Презентация по литературе Биография А.Блока


АЛЕКСАНДР БЛОКРусский поэт, драматург, литературный критик один из выдающихся представителей русского символизма.1880 – 1921г. ПРОИСХОЖДЕНИЕ . ДЕТСТВО. 1880г. – родился Блок в Петербурге в дворянской семье Отец – юрист, профессор Варшавского университета;Мать – переводчица, Бекетова, дочь ученого-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета.Воспитывался в семье матери в подмосковном имении Шахматово. Родители разошлись еще до рождения сына.Писать стихи Блок начал рано, с 5 лет. В автобиографии он упоминал, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн". Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы рукописные журналы, он пробовал силы в разных жанрах: путевые заметки, фельетоны, переводы, пародии и стихи. 1900 г. – серьезно занялся творчеством. Активно публикуется как поэт, драматург, литературный критик. "серьезное писание" началось в 17 лет, после окончания Петербургской гимназии. ОбразованиеВ 1889 г. – отдан в Введенскую гимназию в Петербурге. 1898 г. – поэт поступил в Петербургский университет на юридический факультет, 1901 г. – перевёлся на историко-филологический. Первый период творчества 1898-1900 Накопление опыта и поэтическое определение поэта. 1898 году Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, серьёзно увлёкся театром и даже готовился стать актером и некоторое время входил в труппу Петербургского драмкружка. 1897 г. на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). КСЕНИЯ САДОВСКАЯ ЦИКЛ СТИХОВ ЧЕРЕЗ 12 ЛЕТВсё, что память сберечь мне старается,Пропадает в безумных годах,Но горящим зигзагом взвиваетсяЭта повесть в ночных небесах.Жизнь давно сожжена и рассказана,Только первая снится любовь,Как бесценный ларец перевязанаНакрест лентою алой, как кровь.Стихи цикла «Через двенадцать лет» написаны уже зрелым поэтом. Но образ первой любви, вскоре сменившейся другой, многолетней, тревожил Блока давно, подсказывал ему порой проникновенные, мудрые, сострадательные строки, родственные его позднейшей лирике. …Я звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла.Ты в синий плащ печально завернулась,В сырую ночь ты из дому ушла.Не знаю, где приют своей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашла…Я крепко сплю, мне снится плащ твои синий,В котором ты в сырую ночь ушла…ЛЮБОВЬ МЕНДЕЛЕЕВА Романтический мир раннего Блока Стихи о Прекрасной Даме1900 г. – постепенно расширяется круг общения. 1903 г. – вступает в переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность, родство духовных поисков, верность соловьевским заветам.1898 г. – встреча Блока с будущей невестой и женой – Любовью Менделеевой (дочь Д.И. Менделеева). 1903г – состоялось бракосочетание .1904 г. – Блок с женой совершил поездку в Москву, где встретился с Андреем Белым, В. Брюсовым, К. Бальмонтом.1904 г. – ранние стихи – первая книга   "Стихи о Прекрасной Даме»Сразу же после выхода "Стихов о Прекрасной Даме" Блок занял едва ли не центральное место в рядах символистов. Символизм Период ранней лирики (1898-1900) период смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, "неведомого Бога", духовных основ жизни, блужданий в "предрассветных сумерках". Постепенно сложилась необычная поэтическая мифология образ-символ Вечная Женственность, Прекрасная Дама, идея преображения мира. Первая русская революция 1905 – 1907г. Поэтический дебют Блока – это канун революции. Изменилось настроение литературы этого периода. Блок проявил социальную чуткость – важное качество художника. Звуковая магия стихов завораживала слушателей, по силе воздействия на читателя Блок был одним из значительных поэтов. Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. 2й сборник "Нечаянная радость« – сделал популярным поэта в писательских кругах. В этот сборник вошли стихи: "Девушка пела в церковном хоре", "Незнакомка", "Осенняя воля". ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ НЕЗНАКОМКА А.БЛОКНЕИЗВЕСТНАЯ ИВАН КРАМСКОЙ 1906-1907 годы стали переломными для Блока, это время переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии. Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театральный стал естественной формой. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы - "Незнакомка", "Король на площади", "Балаганчик".Поражение первой русской революции сказалось на судьбе поэтической школы символизма и каждом из приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: "Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все". Не имея возможности организовать издание своего журнала, Блок активно включается в литературную борьбу. Во второй пол. 900х г. появляется большое число его литературоведческих, критических, публицистических работ Кризис 1906-1908г. в творчестве А.БлокаПериод "безвременья" (в 1906 г. Блок написал статью с таким названием), когда померкли идеалы, подступили опустошенность и отчаяние, когда смешались в сознании грешная "земля" и светлое "небо". Сыграли здесь свою роль и спад не оправдавшей ожиданий революции, и перипетии личной жизни: разлад в семье, конфликт с А. БелымВ творчестве поэта возникают мотивы горькой иронии и скепсиса. Блок жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд.Кульминацией того бурного времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н.Н. Волоховой.1907г. – ей посвящен цикл стихов "Снежная маска», цикл "Фаина",1908 г. – цикл "На поле Куликовом« – этапное произведение поэта. "Куликовская битва это символическое событие русской истории.1909 г. – Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не успевает застать его в живых. Эти впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи, и возникает замысл обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи...". ТЕМА РОДИНЫИдеализировал Россию«Ненавидя, кляня и любя»Основной темой творчества Блок считает тему Родины.В стихах о России возникает двуликий образ Родины: нищей, богомольной и вольной, дикой, разбойной:Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви! ("Россия") Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства. - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от судьбы России. Дремлю – и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь… 1911 – 1912 г. – у Блока возник замысел объединить наиболее важные лирические произведения 1898-1910 гг. в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал "трилогией вочеловечения". Вышли три тома "Собрания стихотворений", каждый из которых имел символически значимое заглавие: I - "Стихи о Прекрасной Даме", II - "Нечаянная Радость", III - "Снежная ночь". 1913 г. ознаменовался для поэта зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы "Кармен" в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. "О да, любовь вольна, как птица..."- восклицал он в одном из стихотворений цикла "Кармен" (1914), посвященного Л. Дельмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла "Арфы и скрипки", вошедшего в "третью книгу" трилогии, и поэма "Соловьиный сад" (1915). Любовь ДальмасОна выходила на сцену, словно колдунья, с горящими глазами и пела, вкладывая в каждую ноту частицу своей души. Страстная, яркая, непревзойденная Кармен, способная на великую любовь и жгучую ненависть.«Ты станешь бурною волноюВ реке моих стихов,И я с руки моей не смою,Кармен, твоих духов…»«О да, любовь вольна, как птица,Да, все равно — я твой!Да, все равно мне будет снитьсяТвой стан, твой огневой!Да, в хищной силе рук прекрасных,В очах, где грусть измен,Весь бред моих страстей напрасных,Моих ночей, Кармен…» Октябрьская революция 1917 год1916 г . – Блок служит в армии табельщиком. 1917 г. – поэт воспринял с воодушевлением, она вызвала духовный взлет и гражданскую активность у него. 1918 г. – Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой призывает принять революцию: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Поэма «Двенадцать»1918 г. – Кульминацией настроений Блока становится поэма "Двенадцать" Он считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма "Двенадцать" революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. В ней контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной "бури". Двенадцать красногвардейцев – символ движущей силы революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря". Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников - некогда близкие Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст). Поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918 г.) стали заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису, который Блок не смог преодолеть: после января 1918 года он почти не пишет лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, н трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью. Однако, все это время он работает1917 г. — член Театрально-литературной комиссии. 1918 г. — сотрудник Театрального отдела Наркомпроса, 1919 г. — сотрудник Большого Драматического театра., член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, 1920 г. — председатель Петроградского отделения Союза поэтов.1920-1921 годах несколько раз выступает со стихами в Москве. 1920 г. у Блока первые явные признаки душевной депрессии. 1921 г., апрель, он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.