Презентация к докладу на педагогическом семинаре по теме Структура современного урока


Структуры нетрадиционных уроков Современные педагогические технологииДокладЛоктева Н.И. Структура традиционного урока довольна проста, в ней всего четыре основных элемента: опрособъяснение закрепление домашнее задание Однако такие уроки не решают задачи развития. Различают несколько структур современного урока:дидактическую (основную) логико-психологическую мотивационную (подструктура) методическую подструктура Дидактическая структура состоит из трех этапов:1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение часто в новой ситуации, и стимулирование познава­тельной активности учащихся, и контроль учителя).2. Формирование новых понятий и способов действий ( в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включаю­щее и специальное повторение и закрепление).Актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения и как три обобщенные дидактические задачи урока, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Поэто­му дидактическая структура урока является общим предписанием, общим алгоритмом организации современного урока. Она является регулятивом деятельности прежде всего учителя. Психологи утверждают, что процесс усвоения всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, события, правила и пр. Затем мыслительные операции вычленения, сличения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза приводят к пониманию и осмыслению сущности нового знания. Далее идет обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения как бы завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний. Вполне понятно, что эти элементы на уроке ненаблюдаемы. Они видны “логическому глазу”, такую структуру урока М.И.Махмутов назвал внутренней логико-психологической подструктурой урока:1. Воспроизведение и восприятие известного знания.2. Осознание и понимание учащимися знаний в известной ситуа­ции.3. Восприятие новых знаний и способов действий.4. Осознание и осмысление учащимися элементов нового.5. Обобщение элементов знания и способов действий.6. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях. Логико-психологической структурой урока регулируется учебная деятельность учащегося Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, естественно, что они также представляют часть внутренней подструктуры проблемного урока:1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.2. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.3. Доказательство гипотез.4. Проверка правильности решения проблемы.5. Формулирование выводов.6. Применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.Эта подструктура урока способствует формированию продуктивного усвоения знаний и развитию интеллектуальной и других сфер школьника. На современном уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся:1. Организация и управление вниманием учащихся.2. Разъяснение смысла деятельности.3. Актуализация мотивационных состояний.4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.Мотивационная структура урока выступает как обобщенные вероятные педагогические задачи, которые необходимо решать учителю на каждом уроке. Эта структура является регулятивом деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащегося. Все практические действия учитель осуществляет в виде системы разнообразных приемов, которая в каждом конкретном случае раскрывается в методической структуре урока. Что собой она представляет? Если число компонентов вышерассмотренных структур постоянно, то число элементов методической структуры - величина переменная. По сути, каждый конкретный урок, проведенный учителем, имеет свою неповторимую методическую структуру. Поэтому невозможно дать единую схему методической структуры урока - ее можно представить только в виде примера. Как, например, можно реализовать на уроке логико-психологическую структуру: воспроизведение - в опросе, упражнениях,восприятие - в организации внимания, наблюдений, разъяснений, понимание - при решении учебных задач, анализе их условий, обобщение - при проведении беседы, обсуждении вопросов, применение - организации самостоятельной работы. Все выделенные действия и составляют методическую структуру в данном конкретном случае. Рассмотрим теперь содержание дидактической структуры урока, наполнив его другими, по возможности, элементами остальных структур.1. Актуализация прежних (опорных) знаний. (Не одно и то же, что опрос!!!) ( Надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти + психологическая подготовка учени­ка: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей де­я­тельности, возбуждение интереса к уроку + учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д.+ соз­дается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема) 2. Формирование новых понятий и способов действий. Важнейший элемент этого этапа - усвоение новых знаний и способов действий. ( Восприятие, если новое не было предъя­влено на этапе актуализации + осознание, осмысле­ние значения нового знания или новых способов действий + обобщение и систематизация = усвоение). Именно на этапе усвоения, подчеркивает Махмутов, используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противо­речия, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учеб­ной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). 3. Применение - формирование умений и навыков. Как уже отме­чалось развитие учащегося не сводится только к (Усвоение+ самостоятельная переработка информации и впечат­лений, в результате которой формируются умения применять усвоен­ные способы действий+целенаправ­ленное создание условий для появления у ученика способов деятель­ности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое+ учителем даются за­дания на применение знаний в незнакомой ситуации+ учитель организует эвристическую беседу+ он организует самостоя­тель­ную работу творческого характера). В этих случаях, как отмечают психологи (Л.В.Занков, М.В.Зверева) возникают новообразования за счет внутренних интегративных процессов, в результате внутренней перера­ботки внешних воздействий В этом главное отличие современного урока от традиционного - в том, что он не только способствует усвое­нию учеником знаний, но и создает условия для его общего разви­тия. По цели организации занятий, детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся все уроки можно разделить на следующие типы:1 тип - урок изучения нового материала.2 тип - урок применения и совершенствования знаний, умений.3 тип - урок обобщения и систематизации знаний.4 тип - урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.5 тип - комбинированный урок.По принципу п р о б л е м н о с т и уроки делятся на проблемные и непроблемные. Различают уроки также и по внешней их стороне: урок-беседа, лабораторная работа, зачет, киноурок, компьютерное занятие и др. Их относят к видам урока.