Развитие креативности у детей младшего школьного возраста методическая разработка
Развитие креативности у детей младшего
школьного возраста.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармонического его развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными ЗУНами в разных областях учебной деятельности.
Креатив –
Цель преподавателя – поиск путей развития креативности ребенка на музыкальных уроках (сольфеджио, фортепиано).
Объект – деятельность учащихся на уроках музыкальной школы и развитие креативности.
Предмет – влияние системы творческих знаний на процесс активизации художественных творческих навыков и креативности в процессе музыкальных занятий.
Гипотеза – предполагается, что уроки сольфеджио, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию креативности детей.
При этом важно соблюдать следующие условия:
-Учитель должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение своих уроков.
- Стержнем каждого урока должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными занятиями на креативность.
Исходя из цели и гипотезы выходят следующие задачи:
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме.
Оценка уровня креативности детей.
Разработка и составление программы по развитию креативности детей.
Наблюдение хода, этапов, результатов по развитию креативности детей.
Для решения поставленных задач используются методы, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Теоретические основы развития креативности детей младшего
школьного возраста.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Воспитание человека, в котором гармонично развивалось эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом образовании обедняют внутренний мир человека. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Показателем творческого развития является креативность.
Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, обладающих большим количеством идей и нешаблонному их решению.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении в прекрасному. Музыка выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Творческие задания на уроках сольфеджио способствуют общему творческому развитию личности, что воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, формирует внутренний мир ребенка.
Психолого – педагогические особенности ребенка младшего
Возраста.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 -7 до 10 – 11 лет (1 – 4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач преподавателей музыкальных школ. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
Внимание детей к моменту поступления в школу обычно бывает произвольным. Поскольку трудности, с котрыми дети сталкиваются на практике связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться, прежде всего.
Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Постепенно она становится произвольной. С 6 до 14 лет у них активно развивается механическая память. Чем старше становится ребенок, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.
Еще больше значение, чем память для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех формах: нагладно-действенной, нагладно-образной и словесно-логической.
За первые три – четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.
Немалое значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость, покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников имеет труд, который представляет для них новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей.
Особенности музыкального развития и творчества
на уроках.
Наиболее важные пути и педагогические приемы развития креативности у детей это - прежде всего система вопросов и творческих заданий, помогающих детям раскрывать образное музыкальное искусство. Она должна представлять собой по сути диалогическое общение и рождать у детей варианты творческого прочтения музыкальных сочинений. Важно не только задать вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный.
Следующий педагогический прием связан с организацией музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического процесса. Результатом должно быть не то, что все дети одинаково чувствовали, слышали музыку, а то, что восприятие детьми приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ребенок имеет свой голос индивидуальный, неповторимый.
Что мы понимаем под творчеством? Творчество – это создание новых по замыслу культуры материальных ценностей.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественное и отличающееся оригинальностью, неповторимостью.
Ребенок – не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями. Ребенок – личность, которая «сформируется» когда-то в будущем.
Поскольку под понятием творчество в начальной школе подразумевается не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, то вся деятельность ученика на уроке сольфеджио почти полностью должна быть творчеством.
Как же вовлечь учеников в процесс творчества? П. Волков и Л. Казанцев в своей статье «Развитие творческого начала у младших школьников» пишут, что ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить. О необходимости творческого развития детей говорят многие педагоги. На природных задатках основывают свои методики Г. Шатковский, Б. Шеломов, С. Мальцев. Эксперименты Н. Ветлугиной показали, что дети 5-6 лет способны к импровизации, любят сочинять небольшие мотивы, ответные фразы, предложения, заданные ритмические рисунки.
В настоящее время существует немало программ, которые особое внимание уделяют развитию творческого начала. Их авторы- Д. Кабалевский, И. Алиев, Л Шкляр, Л. Виноградов, Т. Боровик.
Система творческих заданий, как основа
для развития креативности.
Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала до конца, независимо от темы урока, целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представление о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом. За этими наивностями, нескладностями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка. Важнейшая задача эстетического воспитания в школе- развитие в учащихся творческого начала. Ведь там, где проявляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.
В основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что не исключает огромной работы разума. Для педагога чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях.
Для детей уроки всегда должны быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.
Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности, при которой дети чувствуют необходимость общения с ним. «Полнота общения – высшая радость жизни» А. Швейцер. Общение - это прежде всего взаимодействие учителя и учеников.
Еще одна из форм свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов, склонностей – это ведение «Дневника музыкальных впечатлений». В нем дети отражают свои размышления.
Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.
«Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Каждый дышит, как он пишет,
Не стараясь угодить»
(сл. Б. Окуджавы)
Именно так происходит процесс творчества. Совместная музыкальная творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения.
Импровизация.
Буквально на первых уроках первоклашки знакомятся с понятиями «регистр», «темп», «динамика», «штрихи». После небольшого предварительного этапа, включающего прослушивание произведений и доступный анализ средств выразительности, даются соответствующие темы-образы для импровизаций на фортепиано: «тигр», «зайчик!, «летняя гроза» и т. п. При этом еще не требуется знаний нотной грамоты или владение техникой игры на инструменте. Но одну тему могут импровизировать несколько учеников по очереди. После каждой импровизации особое удовольствие детям даставляет удовольствие определить характер образа: тигр робкий, другой – сердитый, третий – задумчиво прохаживается. Совместно проводится анализ выразительных средств.
Еще один пример применения импровизации на фортепиано связан с темой «Интервалы». При изучении темы очень важно сосредоточить внимание учащихся на акустической окраске каждого интервала, их индивидуальной неповторимости, художественно-выразительных возможностях. В подготовительный этап включается:
- демонстрация звучания интервалов в разных регистрах, темпах, в гармоническом и мелодическом изложении, в восходящем и нисходящем движении.
- совместная характеристика художественно-выразительных возможностей интервалов.
- показ примеров из классической музыкальной литературы (для домашней работы дается задание найти яркие интонации интервалов в произведениях по специальности). Затем можно приступать к творчеству. Темы заданий для импровизаций даются соотвественно выразительным возможностям. Например- «Мерцающие звезды» - музыкальная картина, создаваемая с помощью интервалов секунда в гармоническом виде. В импровизациях, сочинениях педагог получает возможность контролировать процесс усвоения тех или иных теоретических сведений, следить за развитием ученика, выявлять степень его музыкальности, рост творческих возможностей.
Т. Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио в младших классах»
Пример творческих заданий в рамках освоения лада.
Уже начальный этап освоения лада, построенный на сочетании отдельных ступеней, постепенно соединяющихся в определенные обороты, приводит к возможности сочинять и импровизировать мелодии на ограниченном количестве ступеней:
- транспонирование выученных песенок, попевок («перенесение» на новую высоту).
- узнавание их по новому тексту.
- мелодический диктант (изложение коротких мелодических фраз, основанных на определенном количестве ступеней).
- сочинение мелодий на нескольких ступенях на небольшой текст.
На этом, казалось бы, простом задании дети уже учатся понимать выразительное значение движения мелодии и характер ритма. Отталкиваясь от первых творческих опытов, постепенно задания по сочинению музыки усложняются.
Пример творческих заданий в рамках освоения жанров.
Изучая размер 3/4 можно обратиться к самому популярному трехдольному жанру – вальсу. Познакомившись на примерах мировой музыкальной классики с характерными чертами жанра, учащиеся с удовольствием сочиняют вальсы на 8-16 тактов с подбором баса или без него.
Аналогично изучение ритмических групп с более сложным ритмическим рисунком ( ) в размерах 2/4, сочиняя польку, а через жанр марша легко проходить усвоение выразительных возможностей размера 4/4 и пунктирного ритма.
От простого к сложному.
Освоив весь багаж необходимых знаний, ученикам даются более сложные задания по сочинению программной музыки.
Важнейшее условие для творческого развития учащихся – последовательность и систематичность в применении творческих форм работы, а результат не заставит себя ждать.
Термин «творческие задания» включает в себя два компонента.
Задания называются творческими, так как дети должны
комбинировать, импровизировать, сочинять – то есть самостоятельно находить новое выражение своих знаний. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкальные слуховые представления, ребенок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывшийся цветок.
Главная задача музыкального образования – развитие творческой личности, воспитание всесторонне образованного, культурного музыканта.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Литература:
Б. Теплов «Психология музыкальных способностей детей».
Н. Гарбузов «Природа звуковысотного слуха».
Г. Шатковский «Развитие творческой личности ребенка».
Н. Александрова «Развитие музыкальной личности».
С. Максимук «Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио».
Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке».
Детская музыкальная школа № 3
« Развитие креативности у детей
младшего школьного возраста».
Подготовила преподаватель теоретических
дисциплин Рахимжанова Г. Т.
г. Караганда
2014– 2015 уч. год.