Развитие креативности учащихся в учебном процессе.
« Вы хотите, чтобы ваши дети были способными
и талантливыми? Тогда помогите им сделать
первые шаги по ступенькам творчества,
но не опоздайте и, помогая думайте сами.»
Б.П.Никитин.
Введение.
Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.[7]
Таким образом, учителя начальной школы получили чётко сформулированные требования и обоснованный социальный заказ. Современному обществу нужны люди образованные, нравственные, творческие, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Соответственно, педагоги среднего и старшего звена школы ждут у себя учащихся, которые умеют самостоятельно добывать и применять новые знания из разных источников, творчески подходят к решению проблем и не боятся трудностей.
Чтобы ребёнок стал именно таким, важна роль первого учителя, который сам должен быть человеком творческим, постоянно ищущим новые подходы в обучении и желающий воспитать в каждом ребенке самостоятельную личность, творческую, коммуникабельную, умеющую вступать в дискуссию, самосовершенствоваться и умеющую находить эффективные способы решения проблем.
Основываясь на всём выше изложенном, хочется в данной работе поделиться опытом, возникшими трудностями и достижениями в работе по реализации основных целей государственного стандарта начального общего образования. В частности такой цели, как: развитие личности школьника, его творческих способностей; отсюда - воспитание эмоционально-ценностного и позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Рефлексия опыта основана на работе по УМК «ГАРМОНИЯ».
Глава 1.
1.1.Что такое креативные способности человека?
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности и из чувственного познания.[5]
В психологии мыслительной деятельности выделяют различные её виды – наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлечённое мышление.[1]
Однако названными тремя видами не ограничивается многообразие форм мыслительной деятельности. Человеческое мышление может быть и творческим. Творческими, или креативными, способностями называют особый тип интеллектуальных способностей, проявляющийся в использовании данной в задаче информации разными способами и в быстром темпе. Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Иначе можно сказать, что творчество-это внутренняя активность человека.[5]
Благодаря креативным способностям становятся возможными творческие достижения личности.[2]
К творческим достижениям ребёнка можно отнести всё, что ранее он никогда не делал: сочинения, рисунки, поделки, исследовательские работы и многое другое.[2]
1.2.Значение творчества в жизни ребёнка.
Итак, мы выяснили, творчество – это внутренняя активность человека, связанная с особенностями характера, интересами, способностями личности. Творчество ребёнка- это рождение в его внутреннем мире желания созидать, сочинять, творить новое.
Когда ребёнок создаёт то, чего ранее никогда не делал, у него рождаются новые эмоции. Его чувства приобретают новые оттенки. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться «трудностей» в созидании нового. Младшие школьники искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, драматизировать, выступать на сцене, участвовать в концертах, конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах, придумывать что-то. Возраст младших школьников считается сензетивным, тоесть наиболее благоприятным для развития творческих способностей.[1]
Творческая деятельность способствует развитию в младших школьниках и высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, что влияет на освоение системой знаний, умений и навыков, получаемых на уроках.[2]
Наконец, важно то, что ребёнок, справившись с заданием творческого характера, становится успешным. Он осознаёт свою значимость и старается каждый раз более, глубоко, выполнять творческое задание, искать новые способы работы в процессе создания чего-то нового. Исходя из этого, можно утверждать, что в ребёнке развивается и эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.[5]
Любопытство, желание создавать - целенаправленно ведёт ученика к реальному осуществлению его замысла. Интерес к поставленной творческой задаче расширяет жизненный опыт ребёнка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует и развивает различные его способности, а это также является одной из поставленных целей государственного стандарта начального образования.[2]
Творческая деятельность развивает и эстетическое чувство ребёнка, что важно, на мой, взгляд, именно в настоящее время.
Необходимо сказать и о желании детей делиться своими открытиями, ведь это является развитием желания вступать в диалог с другими людьми, доверять им то, что значимо, что волнует его душу и занимает мысли, это развитие коммуникабельности, которое является необходимостью в современном мире.
Богатая работа воображения, что обязательно в творческой деятельности, часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. Особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ желаемого будущего. Ребёнок мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах он строит желаемую программу своих действий, поступков, пристрастий, раскрывая в ней основной жизненный смысл. Тема мечты становится реально значимой, необходимой для исследования, для детского творчества. В мечте заложено активное начало для развития личности ребёнка.[5]
Изучив литературу, узнав природу детского творчества, его значение для наших учеников, можно сделать вывод о том, что данный процесс необходимо и нужно развивать. Наиболее сензетивным для развития творческих способностей, как мы уже выяснили, является период обучения в начальной школе, и именно учитель начальных классов должен стать для ребёнка путеводителем в мире творческой деятельности.
1.3.Учебный процесс – среда для развития креативности учащихся.
Учебный процесс – это процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретённые. В современной школе, ребёнок в учебном процессе выступает как субъект учения, общения, организации, сотрудничающий с учителем. Это и есть личностно-ориентированное обучение, которое, на мой взгляд, и является средой для развития креативности учащихся. Именно в учебном процессе педагог должен, во-первых, сделать ставку на полноценное формирование и развитие творческих способностей учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения, даёт возможность реализовать собственные жизненные замыслы.[4]
От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что также стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую учебную и внеучебную деятельность, при которой учение превращается в творчество, исследовательскую деятельность ребенка. При этом педагогу следует внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому ребёнку, понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи, отмечать и поддерживать оригинальные мысли и действия ребёнка.[4]
1.4. Трудности, возникающие на пути творчества.
Первый шаг в этом деле, как и во многих других, - самый трудный. Возникает множество проблем и трудностей. Причиной трудностей может послужить небольшой жизненный опыт ребенка, недоразвитие внимания и воображения. Ещё одна причина, не умения творчески подходить к решению учебной задачи, обусловлена тем, что не каждый ребёнок, пришедший в школу, открыт и доверяет педагогу.
Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь, прежде всего, наладить доверительный, доброжелательный контакт с учащимися. Далее пытаюсь вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали мышление и воображение, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.
На объяснение первых заданий уходит много времени, в результате надо сделать так, чтобы многим учащимся захотелось попробовать свои силы в творчестве. Для этого важно уметь учитывать интересы, склонности и способности детей.
После первых выполненных учащимися заданий, идет следующий шаг – это демонстрация достижений. Здесь, главное одобрить успехи и в тактичной форме обратить внимание на то, что не получилось, тоесть объективно оценить работу. Отличные результаты не так часты, но редкие светлые минуты помогают преодолевать рутину повседневности педагогического труда.
Глава 2.
Развитие креативности младших школьников в учебном процессе: рефлексия педагогического опыта работы по умк «Гармония».
В настоящее время учителю дана замечательная возможность сориентироваться в разнообразии школьных программ и выбрать именно те учебники, методические комплекты, с помощью которых на его взгляд, можно максимально приблизиться к реализации данных стандартом требований.
Одним из таких умк является умк «Гармония», по которому в нашей школе начали работать в 2002 году.
Такие методы обучения как: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод познавательных игр - являются методами, на которые авторы программы рекомендуют учителям сделать акцент при обучении детей.
Данный комплект призван обеспечить выполнение основных целей стандарта, и является замечательной средой для развития креативности учащихся в учебном процессе.
Для начала остановимся на уроках литературного чтения (автор учебников О.В. Кубасова), на которых желание автора программы привить интерес, потребность к чтению проходит именно через задания творческого характера.
Итак, 2 класс, изучаемое произведение В.Авдеенко « Маленькая Баба Яга». Начало урока идёт через прогнозирование, предвосхищение школьниками содержания изучаемого произведения, что вообще является особенностью учебников Кубасовой. В ходе работы над сказкой учащиеся получают задание: « Придумать или вспомнить любую сказку, в которую можно отправить главную героиню истории для перевоспитания». Такое задание заинтересовывает детей и заставляет проявить как фантазию, сообразительность так и умение показать, применить свои знания, вспомнить, сориентироваться в ранее изученных произведениях.
Вот один из результатов творчества учащихся: « Я бы отправил девочку, маленькую Бабу Ягу в сказку о Золотой Рыбке ( А.С.Пушкин), к бабушке и дедушке. У бабушки с дедушкой не было детей. Дедушка постоянно работал, а бабушка сидела дома одна, поэтому стала злой. Бабушка, увидев внучку, обрадуется и станет доброй. Девочка Яга будет помогать бабушке и дедушке по хозяйству, а вредить ей будет некогда». Не менее интересный вариант предлагает другой ребёнок: «Позвонили
Хрюшка и Каркуша в сказочное бюро добрых услуг. Прилетели Гуси-Лебеди. Посадили гуси Бабу – Ягу на крылья и унесли к бабуле Ягуле»
Ещё одно задание творческого характера, которое вызвало интерес учащихся и заставило открыть энциклопедии, прочесть другие книги о природе, задание по произведению М.Пришвина «Ёж». Главный герой этой истории не мог понять, чем он полезен окружающим. Дети получают задание: написать письмо главному герою, и рассказать какую – же пользу он приносит. Вот какими получились письма: «Здравствуй Ежик! Я хочу рассказать, чем ты полезен. Ты, Ёжик, животное ночное. Ты ешь рыбу, жуков, уничтожаешь вредных личинок и насекомых. Ты являешься санитаром леса» или « Я прочитал в книге, какую пользу ты приносишь окружающей среде. Ты очищаешь лес от падали. Уничтожая саранчу, ты спасаешь урожай и посевы. Съедая других вредных насекомых, спасаешь деревья от гибели. Тебя не зря называют «зверь - собирала». Спасибо тебе, Ёжик!»
Аналогичное задание, только связанное с развитием умения сочувствовать, сопереживать, относиться к окружающим терпимо, было дано по произведению, изучаемому в 3 классе: Б.Заходер «Серая Звёздочка». В этом задании школьники получили возможность самостоятельно выбрать того героя, которому можно написать письмо. В письме дети высказывали свою точку зрения о поступках, совершенных выбранным героем. Вот некоторые письма детей: «Здравствуй, глупый мальчишка! Отчего ты такой злой? Зачем ты обижаешь лягушку? Лягушки не ядовитые и даже приносят пользу растениям – поедают вредителей цветов. Пожалуйста, не обижай жабу!». А это письмо было написано главной героине истории: « Привет, Серая Звездочка! Не надо плакать. Я понимаю, что тебе обидно, ведь мальчишка обзывает тебя. Но, ведь дело не в красоте, а в твоей душе! Прислушайся к своему сердцу, оно подскажет, что тебе делать»
Для данной программы по литературному чтению, характерно и то, что автор позволяет учителю что-то исключать из предложенных вопросов и заданий над изучаемым произведением, чем-то дополнять и изменять их, руководствуясь своим литературным вкусом и пониманием методики. Учебник же рекомендуется брать за основу для освоения образовательного стандарта по чтению, что весьма важно для дальнейшего образования младших школьников.[8]
В связи с этим, учитель получает возможность проявить свою инициативу, своё творчество для того, чтобы увлечь детей данным предметом. Например, неотъемлемой частью уроков литературного чтения в первом и втором классах стало разгадывание кроссвордов по изученному произведению или разделу. Причём кроссворды обычно носят поучительный характер, например, разгадав кроссворд по произведению В.Голявкина «В шкафу», дети узнают, какая черта характера подвела мальчика. Закрепляя раздел о сказках, и разгадав кроссворд, дети читают получившееся слово: «Молодец», что повышает самооценку ребёнка и придаёт веру в свои силы. А в третьем и четвёртом классах дети сами по желанию могут придумывать свои кроссворды.
Вошло в практику наших уроков и создание книжек по изученному разделу.
·Изучив в 3 классе раздел «Снег летает и сверкает», дети получили возможность придумать стихи, рассказы и загадки о зиме, оформив данный материал именно в книжки-самоделки. Вот что получилось:
«Пошёл я на прогулку,
А там снежок идёт.
Снежинка на руку упала и
И потерялась вдруг»
Или:
« Мы нарядили ёлку
Зажгли на ней огни.
И дружно возле ёлки
Сфотографировались мы» а вот ещё один вариант:
« На санках можно покататься
И на коньках побегать по реке,
В снежки сыграть с друзьями
Все игры эти только, при
Матушке-Зиме!» и другие.
Раздел «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Обобщающий урок также закончился данным заданием, и учащиеся получили возможность фантазировать, искать, вспоминать любимые пословицы, стихи о семье; писать сочинения о своих родителях, рисовать рисунки.
Изучив сказку Г.Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», у детей в очередной раз появляется выбор творческого задания. Заключается это в самостоятельном придумывании сказки для цыплёнка или изображение иллюстрации к сказке, которую придумал сам Цыплёнок. Кто-то рисовал, были и сочинённые сказки. Вот, пожалуй, самое весёлое и интересное произведение ребёнка: «Сказка обо мне и акуле. Нырнул я как-то в море и встретил там акулу. Она меня увидела, сморщила брови и поплыла за мной! Я напугался и запрятался в караловых кустиках. Акула проплыла мимо, а у меня только коленки задрожали! Я не знал, что она хитрая – развернулась и подплыла ко мне с другой стороны. Открыла свой страшный рот, как щёлкнет зубами и заохала: «Ох, ох, помогите!» Я смотрю, у неё зуб больной! Как дам по больному зубу - он и выпал! Так, акула радостная домой уплыла». Ещё одно задание творческого характера можно предложить детям, изучая итальянскую сказку « Дары феи Кренского озера». Сама сказка оказалась трудной для анализа и вообще для восприятия детьми, и на работу с ней отводилось несколько уроков. Чтобы разнообразить учебный процесс, школьники получили задание изобразить фею прямо на уроке и написать те свои желания, которые они загадали бы фее при встрече. Таким образом, на уроке литературного чтения, кроме развития креативных способностей я узнала ценностные направленности моих подопечных. Традиционное иллюстрирование прочитанных произведений также является любимым элементом уроков литературного чтения.
Кроме заданий, которые отражены в данном реферате, множество другой работы предлагается учебниками Кубасовой. Впрочем, все эти задания творческого характера, давно используют учителя начальных классов. К таким заданиям относится и чтение по ролям, и инсценирование отрывков прочитанных произведений; пересказы от лица героев сказок, рассказов; придумывание продолжения прочитанной на уроке истории; рассуждения учащихся на тему «как-бы я поступил, будучи на месте героя рассказа»; чтение названия произведения и придумывание своего названия; конкурсное чтение стихотворений и многие другие задания.
Анализируя работу по программе Кубасовой. Не могу не отметить такие положительные результаты, как: осознанное, глубокое понимание читаемого детьми текста, умение ребят определять тему и главную мысль не только на уроках литературного чтения, но и других школьных предметов, что не маловажно для последующего обучения. Развитие фантазии, творческих способностей детей, интереса к учению; воспитание нравственных чувств.
Составной частью умк «Гармония» являются и учебники, рабочие тетради по математике, автор Истомина. Бесценную помощь в решении вопроса развития креативности учащихся оказывают они.
К примеру, свою роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Данные задания можно найти в рабочих тетрадях, причём эти задания носят дифференцированный характер.
Среди задач особую трудность, но и интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому школьнику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения – ответ. Рассмотрим одну из задач в сборнике «Учимся решать задачи», для 3 класса. Содержание задачи: «На ремонт двух помещений израсходовали 6 банок краски, по 3 кг в каждой. На первое помещение ушло 2 банки. Сколько килограммов краски осталось на ремонт второго помещения?» Со временем задание можно усложнить и предложить не просто решить задачу своим способом, а выбрать цепочку действий, ведущую наиболее быстро и экономично к ожидаемому результату. Возможно, одни школьники решат задачу так:1) 3*6= 18(кг)
2) 3*2=6(кг)
3) 18-6=12(кг).
А вот другие дети, рассуждают более рационально: 1) 6-2=4(б)
2) 3*4=12(кг).
Автор программы предлагает обсудить оба способа решения задачи, чем мы и занимаемся на уроке, выбирая наиболее быстрый способ. Аналогичные задания можно встретить не только в сборнике задач, а и в рабочих тетрадях по математике, в учебниках.
Изучение темы «Порядок выполнения действий в выражениях» мне захотелось закончить нетрадиционным заданием, которое заключалось вот в чём: «Представьте, дети, что вы – математическое выражение 5* (9-6)+14:2.К вам приехал журналист и хочет взять у вас интервью. Что вы можете о себе ему рассказать?» Интересные и неожиданные работы получились у детей, к примеру, эта: «Меня зовут математическое выражение 5*(9-6)+14:2.
9-6=3 – мне 9 лет, в 6 лет я пошёл в школу, я учусь в 3 классе.
5* 3=15 я получаю 5-ки, бывают и 3-ки, всего во второй четверти я получил 15 оценок.
14:2= 7 – я плохо знаю таблицу умножения на 7, но я выучу!7*2=14.
15+7=22 на день рождения мне подарили 7 книг, а 15 уже было! Теперь в моей библиотеке 22 книги. До свидания». Ещё один вариант: «Меня зовут математическое выражение 5*(9-6)+14:2=22.Журналист берёт у меня интервью. Я ему рассказываю, что у меня есть друзья: умножение, деление, сложение, вычитание. Во мне 4 действия.1) 9-6=3, 2) 14:2=7, 3) 5*3=15 и 4) 15+7=22.Изучают меня в 3 классе». Одновременно дети смогли повторить правила о порядке выполнения действий в выражениях интересным, необычным способом, проявив свои индивидуальные способности.
Сложная для запоминания, но необходимая в математике тема «Табличные случаи умножения». Чтобы ученикам легче запоминалась таблица умножения, даю задание: «Выполните рисунок, с помощью которого можно запомнить тот или иной случай умножения». По рисункам могу судить о том, понял ли ребёнок смысл действия умножения и тем, кто не понял, вновь, индивидуально помогаю разобраться в теме. Заканчиваю тему на внеклассном занятии «Знатоки таблицы умножения», к которому ребята должны придумать советы «Как быстрее и лучше выучить таблицу умножения». Вот некоторые варианты советов: «Хочешь, если ты на 5 математику узнать, сядь дружок ты в уголок, возьми тетрадь наоборот. Там есть табличка одна, ты должен знать её как «а». Учи её, пока тебе не будет сниться она во сне!» или «Надо часто повторять, надо много умножать, постоянно писать. Мы таблицу учим, учим, и быть может, 5 получим!» А вот какой вывод придумала одна ученица: «Жаль, что не всегда со мной таблицы эти под рукой. Не с собой же их таскать?! Надо, что-то предпринять! Мы совет дадим простой: их запомни и не ной!»
Кроме описанных заданий, взяв в руки учебник и тетради Истоминой, можно лично убедиться в том, что данный комплект развивает пытливость ума, мышление, внимание и, конечно же, творческие способности учащихся.[8]
Использование уроков русского языка для развития творческости в детях начальной школы, также предусмотрено авторами программы по русскому языку, в умк «Гармония» авторы: Соловейчик, Кузьменко. Многие задания из учебников несут в себе огромный эмоциональный заряд, решают не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.[8]
Подробнее хочется остановиться на тех заданиях, которые могут стать для любого учителя интересной находкой, а для учащихся замечательной возможностью проявить свои творческие способности.
Педагоги, работающие в начальном звене школы, знают, что словарные слова трудно запоминаются детям и поэтому в них часты ошибки. Детям легче запомнится непроверяемая буква, если они получат задание: «Выполните рисунок к слову, чтобы запомнить его правописание».
Изучив очередную тему по русскому языку, для закрепления, предлагаю детям составить кроссворд по изученному материалу. Ошибки в кроссвордах не редкость, так как мы только учимся выполнять данный вид работы, но результат на лицо: школьники повторяют в очередной раз пройденное, закрепляют знания и умения и одновременно делают это не путём зазубривания, а путём закрепления умений работать с книгой, задавать вопросы и отвечать на них и путём развития творческих способностей.
Ещё один вариант закрепления изученного материала по русскому языку. Тема урока: «Части речи». Задание: «Представьте, что вы попали в страну «Части Речи», что или кого вы там встретили? По желанию – нарисуйте эту страну». Вот отрывок из работы, которая получилась у одного моего ученика: « Я попал в страну, которая называется Части Речи. Увидел я в этой стране 2 города: город Самостоятельный и город Служебный. В Самостоятельном городе есть улицы: Существительная, Прилагательная, Числительная, Глагольная, Улица Местоимений. Захотелось мне побывать и в городе Служебном. В этом городе я познакомился с человечками, у которых смешные имена: Союзики, Предлоги и Частицы.»
Изучая тему части слова, в учебнике можно найти такое задание: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, но что бы в его названии было два корня, приставка - по - и др. аналогичные варианты.
Развивать речевой навык помогают такие задания, как: «Напиши письмо учителю». Дети с удовольствием пишут письма, а мне, конечно, приходится искать время для написания ответов.
Данные задания не редкость для многих учителей начальной школы, но в этом комплекте на развитие креативности учащихся сделан особый акцент.
В процессе изучения такого предмета как «окружающий мир», школьники добывают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.[8]
Творческие тетради (так мы с учащимися называем рабочие тетради по предмету) интересны своими заданиями, практическими, исследовательскими работами для школьников. Подробнее остановлюсь на заданиях исследовательского характера. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Зная это, автор программы О.В.Поглазова предоставляет возможность учащимся проявить свои способности в исследовательской деятельности, а чтобы дети смогли это сделать, в тетрадях и учебниках даются консультации, целые планы действий, направленные на развитие исследовательских умений.[8] Результаты данного вида творчества можно наблюдать как на уроках, так и на научно-практических конференциях «Шаг в науку», для учащихся начальной школы, которые стали устраивать для детей в районе.
В развитии креативности учащихся заметное место занимает предмет, традиционно именуемый в школе трудовым обучением. Автор учебника «Технология» в данном комплекте, Н.М..Конышева- доктор педагогических наук, профессор. Особенностью данного курса является то, что система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности. Это достигается заданиями, на самостоятельную разработку вариантов поделок, а также задания построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельностью.[8]
Итак, одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов, приёмов, форм организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков в частности, развитие креативности учащихся, самостоятельной их деятельности.[8]
Заключение.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно, будет возрастать и дальше по мере совершенствования социально- экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять развивающую функцию. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей».[6]
Именно на тезисе активности детей, развития его творческости, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.[3]
Развитие креативности учащихся в учебном процессе и есть то направление, при котором ребенок останется активным, творческим и свободно мыслящим человеком. УМК «Гармония», как и все существующие сегодня в начальной школе учебно-методические комплекты учитывают данный фактор.
Список литературы:
Гамезо М. В. «Возрастная и педагогическая психология» - Педагогическое общество России, Москва , 2010.
Казанская В.Г « Личность ученика и учителя в начальной школе», Каро, Санкт-Петербург, 2011.
Матвеева Е.И, «Литературное чтение - учим младших школьников» - Эксмо, Москва, 2010.
Подласый И.П. «Педагогика- 100 вопросов, 100 ответов», Владос-Пресс, Москва, 2006.
Тугушев Р.Х «Общая психология», Эксмо, Москва, 2006.
Сарапулов В.А. «Дидактика: теория и практика обучения», ЗабГГПУ, Чита, 2001.
Сборник нормативных документов (начальная школа). – Москва: Дрофа, 2010.
Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония».- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011.
13PAGE 15
13PAGE 141815