Тема. «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса ».


Тема. «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса ».


Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму, так как игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется учитель, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекает её в занимательную для детей форму.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.
Обучение грамоте важнейшее звено всей системы работы по обучению грамоте в начальных классах.
Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы.
Обучение грамоте это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это
и средство формирования их мышления, и развития речи.
Использование дидактического материала на уроках русской грамоты в 1 классе является удачным решением развития интереса к обучению и пониманию значимости русского языка как средства общения и понимания окружающей действительности. Поэтому, пересмотрев ряд технологий остановилась на игровых технологиях.      
   Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
 Задачи: 1. Раскрыть особенности педагогических игр; 2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий; 3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Теоретическую основу опыта составляют идеи  Галины Ивановны Щукиной, которая отмечает,  что в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании главная задача всего учебного процесса. В работе учитывался подход А.Г. Морозовой,  которая отмечает, что  интерес характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем,  что  называется радостью познания и познавания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.
 Дидактические игры способствуют формированию наблюдательности, внимания, развитию памяти, мышления, инициативы, самостоятельности. Решают дидактическую задачу? изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера. Применяемые на практике игры по развивающим задачам условно можно разделить на следующие группы:   игры на выделение и интонирование звуков;   игры и упражнения для развития произносительной стороны речи;   игры, направленные на формирование умения классифицировать звуки по качественной характеристике;   игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;

По характеру педагогического процесса:
     обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
     познавательные, воспитательные, развивающие;
     репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО и др.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:  соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; доступность для учащихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках.  
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: ролевые игры на уроке;  игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного

        В работе с детьми шестилетнего возраста игровой материал помогает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. Так, в игре «Минутка» дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.
Учитывая особенности речи своих детей, в период обучения грамоте в 1 классе учебной задачей проведения дидактических игр ставлю формирование фонетического слуха в различных его проявлениях. Чаще всего дети нечетко произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Для дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж]  и т.д. хорошо применять на уроках потешки, пословицы, стихи, чистоговорки, скороговорки, всевозможные игры: «Живые звуки», «Кто быстрее, кто больше?», «Сложи словечко», «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?»,

«Кто быстрее поднимется по лесенке?» и др.
Параллельно развиваю зрительную память в играх «Успей запомнить за одну минуту». Игры «Попугайчики», «Эхо» развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках помогают кроссворды.

Игры на уроках русского языка
Игра «Кто больше придумает?»
Игроки делятся на группы по рядам. Каждой группе педагог предлагает выбрать какой-либо согласный или гласный звук. Затем ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с заданного звука. Выигрывает группа, назвавшая большее количество слов.
Игра «Мячик-согласователь»
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Собака, гулять». Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов, и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз – в зависимости от ситуации состояния детей.


Упражнение «Соединяемся и меняемся»
        К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:
КТО
ПРИШЕЛ
ЗДРАВСТВУЙ
ДЕДУШКА
КАТЯ
ЛЮБИТ
ЦВЕТЫ
!
?
.

Игра «Какое время года?»
        Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о каком времени года в ней говорится, и показывают его изображение. Когда это бывает?
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветви, как рога.
Подо льдами крепкими дремлют воды рек.
Белыми сугробами лег на крышах снег. (Зима).

-По каким приметам вы узнали это время года? Назови зимние месяцы.
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталины, первая трава. (Весна)
-Что помогло вам узнать это время года? Назовите весенние месяцы.

Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок
Не поймешь, где бабочка, где какой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река.
Белые, пушистые в небе облака. (Лето)
- Как догадались, что это лето? Назовите летние месяцы.
Золотые, тихие рощи и сады.
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром.
Спать ложится солнышко раньше с каждым днем. (Осень)


Игра «Кто это?»
        1 вариант. Игроки поочередно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

Правильно ли указан порядок времен года. Если нет, то покажи, какие карточки надо поменять местами. (2, 3)
лето
зима
осень
весна

1
2
3
4


Правильно ли указан порядок дней недели. Если нет, то покажи, какие карточки надо поменять местами. (3, 7)
суббота
воскресенье
пятница
вторник
среда
четверг  
понедельник

1
2
3
4
5
6
7


С какого месяца начинается зима? (2)
ноябрь  
декабрь  
январь
февраль

1
2
3
4


Продолжи предложения:
Капустница, комар, муха – это (насекомые).
Аист, сорока, кукушка – это (птицы).
Мышь, лиса, белка – это (звери).
Окунь, щука, лещ – это (рыбы).

         птицы            
рыбы
насекомые    
звери

1
2
3
4


Работа над применением дидактических упражнений охватывает период с поступления учащихся в 1 класс. На этапе, с сентября  по декабрь, подобран дидактический материал для уроков обучения грамоте, а именно при изучении букв.
Игра «Четвертый лишний». Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»: а, у, о, а, у, и, а,у, у, а. Улитка, книга, утюг, ухо, рис, тетрадь, уж, ус, улица, улыбка.
. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится? (и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней (и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра
Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дерево.
Игра « Как зовут малыша». Гусь - гусёнок кошка – котёнок Утка - утёнок лось – лосёнок Коза – козлёнок олень – оленёнок
Игра «Придумай слово на звук [з ], Педагог читает текст, останавливается в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [з ].
«Зина утром встала, постель (заправила), сделала (зарядку), почистила (зубы). Паста, которой она чистила, называется (зубная). Зина причесалась, косички (заплела), бант (завязала) и пошла на кухню (завтракать).»

Давайте поиграем в игру “Твердый – мягкий”. Я называю слова, а вы показываете карточку нужного цвета (у детей карточки зеленого и синего цвета). Слова: вагон, вечер, весна, волк, волосы, вязали, вулкан, ветка, вата, вид. 
Игра «Найдите слово»
- Оно обозначает крупное парнокопытное животное с ветвистыми рогами. (Олень)
- Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось)
- Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь). 
- Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень).
В процессе знакомства с новой буквой кроме игр применялись загадки, кроссворды, пословицы, поговорки, чистоговорки, песни, мультфильмы, сказки.
Весь материал, используемый на уроках, собран в сборник «Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте».



Методическое пособие «Использование дидактических игр на уроках обучения грамоте».
Пособие содержит подробные поурочные разработки по курсу "Русский язык: обучение грамоте", составленные в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Пособие состоит из трёх частей. Основу составляют загадки, сказки, стихотворения, кроссворды, детские песни, пословицы и поговорки. А также в разработках уроков содержится разнообразный материал по обучению детей чтению, постановке "живых картин", активизации словарного и лексического запаса речи, расширению их читательского кругозора.
Во второй части дополнительные игры, которые можно использовать не только на уроках обучения грамоте, но и на уроках русского языка в следующих классах. Третья часть – это дополнительные рассказы, сказки, использованные мною на уроках обучения грамоте.
Задания предполагают выбор правильного ответа, требуют частично поисковой деятельности, выявляют наличие системного мышления, многие из них носят творческий характер, что позволяет использовать их на уроках при изучении букв русского алфавита.

Доступность.
        Данный опыт может быть широко применен учителями начальных классов.

15