современное направление хореографии - танца модерн. Истоки зарождения проявились в искусстве Айседоры Дункан, педагога Э.Жака-Далькроза. Это стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека ХХ столетия,получило большую поддержку.Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов в противовес танцу классическому, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Это направление в хореографическом искусстве стало очень привлекательным для детских хореографических коллективов, т.к. классический танец довольно труден для изучения и доступен далеко не всем воспитанникам, а принципы освоения современного танцапомогают достигать любому ребенку самовыражения через движения. С каждым годом все больше и больше российских балетмейстерови педагогов-хореографов обращаются к современному танцу. И даже во всех главных академических театрах страны в последние годы практикуются постановки на базе современной хореографии и пластики.
Актуальность данной программы заключается в систематизации принципов работы с воспитанниками студии в данном направлении. Современное танцевальное искусство среди подростков в России по большей части формировалось на улице (например, направления «стрит-джаз», «брейк-данс», «хип-хоп» и т.д.), и реализовать их потребности и способности на «законном основании» задача педагога. Данный курс позволяетметодически настойчиво направлять энергию подростков в русло красивых сценических форм, отвлекая отстихийно рожденной вычурности, некрасивости, безвкусицы.Получив возможность осваивать импровизации, подросток избавляется от физических и психологических зажимов, унего изменяются движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, диспутов, посещения с подростками спектаклей и концертов по данному профилю, конкурсных поездок, направленных на осознание подростками значения современного искусства и их личного творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая направленность данной программыпрослеживается в том, что изучение воспитанниками современного танца, проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры.Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.
.Педагогическая целесообразность программы определена тем, что планируемый учебно-воспитательный процесс нацелен на изучение воспитанниками выразительной палитры движений танца; избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры; на знаниях законов драматургии, на примере классических и современных балетов. А так же, занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Цель:формирование у подростков вкуса и системы ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения современного танца.
Задачи курса:
В развитии: раскрытие творческой индивидуальности воспитанников; развитие физической выносливости и силы, силы духа; воспитание умения передавать стиль и манеру исполнения различных течений, создавать яркие сценические образы.
В воспитании: воспитание умения распознавать «прекрасное» и «безобразное» в общем потоке современной индустрии; привитие бытовой и сценической культуры.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1год.
Предмет «Современный танец» включен вцелостный процесс обучения воспитанников хореографиисовсем недавно. Есть дети, которым сложно исполнять классические номера на сцене, например, в силу отсутствия некоторых природных данных: выворотности, подъема, танцевального шага и т.д. А в танцах современной направленности любой ребенок может проявить способности и выразить собственную индивидуальность.
Режим работы по каждому году обучения.
занятия проводятся по 1.5 часа и 3 раза в неделю так же в сочетании с репетициями ансамбля.
При подготовке к занятию педагог условно делит изучаемый материал на разделы: разогрев, упражнения для развития позвоночника, комбинации или импровизации, которые могут быть построены в разных стилях. Также занятия включают обязательные упражнения по гимнастике и акробатике.
Музыкальное сопровождение занятия. Все занятия сопровождаются аудиозаписями. Педагог должен подбирать разнообразный музыкальный материал, который знакомит подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру исполнения.
Формы занятий и способы их организации.
Формы занятий:
традиционное занятие;
практическое занятие (изучение новых концертных номеров);
выступление, конкурс, фестиваль;
зрительская практика (просмотр видеозаписей, посещение концертов);
открытое, контрольное занятие (согласно данной программе).
Способы организации деятельности воспитанников на занятии:
групповая (занятия по сформированным группам);
в парах (работа с партнерами)
индивидуально-групповая (свободная импровизация);
ансамблевая (творческая деятельность ансамбля);
Основные методы и технологии.
Для подростков в возрасте 13-17 лет, особенно если они пришли заниматься современным танцем, немаловажен образ педагога. Ребята отождествляют содержание предмета с человеком, его преподающим. Поэтому педагогу просто необходимо идти в ногу со временем, самому обладать эстетическим вкусом, следить за новинками индустрии шоу-бизнеса (в музыке, танцевальных направлениях и даже моде), тогда он по праву может быть наставником и другом подростку. Тогда ребята увидят в педагоге не только хореографа, но и человека, к которому можно прийти со своими проблемами, спросить совета, попросить помощи, поделиться радостью или секретами. А в этом возрасте трудностей у подростков хватает!
Разборчивость в музыкальном материале, танцевальных стилях и направлениях, наличие эстетического вкуса у педагога позволяет ему работать над формированием у воспитанников системы ценностей, что является основной целью и задачами данного курса.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности:
возрастные особенности воспитанников;
личные интересы и приоритеты воспитанников;
потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
происходящие в мире перемены.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
здоровьесберегающаятехнология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
информационно-коммуникативная технология,позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;
деятельностнаятехнология,посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснениямис последующим повторением;
проектная технологиязаключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развиваетвоображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
технология дифференцированного обучения,помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.
Для успешной реализации данной программы необходима материально-техническая база:
легко проветриваемый и с хорошим освещением зал. В зале должны быть стационарные зеркала, хорошо налаженное отопление, окна – стеклопакеты;
музыкальное сопровождение занятий целесообразно осуществлять под музыкальный центр для флэш- и CD-носителей, должна быть сформирована фонотека;
из инвентаря в зале необходимы стол, несколько стульев, гимнастические скамейки, полка для аудиоаппаратуры;
для более полноценного восприятия воспитанниками изучаемого материала необходим мультимедийный проектор;
для более оперативного реагирования педагогом на все новинки в области современной хореографии и музыки необходим Интернет;
на одной из стен, лучше при входе в зал, необходимо разместить информационный стенд. Кроме того, в зале должны быть план эвакуации на случай пожара, инструкция по технике безопасности, набор индивидуальной защиты от пожара, аптечка с набором материалов от ушибов или других травм. Но аптечка и средства защиты должны храниться строго в закрывающемся шкафчике или сейфе.
План работы кружка танцев
№ Тема занятия Дата
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Постановка задач на новый учебный год. 1 Движения для разогрева позвоночника (наклоны и изгибы торса во всех направлениях, упражнения на напряжение и расслабление позвоночника).
2.Знакомство с основными элементами различных танцев 2 1.Отработка элементов танца
2.«Четыре точки» - тело образует букву «Л» и опирается на руки и на ноги. 3 1.Отработка движений
2.Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 4 Отработка связок 5 Знакомство с танцем: «По всем направлением» к открытию творческого сезона 6 1.Отработка элементов
2.Гимнастические упражнения
3.Акробатика в современном танце 7 Отработка движений, связок 8 1.Отработка всего танца
2. Знакомства с направление «Латина»
3Упражнения из тренинга актерского мастерства на освобождение от мышечного напряжения и телесного зажима
4.Знакомства с танцем «Сальса» 9 Отработка всего танца «По всем направлениям» 10 Знакомство с танцем«Первая любовь»кДню матери 11 Изучение основных элементов вальса 12 1.Отработка основных движений
2.Акробатика в современном танце 13 1.Отработка основных движений
2.Упражнения из тренинга актерского мастерства на освобождение от мышечного напряжения и телесного зажима 14 1.Отработка связок
2.Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 15 Отработка всего танца 16 Отработка всего танца 17 Подготовка танца «Метелица»к Новогодним праздникам и Рождеству. 18 1.Знакомство со сценарием рождественской сказки
2.Отработка элементов 19 Отработка элементов 20 1.Отработка движений, связок
2.Упражнение, развивающее координацию 21 Отработка всего танца 22 Отработка всего танца 23 Подготовка танца к празднику 8 Марта 24 Отработка элементов 25 1.Отработка элементов
2.Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 26 1.Отработка движений, связок
2.Упражнение, развивающее координацию 27 Отработка всего танца 28 Отработка всего танца 29 Подготовка танца к празднику 9 Мая 30 Отработка элементов 31 Отработка движений, связок 32 Отработка движений, связок ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В обучении:научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными,научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.
В развитии:научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации,воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.
В воспитании:приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.