Программа объединения Кукольный театр
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кущевский район
УТВЕРЖДАЮ
Директором МБОУ ДО ЦТ
Приказ № 147 от 16.09.2015г.
протокол педагогического совета
№ 1 от 11 сентября 2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Карабас-Барабас»
(наименование объединения)
3 года
(срок реализации программы)
7 – 15 лет
(возраст обучающихся)
Миндрина Елена Сергеевна
(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)
с. Красное
2015 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения «Карабас-Барабас» имеет художественно-эстетическое направление, так как ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка в области театрального искусства.
Кукольный театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах действительность, воплощённой в театральном искусстве. Сегодня данный вид искусства очень актуален и значим для гуманизации образования и воспитания.
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.
Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.
Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека, сказочного персонажа, мультипликационного героя. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.
Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.
Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.
В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Основная - театрализованная - деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.
Реализация программы рассчитана на 3 года.
Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении. Самостоятельно делают кукол.
Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д.
Дети второго и третьего года обучения получают более полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также о театральных жанрах (комическом и героическом). Воспитанники учатся умению выразить свое представление о том или ином персонаже пьесы, индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное, услышанное, получая тем самым возможность развивать навыки анализа исполнителя. Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются:
-построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического.
-приобретенные организаторские навыки.
-желание работать на коллективный творческий результат.
-умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности.
-приобретенные навыки работы с перчаточной, тростевой, ростовой куклами.
-приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи
необходимость в планировании своей деятельности.
-умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение.
-стремление прийти другим на помощь.
Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека.
Художественная среда в кукольном театре это:
- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;
- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется
содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.
- подбор репертуара.
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. В процессе обучения учащиеся познакомятся с куклой и её видами, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические навыки в плане переживания и воплощения образа.
Кукла - есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у детей воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «Оживлять» куклу рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Овладение речью через куклу, позволяет ребёнку воспринимать явление, более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора. Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на праздниках, позволит стимулировать способность обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира.
Цель программы – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; организация коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребёнка.
Задачи программы
Образовательные:
Сформировать необходимые представления о театральном искусстве;
Актёрские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя, работать над ролью;
Сформировать речевую культуру ребёнка при помощи специальных знаний и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
Практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических возможностей ребёнка.
Знакомство учащихся с основами кукольной театрализации.
Развивающие:
Интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
Творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
Развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение.
Систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей.
Развитие коммуникативной культуры детей .
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
Творческую активность подростка, ценящей в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной, народной и мировой культуры.
Формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира .
Формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни.
Реализация задачи осуществляется через различные виды театральной деятельности: просмотр спектаклей, чтение книг и размышление о ней, а также музыкально-ритмичные движения, импровизация.
Одной из задач при работе с воспитанниками является создание атмосферы творчества, возможность ощутить радость игры в спектакле и развить чувство собственного достоинства.
Методическое обеспечение реализации программы
Программа рассчитана на три года обучения: С первого по третий год – 216 часов, занятия проводятся группой 3 раза в неделю по 2 часа. Перемена между часами 15 минут.
Возраст детей: 7 – 18 лет.
Форма работы: групповая
Методы: теория + практика.
Комплектация воспитанников в объединение проводится в начале учебного года. В объединение принимаются все дети, которым хотелось бы развить себя как личность, развить в себе художественно-творческие умения, приобрести комплекс знаний и определённые умения в области театрального искусства.
Ожидаемые результаты образовательного процесса
1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения
Знать: Виды театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный театры); что такое техника речи, какие понятия она в себя включает;
что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д. ; чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи; что такое дикция
что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок;
что такое этюд, виды сценических этюдов
Уметь: - повторять за педагогом, выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- произносить заданную фразу с разными интонациями;
- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
- пользоваться жестами;
-объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение;
- выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную тему;
-выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды;
-выполнять самостоятельно артикуляционные упражнения
Знать: Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, атрибуты театрального представления.
-иметь представление о русском фольклоре, о зрелищном фольклоре, его видах, формах;
-информацию о Ф.Волкове, М.Щепкине, В.Комиссаржевской и других великих актерах русского национального театра
Уметь: - самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
- читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения;
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- создавать образы с помощью жестов и мимики;
- сочинять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами;
- импровизировать на темы знакомых сказок.
-применять полученные знания в создании характера
сценического образа
Знать: Элементарную историю театра, театральные профессии.
-значение следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая роль, идея спектакля, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, целостный образ спектакля;
-сведения о значении театрального искусства в жизни человека;
-иметь представления об искусстве, как высшей форме общения;
-сведения о национальной специфике театральной культуры ;
-сведения о новинках театральной жизни
Уметь: - выполнять различные комплексы артикуляционной гимнастики;
- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
- создавать пластические импровизации на заданную тему;
- выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах по разному;
- создавать образы разных живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
-самостоятельно работать над сценарием;
-создавать индивидуальные и коллективные мини-сценки и мини-спектакли;
-владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
-применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью.
В итоге полученных знаний, ребёнок приобретает такие навыки:
- элементарного актёрского мастерства;
- образного восприятия окружающего мира;
- общения с партнёром (одноклассниками);
- концентрации внимания и координации движений;
- коллективного творчества.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру.
Итогом реализации образовательной программы объединения «Карабас-Барабас», является участие в различных мероприятиях, концертах, конкурсах.
Формы подведения итогов и контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий;
Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в Центре детского творчества;
Итоговый – открытые занятия, спектакли.
Мероприяти
·я и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребёнка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актёрскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребёнка, является спектакль или театральное представление.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п
Название темы
Количество часов учебных занятий
всего
теоретические
практические
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Знакомство с историей русского кукольного театра.
4
4
-
3.
Основы актёрского мастерства
10
2
8
4.
Искусство выразительного чтения
20
2
18
5.
Скороговорки, интонации
16
-
16
6.
Изготовление ширмы
10
2
8
7.
Изготовление декораций
32
2
30
8.
Изготовление кукол
66
8
58
9.
Постановка русских народных сказок. ( для самых маленьких)
56
8
48
ИТОГО:
216
30
186
2 год обучения
№ п/п
Название темы
Количество часов учебных занятий
всего
теоретические
практические
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Основы актёрского мастерства, повторение
10
2
8
3.
Искусство выразительного чтения
10
2
8
4.
Музыкальное воспитание
12
2
10
5.
Импровизация
10
2
8
6.
Мимика, жесты, интонация
10
2
8
7.
Виды театрального искусства
20
2
18
8.
Изготовление декораций
32
2
30
9.
Изготовление кукол
30
2
28
10.
Постановка сказок, сценок
80
10
70
ИТОГО:
216
28
188
3 год обучения
№ п/п
Название темы
Количество часов учебных занятий
всего
теоретические
практические
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Театральные профессии
4
4
-
3.
Искусство выразительного чтения
10
-
10
4.
Выбор для спектакля пьесы
4
4
-
5.
Изготовление кукол
22
-
22
6.
Изготовление декораций
20
2
18
7.
Постановка сказок, спектаклей
150
20
130
8.
Анализ пройденного курса
4
-
4
ИТОГО:
216
32
184
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория. Предусматривает ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Расписание занятий. Техника безопасности.
Тема № 2 «Знакомство с историей русского кукольного театра»
Теория. Лекция - история кукольного театра в других странах, от куда он пришёл в Россию.
Тема № 3 «Основы актёрского мастерства»
Теория. Занятия по этой теме предусматривают навыки актёрского мастерства.
Практика. Создание образов с помощью жестов, мимики. Перевоплощаться в сказочных существ. Уметь владеть своим голосом и дыханием.
Тема № 4 «Искусство выразительного чтения»
Теория. Изучение основных правил работы над темпом речи.
Практика. Воспитанники будут учиться правильно, читать текст, работать над темпом речи, над выразительностью звуков.
Тема № 5 «Скороговорки, интонации»
Практика. Дети будут учится произносить тот или иной текст с правильной интонацией, учиться быстро, произносить скороговорки, считалки.
Тема № 6 «Изготовление ширмы»
Теория. Воспитанники узнают для чего нужна ширма в кукольном театре и как её сделать.
Практика. Изготовление и оформление ширмы.
Тема № 7 « Изготовление декораций»
Теория. Воспитанники узнают для чего в театре нужны декорации и как их изготовить.
Практика. Изготовление декораций.
Тема № 8 « Изготовление кукол»
Теория. Учащиеся узнают как шить кукол для театра.
Практика. Дети будут делать кукол для будущих пьес.
Тема № 9 « Постановка русских народных сказок»
Теория. Работа над сценарием, распределение ролей.
Практика. Работа над образом, репетиции.
2 год обучения.
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория. Предусматривается ознакомление с программой обучения. Техника безопасности.
Тема № 2 «Основы актёрского мастерства»
Теория. Сценарный план этюда на заданную тему.
Практика. Воспитанники должны будут показать этюды на внимание, радость, страх. Поиграем в такую игру, как «Крокодил», где они должны будут показать актёрское мастерство, которому научились.
Тема № 3 «Искусство выразительного чтения»
Теория. Дети узнают, как можно быстро выучить стихотворение.
Практика. Будут читать быстро скороговорки. Учиться чувствовать стихотворения, текст роли.
Тема № 4 «Музыкальное воспитание»
Теория. Какие музыкальные направления существуют.
Практика. Применять навыки актёрского мастерства при исполнении песни. Исполнять одну и ту же песню, но в разных направлениях.
Тема № 5 «Импровизация»
Теория. Дети узнаю что такое-импровизация. Где она встречается.
Практика. Импровизация на заданную тему (сказку, песню, рассказ). Словесная импровизация.
Тема № 6 «Мимика, жесты, интонации»
Теория. Какие интонации существуют.
Практика. Будут произносить заданные фразы разными интонациями. Как можно весёлую песню спеть грустно или равнодушно. Показывать разные ситуации при помощи мимики и жестов.
Тема № 7 «Виды театрального искусства»
Теория. Знакомство с разными видами театрального искусства (драма, комедия)
Практика. Каждый воспитанник попробует себя в разных жанрах. Кому-то больше понравятся драматические роли, а кому-то комедийные.
Тема № 8 « Изготовление декораций»
Теория. Обсуждение будущих постановок.
Практика. Изготовление декораций.
Тема № 9 « Изготовление кукол»
Теория. Учащиеся узнают как сделать перевоплощение из одной куклы- «актрисы» в другую для театра.
Практика. Дети будут делать недостающих кукол для будущих пьес.
Тема № 10 « Постановка сказок, сценок»
Теория. Работа над сценарием, распределение ролей.
Практика. Работа над образом, репетиции.
3 год обучения.
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория. Ребята познакомятся с программой обучения на год, расписанием занятий. Техника безопасности.
Тема № 2 «Театральные профессии»
Теория. Какие театральные профессии существуют, элементарную историю театра.
Тема № 3 «искусство выразительного чтения»
Теория. Как разбудить свой голос утром.
Практика. Тренинги, упражнения для разработки голосового аппарата.
Тема № 4 « Выбор пьесы для спектакля»
Теория. Читка различных сказок. Подбор музыкального сопровождения.
Тема № 5 « Изготовление кукол»
Практика. Ребята делают недостающих кукол.
Тема № 6 « Изготовление декораций»
Теория. Обсуждение из какого материала сделать декорации.
Практика. Изготовление декораций.
Тема № 7 « Постановка сказок, сценок. спектакля»
Теория. Работа над сценарием, распределение ролей.
Практика. Работа над образом, репетиции. Показ сказок в детском саду.
Тема № 8 « Анализ пройденного курса»
Практика. Подготовка к отчётному выступлению.
V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Процесс театральных занятий в объединении «Карабас- Барабас» строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше будет запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актёрского мастерства, сценической речи, сценического движения, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Результативность занятий воспитанников создаётся путём использования приёма взаимооценок, путём формирования здоровой конкуренции, а также за счёт воспитания личной ответственности ребёнка. . Создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные
отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
создание художественной среды.
Задача руководителя сводится к тому, чтобы разбудить творческую фантазию детей, их изобретательность, натолкнуть на мысль о возможности использования различных материалов, находящихся под руками.
Театральная кукла должна играть на ширме. Значит, необходимо, чтобы она была не только художественно выразительна, но и приспособлена к задачам игры. Создавая куклу, кружковец должен понять не только ее внешний облик, но главным образом строй ее движений, учесть физические действия и все ее поведение.
Одно из необходимых условий успеха работы и развития у детей интереса поручение им целостного задания (например, изготовить куклу целиком). Необходимо избегать, в особенности с начинающими, подмены систематической работы случайными заданиями, не следует перебрасывать ребят с одного задания на другое. Начальный период нужно посвятить развитию основных навыков работы. Только когда дети овладеют ими, рекомендуется переходить к практической работе над спектаклем.
Оборудование, необходимое для работы
Объединения «Карабас Барабас»
Ватман, кисти, краски, карандаши, фанера – для изготовления декораций, картон. Акварельные краски, гуашь.
Магнитофон, микрофон.
Освещение (софиты).
Помещение со сценой.
Материал для изготовления ширмы, кукол.
Швейная машинка
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Людмила Рагочая-«Куколки»-2009г.
2.Андрей Усачёв-« Правила дорожного движения»-2012г.
3.Издательский дом «Проф- Пресс»-сказки братья Гримм.
4.О.Голенищева-« Русские сказки»-«Репка»-2012г.
5.О.Голенищева-«Козлятки и волк».
6.О.Голенищева-«Гуси лебеди»-2012г.
7.О.Голенищева-«Три поросёнка»-2012г.
8.О. Голенищева-«Волшебная дудочка»-2012г.
9.Михаил Тетерин-«Белоснежка и алоцветик»-2009г.
10.ООО ТИК «Антураж»-Царевна –несмеяна-2012г.
11. Интернетресурсы:
а)http://festival.1september.ru/articles/615272/
б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
в) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
г) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
д) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
всего
теория
практика
план
факт
1.
Вводное занятие:
- техника безопасности;
- знакомство с программой.
2
2
15.09
2.
Знакомство с историей русского кукольного театра.
4
4
-
-рассказ о кукольных театрах
4
4
-
17.09
3.
Основы актёрского мастерства:
10
2
8
- учимся перевоплощаться в сказочных существ.
2
2
-
21.09
- этюд на заданную тему: «В лесу»- внимание, страх, радость;
8
-
8
22.09
24.09
28.09
29.09
4.
Искусство выразительного чтения:
20
2
18
- учимся правильно читать;
10
1
9
01.10
05.10
06.10
08.10
12.10
- чёткость и выразительность звуков речи.
10
1
9
13.10
15.10
19.10
20.10
22.10
5.
Скороговорки, интонации.
16
-
16
- произношение заданной фразы разными интонациями;
8
-
8
26.10
27.10
29.10
02.11
-учим и проговариваем скороговорки
8
-
8
03.11
05.11
09.11
10.11
6.
Изготовление ширмы.
10
2
8
- делаем ширму своими руками
10
2
8
12.11
16.11
17.11
19.11
23.11
7.
Изготовление декораций
32
2
30
- избушка
16
2
14
24.11
26.11
30.11
01.12
03.12
07.12
08.12
10.12
- лес
12
-
12
14.12
15.12
17.12
21.12
22.12
24.12
- репка
4
-
4
28.12
29.12
8.
- Изготовление кукол
66
8
58
-дед
8
1
7
31.12
04.01
05.01
07.01
-бабка
8
1
7
11.01
12.01
14.01
18.01
-медведь
6
1
5
19.01
21.01
25.01
-волк
6
1
5
26.01
28.01
01.02
-заяц
6
1
5
02.02
04.02
08.02
-лиса
6
1
5
09.02
11.02
15.02
-колобок
2
-
2
16.02
-внучка
8
1
7
18.02
22.02
23.02
25.02
-жучка
6
1
5
01.03
02.03
04.03
-кошка
6
-
6
08.03
09.03
11.03
-мышка
4
-
4
15.03
16.03
9.
Постановка сказок
56
8
48
-«Колобок»,читка сказки, распределение ролей
4
2
2
18.03
22.03
- репетиция за столом
4
2
2
23.03
25.03
- репетиция за ширмой
14
-
14
29.03
30.03
01.04
05.04
06.04
08.04
12.04
- генеральный прогон
4
-
4
13.04
15.04
- постановка, показ, анализ
2
-
2
19.04
-«Репка», читка сказки, распределение ролей
4
2
2
20.04
22.04
- репетиция за столом
4
2
2
26.04
27.04
- репетиция за ширмой
14
-
14
29.04
03.05
04.05
06.05
10.05
11.05
13.05
- генеральный прогон
4
-
4
17.05
18.05
- постановка, показ, анализ
2
-
2
20.05
Итого:
216
30
186
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
всего
теория
практика
план
факт
1.
Вводное занятие:
- техника безопасности;
- расписание занятий.
2
2
18.09
2.
Основы актёрского мастерства:
10
2
8
- учимся перевоплощаться в сказочных существ.
2
2
-
19.09
- «Золушка»- выражение печали, превращение в принцессу;
3
-
3
20.09
25.09
- «Кукла»;
3
-
3
25.09
26.09
- играем в «Крокодила».
2
-
2
27.09
3.
Искусство выразительного чтения:
10
2
8
- как быстро выучить стихотворение;
4
1
3
02.10
03.10
- скороговорки.
6
1
5
04.10
09.10
10.10
4.
Музыкальное воспитание:
12
2
10
-музыкально-игровая деятельность;
6
1
5
11.10
16.10
17.10
применение навыков актёрского мастерства при исполнении песни
6
1
5
18.10
23.10
24.10
5.
Импровизация:
10
2
8
- импровизация на темы знакомых сказок;
8
2
6
25.10
30.10
31.10
01.11
- словесная импровизация.
2
-
2
06.11
6.
Мимика, жесты, интонация
10
2
8
- произношение заданной фразы разными интонациями;
6
2
4
07.11
08.11
13.11
-.исполнение песни разными интонациями.
4
-
4
14.11
15.11
7.
Виды театрального искусства
20
2
18
- драма;
8
2
6
20.11
21.11
22.11
27.11
- комедия;
6
-
6
28.11
29.11
04.12
- сатира.
6
-
6
05.12
06.12
11.12
8.
Изготовление декораций
32
2
30
- деревья
10
-
10
12.12
13.12
18.12
19.12
20.12
- петух на заборе
10
2
8
25.12
26.12
27.12
01.01
02.01
- подсолнухи
6
-
6
03.01
08.01
09.01
-луг
4
-
4
10.01
15.01
-солнце, облака
2
-
2
16.01
9.
Изготовление кукол
30
2
28
- ведьма
8
2
6
17.01
22.01
23.01
24.01
- Иванушка
6
-
6
29.01
30.01
31.01
- боярин
6
-
6
05.02
06.02
07.02
- царь
6
-
6
12.02
13.02
14.02
- козлёнок
4
-
4
19.02
20.02
10.
Постановка сказок, сценок
80
10
70
- Маша и медведь
20
2
18
21.02
26.02
27.02
28.02
05.03
06.03
07.03
12.03
13.03
14.03
- Дочь и падчерица
20
2
18
19.03
20.03
21.03
26.03
27.03
28.03
02.04
03.04
04.04
09.04
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
20
3
17
10.04
11.04
16.04
17.04
18.04
23.04
24.04
25.04
30.04
01.05
-сценка, сказка – по выбору учащихся
20
3
17
02.05
07.05
08.05
09.05
14.05
15.05
16.05
21.05
22.05
23.05
ИТОГО:
216
28
188
3 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
всего
теория
практика
план
факт
1.
Вводное занятие:
- техника безопасности;
- знакомство с программой обучения на год.
2
2
2.
Театральные профессии.
4
4
3.
Искусство выразительного чтения
10
-
10
- упражнения для разработки голосового аппарата.
2
-
2
- чёткость и выразительность звуков речи.
2
-
2
-скороговорки
6
-
6
4.
Выбор пьесы для спектакля
4
4
5.
Изготовление кукол
22
-
22
- ремонт старых кукол
10
-
10
-изготовление новых
12
-
12
6.
Изготовление декораций
20
2
18
-реставрация старых декораций
8
2
6
-ремонт ширмы
2
-
2
-сова на дереве
6
-
6
-звёздное небо, луна (ночь)
4
-
4
7.
Постановка сказок, сценок, спектаклей
150
20
130
-сказка «»
16
2
14
- сказка «»
16
2
14
-сказка «»
16
2
14
-сказка «»
16
2
14
-сказка «»
16
2
14
-сказка «»
14
2
12
-сценка «»
10
2
8
-сценка «»
10
2
8
- спектакль «»
18
2
16
- спектакль «»
18
2
16
8.
Анализ пройденного курса
4
-
4
-отчётный спектакль
2
-
2
-дискуссия о постановке
2
-
2
ИТОГО:
216
32
184
15