«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ»
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В ДЕТСКОМ САДУ»
Не секрет, что инвалидам в нашем обществе трудно. Именно в общении. Часто мы смущаемся, встречая инвалида, нам тяжело, трудно общаться. А как быть, если в группу поступил ребенок-инвалид? Постараться поскорей определить его в специализированный детский сад, чтобы ему оказали квалифицированную помощь? А может быть постараться сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя изолированным и имел возможность расти и развиваться рядом со сверстниками? Что же говорят об этом нормативно-правовые акты?
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование. Саламанская декларация отмечает, что обычные образовательные учреждения должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивного образования. Инклюзия – это принятие каждого ребенка в коллектив и гибкость в подходах к обучению и воспитанию. Инклюзивное образование предполагает посещение дошкольников с особыми потребностями обыкновенного детского сада, который находится рядом с домом. К сожалению, понятие «инклюзия» и «инклюзивное образование» пока еще малоизвестны. И все же российское общество начинает понимать, что может выжить и сохранить нравственное здоровье лишь в том случае, если оно будет заботиться о всех гражданах России и в первую очередь – о слабых и инвалидах. Поэтому последнее время в России все больше внимания уделяется проблеме включения детей-инвалидов в среду детей, не имеющих отклонений в развитии. Дети с ограниченными возможностями имеют полное право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества. Мировая практика интеграции показывает, что дети, научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений Г.Алферовой, И.Гилевич, В.Гудонис, И.Тиграновой, В.Сводиной, Н.Шматко свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации взаимоотношений детей. В основном дети относятся положительно к появлению такого ребенка в их группе, «готовы принять его как равного».
С проблемой социализации детей-инвалидов в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения мы столкнулись в сентябре 2009 года, когда я приняла группу малышей трех лет, в которой из 22 детей - 16 мальчиков, 6 девочек. Из них трое детей имеют отклонения в здоровье: один ребенок-инвалид с проблемами опорно-двигательного аппарата, один с нарушением зрения, один с задержкой речевого и психического развития.
В связи с этим определила для себя цель: социализация и адаптация детей, имеющих отклония в развитии к среде общеразвивающего детского сада. Работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом детского сада, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и с родителями этих детей. Для осуществления поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
Создать условия для воспитания, развития и формирования свободной личности дошкольника;
Способствовать развитию гармоничных межличностных отношений дошкольников с отклонениями в развитии с их здоровыми сверстниками, учить общаться детей друг с другом;
Разработать мероприятия с родителями в системе «педагог – воспитанник – родитель», которые способствовуют изменению родительской позиции по отношению к своему ребенку;
Продумать формы взаимодействия со всеми специалистами, которые работают на группе;
Использовать индивидуально-дифферинцированный подход к каждому ребенку.
Педагогом-психологом ДОУ в начале учебного года была проведена социометрия группы. В результате проведенного исследования было выявлено, что среди детей в круге «отчужденных» находились и дети с ограниченными возможностями. По результатам проведенных диагностик были разработаны занятия и индивидуальная работа, направленные на сплочение группы и на развитие коммуникативных навыков детей. Работа проводилась в форме игры: «Кто я?», «Встреча с другом», «Дружба начинается с улыбки», «Ласковые слова», «Смелые ребята» и т.д. Одним из важнейших педагогических средств является создание условий переживания успешности всеми детьми – каждый ребенок в соответствии со своими критериями. Такое переживание успеха – сильный социализирующий и интегрирующий фактор. Поэтому мы организовываем работу таким образом, чтобы было комфортно всем детям, как с проблемами развития, так и без них, чтобы негативные особенности одних детей компенсировались позитивными возможностями других. При повторной диагностике группы было выявлено, что дети из круга «отчужденных» перешли в круг «принятых». Такое принятие детей в коллектив очень важно, потому что именно в детском коллективе ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих. Посредством общения со сверстниками удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как: близость с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участие в социальных процессах.
Мы считаем, что ребята с ограниченными возможностями могут и должны участвовать во всех мероприятиях – будь то спортивные соревнования, представления, конкурсы или экскурсии и включаем их во все виды деятельности. Если ребенок с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата не может в полной мере реализовать себя в музыкально-ритмических движениях, то он является активным участником театрально-игровых действий, а ребенок с ослабленным зрением реализует свои возможности в играх-драматизациях и в декламации. Так, за прошедшее время дети с ограниченными возможностями стали активными участниками в постановке детских спектаклей: «Теремок», «Кошкин дом», «Репка», в развлечениях. В спортивных праздниках и досугах эти дети не являются пассивными наблюдателями, а становятся активными участниками игр, эстафет. В проведении организованных видов деятельности, такие дети имеют возможность проявить себя в том виде деятельности, в котором они наиболее успешны. Таким образом, являясь активными участниками в жизни группы, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности психологического дискомфорта, а впоследствии легче адаптируются в обществе. При этом меняется стереотипный взгляд окружающих людей на инвалидов: дети и взрослые учатся понимать и принимать детей с психофизическими недостатками. Это развивает толерантность. Когда дети подрастут, они будут воспринимать людей с инвалидностью так же, как и в детстве. А став взрослыми, будут помнить своих детсадовских друзей, и также относиться к другим инвалидам.
Параллельно проводилась работа с родителями всей группы, так как столкнулась с проблемой взрослой отчужденности. Родители с неприязнью относились к детям – инвалидам, бестактно рассматривали их, тыкая пальцем в сторону таких детей. Поэтому совместно с психологом познакомили родителей с принципами, на которых основывается инклюзивное образование:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Эти принципы использовались нами в работе для того, чтобы снять настороженное, пренебрежительное отношение родителей группы к детям, с ограниченными возможностями, чтобы научить взрослых понимать и принимать детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для реализации этих принципов для родителей проводили открытые занятия, совместные праздники и развлечения, родительские собрания. А для родителей детей с ограниченными возможностями педагогом-психологом дополнительно проводились тренинги, консультации, индивидуальные беседы, практикумы.
Существование обычных образовательных учреждений с установкой на инклюзию – это эффективный способ борьбы с дискриминацией детей, имеющих ограниченные возможности. Это путь формирования хороших и добрых отношений в детском коллективе, построения общества, которое приемлет всех детей без исключения и обеспечивает взможность всеобщего образования. Таким образом, можно сделать вывод: наши дети с ограниченными возможностями успешно проходят процесс социализации в обществе, чему способствует система инклюзивного образования. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и особенности других людей.
15