Тест по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Контрольная работа по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
Вариант 1
I. Знание содержания и художественных особенностей произведения, понимание характеров героев.
Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:
а) автора;
б) повествователя;
в) Маши Мироновой;
г) Петра Гринёва;
д) Пугачёва
2. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …
а) единственный женский персонаж повести
б) стоит в центре сюжета
в) носительница высокой нравственности и чести
г) дочь погибшего русского офицера
3. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:а) «Береги честь смолоду»б) «Держать в ежовых рукавицах»в) «Работать спустя рукава»г) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»
4. Швабрин был переведён из гвардии в Белогорскую крепость заа) дуэль
б) мошенничество
в) воровство
г) пьянство
5. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от:а) Савельича
б) Швабрина
в) Маши Мироновой
г) капитана Миронова
6. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белогорской крепости?а) осталась в крепости
б) в Москву
в) в Петербург
г) в Оренбург
7. Укажите название любимой песни Пугачёва:а) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»б) «Дубинушка»в) «Вниз по матушке по Волге…»г) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?
а) автору;
б) Екатерине П;
в) Савельичу;
г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров.
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачёв 1) оренбургские генералы
б) Швабрин 2) Екатерина вторая
в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв
10 . Какую главу предваряет собой эпиграф:
«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-
спросил он ласково». (А.Сумароков)
а) «Суд» г) «Незваный гость»
б) «Арест» д) «Мятежная слобода»
в) «Приступ»
11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
а) Марии Мироновой
б) Василисы Егоровны
в) Екатерины Второй
г) Авдотьи Васильевны
II. Теория литературы
1. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
а) композиции
б) эпиграфов
в) вставных элементов
г) прямой авторской оценки
2. Как называется род литературы, к которому принадлежит "Капитанская дочка"?
а) лирика
б) драма
в) эпос
3. Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
а) автобиография
б) рассказ
в) сказ
г) мемуары
4. Назовите художественный приём, который Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва.
а) прямая авторская оценка
б) портрет
в) эпиграфы
г) речевая характеристика
д) отношение других персонажей
5. Укажите, в каком веке происходят изображённые события.
а) в XIV
б) в XVIII
в) в XVI
г) в XIX
6. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?
а) олицетворение
б) сравнение
в) метафора
г) эпитет
7. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гриневым незнакомцу-вожатому)?
а) ирония
б) антитеза
в) художественная деталь
г) аллегория
III. Творческое задание.
Вспомните сон Петруши. Почему этот сон считается пророческим? Докажите.
Контрольная работа по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
Вариант 2
I. Знание содержания и художественных особенностей произведения, понимание характеров героев.
1. Какие исторические личности упоминаются в повести?
а) Фридрих второй
б) граф Миних
в) Григорий Орлов
г) Екатерина Первая
д) Елизавета Первая
е) Екатерина Вторая
2. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?
а) характеризует Гринёва
б) предвещает развитие отношений двух персонажей
в) характеризует Пугачёва г) никакой цели автор не преследовал 3. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?а) «Господь не выдаст – свинья не съест»б) «Долг платежом красен»в) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»г) «С лихой собаки хоть шерсти клок»
4. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:а) карточный долг
б) оскорбление, нанесённое Маше Мироновойв) нечестная игра в бильярд
г) стихи, написанные Петром Гринёвым
5. На военном совете в Оренбурге решено было:а) действовать оборонительно
б) действовать наступательно
в) действовать путём подкупа
г) ничего не делать
6. От пугачёвцев Машу Миронову прятала:а) её мать
б) попадья
в) служанка
г) Екатерина II
7. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»:а) «Назвался груздем, полезай в кузов»б) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»в) «Береги честь смолоду» г) «Любишь кататься – люби и саночки возить»8. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а) путь, дорога д) кинжал
б) могила е) виселица
в) буря, буран
г) орёл, ворон
9. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?
а) ум, сметливость
б) лень, бездеятельность
в) удальство, широта натуры
г) склонность к пьянству
д) память на добро, благодарность
10. Каким показан в повести Савельич?
а) забитым, безгласным крепостным
б) послушным, рабски преданным своим господам
в) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства
г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком
11. Чей это портрет? «Наружность его показалась мне замечательна : он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».
а) Пугачёва
б) Ивана Ильича
в) Швабрина
г) капитана Миронова
II. Теория литературы
1. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»:а) роман
б) историческая хроника
в) повесть
г) рассказ
2. Какова основная проблема повести «Капитанская дочка»?
а) проблема любви
б) проблема чести, долга и милосердия
в) проблема роли народа в развитии общества
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства
3. Отметить верное суждение. Литературный характер – это…
а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени
б) художественное изображение человека
в) персональные черты, присущие герою
4. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва?
а) былины г) песни
б) загадки д) пословицы, поговорки
в) сказки е) мифы
5. Какие реальные события составляют историческую основу романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
а) война с Наполеоном 1812 г.
б) восстание под предводительством Степана Разина
в) народный бунт под предводительством Емельяна Пугачёва
г) никаких реальных событий в основе повести нет
6. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «дерзкий злоязычник», «упорное злоречие», «грубая насмешка»?
а) олицетворение
б) сравнение
в) метафора
г) эпитет
7. Как в литературоведении называется цитата, помещаемая перед текстом произведения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. (например, пословица «Береги честь смолоду» в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина)?
а) экспозиция
б) кульминация
в) эпиграф
г) эпилог
III. Творческое задание.
Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым. Как вы понимаете её иносказательный смысл?