Презентация к уроку русского языка по теме «Стилистический разбор текста» (УМК Разумовской М.М.)7 класс Составитель: Л.К. Яковенко, учитель МАОУ СОШ №7 г. Тюмени . У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С восхищением он уставился на Розу, расхваливая её красоту. Соловьиные верещания звучали над ручьём, и тот поддакивал им тихим бульканьем. Владимир Алессеевич Солоухин( поэт, прозаик) Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. Цель:Систематизировать знания о стилях речи Уметь определять стиль текста по речевой ситуацииНаучиться выполнять письменный стилистический разбор Стили речи разговорный книжные художественный публицистический научный деловой Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится в школе №7 с 1 класса... Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик... Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной – волшебное слово. Оно.. Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями... ХудожественныйНаучныйПублицистический РазговорныйОфициально-деловой ПамяткаКак грамотно построить высказывание«Характеристика стиля по РС» Данный текст ________________________стиля, так как применяетсяв условиях общения _____________________________в ____________________________ обстановке, а именно: ___________________Задача речи - ______________________(воздействие, сообщение, общение) Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут.Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой.А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту.И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям. Верно ли? Публицистический стиль используется в сказках, рассказах и былинах.Основная цель публицистического стиля – передача научной информации.В публицистическом стиле используются фразеологизмы и описательные обороты. Особенности публицистического стиляЖанры Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля Газетная и журнальная статьяРепортажОраторская речьВыступлениеРекламный текст Воздействие на читателей и слушателей, побуждение к чему-либо В устной речи – выступления.В письменной речи – в газетах и журналах. АктуальностьЭмоциональностьДоступностьЧётко выраженная авторская оценка (отношение к проблеме) Использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, обращений к собеседнику, повторов.Совмещение книжных и разговорных слов.Использование антонимов, фразеологизмов и описательных оборотов. Стилистический анализ текста Это текст (…)стиля.Жанр анализируемого текста - ………. . Автор рассуждает о … . Речь … . В ней чётко выражена ……. . В своём выступлении оратор использует обращение ( … ), восклицательные предложения ( …), побудительные предложения ( … ), риторические вопросы ( … ), однородные члены предложения. Использует экспрессивную лексику(...) Воздействуя на читателя, он призывает нас... Домашнее заданиеВыполнить стилистический анализ текста Италия-государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат среднеземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная; в горах - леса, на равнинах - поля, сады, виноградники.