Формирование интереса к учению — важное средство повышения качества обучения

Статья «Формирование интереса к учению важное средство повышения качества обучения.»
автор : учитель начальных классов Рожкова Алла Александровна,
город Смоленск, МБОУ «СШ № 9»
Формирование интереса к учению особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Познавательное отношение ребенка к окружающему миру появляется в раннем детстве и складывается в дошкольном возрасте. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира.
По данным психологических исследований именно потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и даже движущей силой психического развития ребенка. Специфической особенностью его познавательного отношения к миру является выражение единства интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребёнка к познанию.
Известно, что новые формы деятельности влияют на психологию человека, изменяют его сознание, формируют его. Развитие информационных технологий предъявляет новые требования к внутренним средствам деятельности человека (его познавательной сфере, эмоционально-волевой мотивации, способностям и пр.). Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных технических устройств. Вместе с тем современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира. У многих учеников не возникает естественного желания узнать, как устроен какой-либо предмет, почему возникает то или иное явление, нет удивления от сделанного открытия, понимания тайны, потому что чаще всего нет понимания и не происходит открытия. Ребенок все получает в готовом виде без труда и без понимания. Оскудение души при расширении практических (механических, «кнопочных») действий, к сожалению, становится реальностью.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество над предметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия:
проектировочные – (осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий);
исследовательские – (выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей), поиск вариантов решения проблемы);
информационные – (самостоятельный поиск необходимой информации из разных источников, структурирование информации, выделение главного);
коммуникативные – (умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя);
экспериментальные – (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовления материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, осмысление полученных результатов);
рефлексивные – (осмысление собственной деятельности - её хода и промежуточных результатов; осуществление самооценки);
презентационные – (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы).
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Прежде всего, у школьника должны быть сформированы внутренние средства исследовательской деятельности предметные действия (перспективные, мыслительные, эмоциональные), а именно:
- умение подчинить свое восприятие поставленной задаче;
- видение целого в единстве формы и содержания;
- сведение сложного к простому;
- выявление наиболее общей закономерности;
- умение видеть объект с различных точек зрения и позиций;
- сопереживание; диалог как сотворчество понимающих;
- умение видеть, понимать и передавать в речи эстетические переживания и суждения; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.
В этом возрасте для развивающегося человека значимо эмоциональное освоение мира. Пробуждение интеллектуальных чувств одно из важнейших значений исследовательской деятельности. Познание (по Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности. Чувства сомнения, уверенности в суждениях показатель единства и взаимопроникновения интеллектуальных и эмоциональных составляющих внутреннего мира ученика.
Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности.
Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Очевидно, что процесс познания (исследования) должен осуществляться в единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика. Должен быть представлен метод, с помощью которого школьник под руководством педагога открывает тайны возникновения, развития и существования языка и слова, числа и т.д. Этот научный метод в современной научной терминологии определяется как анализ через синтез.
Важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте овладение научным методом. Дело в том, что метод не есть нечто внешнее, что может быть «перелито в учащегося» извне. Ученик сам должен как бы настроить себя, свою душу на определенный научный лад. Овладение научным методом позволяет ему увидеть явление, мир целостно, с разных позиций, открыть, что он не исчерпывается только физической и психической действительностью, что кроме этого существуют и другие его грани и измерения, а именно область человеческих ценностей и смыслов.
Проектно-исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом. В нашем опыте используются следующие формы представления результатов проекта: книжки-раскладушки, стенгазеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков (математики, окружающего мира и др.), сценарии праздников.









15