Сказкотерапия как средство обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Сказкотерапия
как средство обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка.
Цель:
-обеспечить атмосферу доверия, снять эмоциональное напряжение посредством сказкотерапии.
Задачи:
- установить положительный, эмоциональный контакт детей между собой
- сформировать интерес к явлениям живой и неживой природы, уточнить и расширять знания о состоянии воды, ее роли для природы и человека;
- поупражнять в умении решать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, уметь отстоять свое суждение;
- развить логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, умение сосредотачиваться ;- воспитать любовь и бережное отношение к воде, и к природе в целом.
Материал к занятию:
- фланелеграф, спокойная музыка, карандаши, разноцветные ленты, стаканчики, молоко, вода, лед, соломинки, термос с кипятком, зеркальце, сундучок.Ход занятия
Психогимнастика
Влево - вправо, влево - вправо,
Повернитесь - посмотрите,
Друг - другу улыбнитесь.
- Ребята, а вы верите в волшебство? (Варианты ответов детей.)
Жила – была в одной сказочной стране одна очень добрая Фея, она переносилась на своем волшебном зонтике по волшебной стране и рассказывала сказки
Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне историю. А я перескажу ее вам, слово в слово.
-Перед нами распахнулись ворота , приглашают нас в волшебную страну. Давайте возьмемся за руки и пройдем через эти ворота.(дети проходят через обруч взявшись за руки).
Садитесь уютно и слушайте.
Психологическая сказка о Капельке
Однажды на дворе из облака пошел дождь со снегом и в небе встретились Капелька и Снежинка.
- В какое время года может такое случиться? (Варианты ответов детей.)
Капелька посмотрела на Снежинку и подумала: она такая красивая, нежная, резная, а я такая серая, неуклюжая.
Снежинка приветливо улыбнулась и сказала: «Добрый день, сестричка!»
Капелька удивленно посмотрела и не поняла, почему Снежинка назвала ее сестричкой.
Воспитатель:
-А как вы думаете?
- Почему Снежинка назвала Капельку сестричкой? (Выслушивает варианты ответов детей и продолжает рассказ).
Взошло теплое солнышко, и Капелька засияла в радуге различными красками, и стала очень красивой.
- Какими красками засияла Капелька?
Капелька побежала дальше и видит, стоит пышный, зеленый, могучий дуб. Залюбовалась она красотой дуба. На дворе светило солнце. Был жаркий, знойный день.
- В какое время года это было?
Капелька видит, на дубе сидит птичка и не поет.
- Почему птичка такая грустная? (Ответы детей).
- А может ли Капелька ей помочь?
Напоила Капелька птичку, а та ее поблагодарила и весело запела. И здесь Капелька заметила, что стала немного меньше
- Почему она уменьшилась? (Ответы детей).
Проходя через лес, Капелька вышла на маленькую поляну, на которой рос Цветок. Она решила подойти и познакомиться. Увидела, что цветочку очень плохо: лепестки свернулись и опустились к земле.
- Почему Цветочек себя так чувствовал, как вы думаете? (Ответы детей).
-Как вы думаете, что сделала капелька?
Напоила Капелька Цветочек, умыла, освежила и предложила дружить. И с тех пор стали Капелька и Цветочек лучшими друзьями на свете.
Побежала капля дальше и видит: стоит мельница с опущенными крыльями и не крутится. А люди пришли молоть зерно и не могут дождаться.
- Дети, по каким причинам не крутится мельница, как вы думаете? (Ответы детей).
Мельница, которая стоит на реке называется водяной и кружится благодаря силе воды.
- Как вы думаете, одна капля может пополнить воду в реке? (Ответы детей).
Капелька вспомнила о своих друзьях и решила позвать их.
- А кого могла позвать Капелька? (Ответы детей).
Вот Капельки взялись за руки и образовали сильный поток, от которого мельница закрутилась. Зерно начало молоться, и мука посыпалась в мешки. Капелька поблагодарила своих друзей за помощь.
Последние дни лета были жаркими, Капелька много работала и с каждым днем становилась все меньше и меньше.
- Какой работой занималась Капелька летом? Кому еще Капелька могла помочь?
Вдруг что-то случилось. Капелька стала совсем крохотной и начала подниматься вверх.
- Как вы думаете, что с ней произошло? (Ответы детей).
Наступила осень, подул холодный ветер, листья начали опадать с деревьев, и Капелька снова вернулась к своим друзьям.
- Почему она вернулась? (Ответы детей).
Дети, понравилась вам сказка? (Ответы детей)
Давайте найдем лучшие слова для водички - капельки. Игра «Ласковые слова для капельки» (Чистенькая, прозрачная, маленькая, свеженькая...)
Посмотрите, у нас появилась улыбающаяся капля. Почему у нее хорошее настроение? А какому слову капелька обрадовалась больше всего? Чему учит нас сказка?
Капелька приглашает нас в лабораторию сказок. Лаборатория – это место где проводятся опыты, различные исследования. Интересно, что же хранится в лаборатории сказок?
Опыты с водой
1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить соломинки.
Вопрос:
- В каком из стаканчиков видно соломинку, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим соломинку, а в стаканчике с молоком - нет).
Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета, а молоко нет.
2. У воды нет вкуса.
- Дети, давайте попробуем водичку через соломинку.
- Есть ли у нее вкус?
А сейчас попробуем молоко. Отличаются по вкусу молоко и водичка?
3. У воды нет запаха
- Дети, давайте мы с вами понюхаем воду.
- Есть ли запах у воды?
4. Лед - твердая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдала за своим кусочком льда. Вывод: лед - это тоже вода. Она может замерзать.
5. Пар - это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Пар можно назвать водой? Поместить над ним зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
- Что вы увидели на зеркальце? Какой вывод можно сделать? (пар- это вода).
- Вот такая волшебница водичка-капля.
-Посмотрите, какие свойства еще имеет вода.
-Во что может превращаться Капелька? (Ответы детей).
Капелька приглашает нас в тайную комнату
-Что это? Сундучок не простой, а волшебный. - Как вы думаете, что может в нем храниться? (ответы)
Упражнение «Дорисуй»
- Посмотрите, здесь рисунки-загадки, подумайте, в которых спрятались друзья Капельки. Давайте попробуем дорисовать эти рисунки и узнаем, с кем дружит Капелька.
Анализ выполненных работ
- С кем же дружит Капелька? Итак, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и насекомым, и рыбам, и нам, людям. И всем вода нужна чистая, прозрачная. Поэтому мы должны ее беречь, не загрязнять сами и не позволять загрязнять другим.
- Детки, предлагаю, все ваши рисуночки собрать и сохранить.
Воспитатель:
Ну что, вы устали немножко? Тогда я вас приглашаю на цветочный бал, потому что в ваших рисунках много красивых цветов. Но для этого нам нужно превратиться в цветочки, ведь на цветочном балу присутствовали только цветы. А поможет нам в этом волшебный сундучок, в которой находятся разноцветные цветочные лепестки.
(Дети надевают на руки разноцветные ленты)
Психологический этюд «Цветочный бал»
(Под спокойную музыку дети исполняют танец)
А теперь, представьте себя волшебными цветами.
Какие же вы красивые цветочки? А вот и наша зеленая лужайка.
Мы маленькие цветочки. Растем на прекрасной поляне. Утром просыпаемся после сна, раскрываем свои лепестки, поворачиваемся к солнышку, набираемся от него сил и тепла, танцуем под звуки птиц. Мы дружим с капелькой, которая радует нас свеженькой водичкой. Нам весело и радостно. Вокруг нас замечательные ароматы. А когда солнышко садится за горизонт, мы также прекращаем свой танец.
Пожалуй, сейчас мы с вами были похожи не только на цветы, но и на настоящих артистов.
- Вот перед нами снова распахнуты ворота, на этот раз это выход из Волшебной страны.
Упражнение «Всем, всем, до свидания».
Встанем вместе мы в круг,
Сколько друзей - посмотри вокруг.
Дружно все играть мы будем.
Попрощаться не забудем.
-Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу группу, давайте возьмемся за руки и пройдем через ворота.
-Дети, вы были сегодня так внимательны, сообразительны, умны.