Программа внеурочной деятельности Цветовод
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Методическое объединение учителей начальных классов
Протокол от ______ 2016г.№ ___
Руководитель МО
______Шушкевич О.К. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________Яковлева Н.В.
«_____» __________ 2016 г. «Утверждено»
Директор МОУ СОШ
_______О.К. Ишматова
Приказ от 26.08.2016 г. №83
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
экологической направленности
«Цветовод»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Тимошенко Анна Александровна,
учитель начальных классов
с. Крестовоздвиженка, 2016 г.
Пояснительная записка
Нормативно – правовыми документами создания данной программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность обучающихся. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
Учебного плана МОУ Крестовоздвиженской СОШ на 2016-2017 учебный год
Данная программа предназначена для дополнительного образования обучающихся 9-10 лет общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы 1 года. Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю по 34 часа в год.
Программа кружка «Цветовод» разработана в связи с растущим интересом детей и их родителей к многообразию и выращиванию комнатных растений. Человеку всегда было свойственно желание иметь рядом с собой растения, украшающие жилые помещения и улучшающие настроение. С ростом промышленного и жилищного строительства в Сибири потребность в интерьерных (комнатных) растений увеличивается. Для Сибири, где восемь месяцев в году человек лишен общения с растениями, это тем более необходимо, ведь комнатные растения доставляют человеку не только эстетическое наслаждение. Но и играют большую роль в оздоровлении окружающей среды.
Кружок «Цветовод» - внеурочная работа практической направленности по комнатному цветоводству с элементами творчества (изготовление цветов и композиций цветов из различных материалов и в различных техниках), является добровольной. В кружке занимаются дети, проявляющие интерес к разведению комнатных цветов. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет немаловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.
Кружковая работа с комнатными растениями у младших школьников вызывает живой интерес, помогает расширить их биологические знания. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Существенный интерес для детей и их родителей представляет информация о влиянии комнатных растений на воздух в помещении, на состояние человека.
Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится переместить в свое жилище. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно проявляется стремление узнать о них как можно больше. Дети задают вопросы: «Откуда происходят эти растения? Какие условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создавать для лучшего произрастания их в помещении? Как размножаются эти растения? Почему растение болеет? Как бороться с вредителями растений? Чем полезно это растение?» Задача руководителя кружка - поддержать любознательность ученика, научить искать ответы на вопросы в справочной литературе и интернете. Это будет способствовать формированию у учеников потребности в приобретении новых знаний и умения получать их путем самообразования.
Цель: формирование мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и с самим собой.
Задачи:
Расширить кругозор учащихся в области комнатного цветоводства.
Прививать практические навыки по уходу за растениями.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного.
Развивать познавательный интерес детей.
Повышать экологическую грамотность учащихся.
Принципы работы при реализации программы:
научность;
опора на интерес;
от простого к сложному;
связь с жизнью;
связь теории с практикой;
чередование разнообразных видов деятельности;
системность;
доступность;
обратная связь;
инициативность и творчество.
Методы работы при реализации программы:
словесный;
исследовательский;
поисковый;
наглядный;
практический;
метод коллективного творчества.
Формы работы:
Работа с определителями и справочной литературой.
Паспортизация растений.
Профилактический осмотр комнатных растений.
Уход за комнатными растениями.
Размещение растений в помещении.
Проектирование фитоуголка.
Создание фитоуголка.
Проектирование и создание коллекций в кабинетах.
Озеленение коридоров и столовой школы.
Экскурсии.
Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека.
Практические занятия по пересадке растений.
Практические занятия по размножению комнатных растений.
Выращивание молодых растений.
Лекции, беседы.
Формы подведения итогов реализации программы:
озеленение школы;
создание коллекций комнатных растений;
оформление стенда «Советы тетушки Герани»
создание фотоальбома «Растения нашей школы».
Содержание разделов
«Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений»
«Комнатные растения в интерьере»
Изучение информации о растениях, очищающих воздух от вредных химических веществ и микроорганизмов. Знакомство с информацией о влиянии кроны и цветовой гаммы растений на эмоциональное состояние человека.
Содержание и выращивание комнатных растений
Размещение растений в помещении, составление цветочных композиций в интерьере. Уход за растениями. Изучение требований по содержанию растений, правил их пересадки, сопровождается практикой. Теоретические сведения о размножении комнатных растений с практическими занятиями. Теория и практика по формированию кроны растения. Практические занятия по профилактическому осмотру растений. Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани». Он должен содержать фото цветов с их названиями, советы по цветоводству.
Связь природных особенностей растений и условий их содержания. Растения светолюбивые и теневыносливые. Растения увлажнённых мест, сухих, умеренной влажности. Температурный режим и отношение к сквознякам. Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств: папоротников, суккулентов, пальм, бромелиевых, марантовых, бегониевых, геснериевых, цитрусовых, гераниевых.
Тематический план
Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений» (34 часа)
№ п/п Тема занятия Количество часов Форма контроля
всего теория практика 1 Значение зелёных насаждений в жизни человека 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
2 Влияние комнатных растений на состояние человека. 1 0,5 беседа
Профилактический осмотр растений школы 0,5 Пр. работа
3 Влияние комнатных растений на экологическую обстановку помещения (очищение воздуха). 1 0,5 беседа
Профилактический осмотр растений школы 0,5 Пр. работа
4 Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях. 1 0,5 Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
5 Происхождение комнатных растений. 1 0,5 беседа
Профилактический осмотр растений школы 0,5 Пр. работа
6 Растения, используемые для озеленения помещений. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
7 Экскурсия в сельскую библиотеку «Растения, используемые для озеленения помещений». 1 0,5 экскурсия
Профилактический осмотр растений школы 0,5 Пр. работа
8 Многолетники, используемые для озеленения помещений. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
9 Зелёные друзья наших комнат. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
10 Правила размещения растений в комнате. 1 0,5 беседа
Профилактический осмотр растений школы 0,5 Пр. работа
11 Растения для зоны отдыха и коридора. 1 0,5 беседа
Посадка хлорофитумов для коридоров 0,5 Пр. работа
12 Условия для комнатного растения. Акклиматизация. 1 0,5 беседа
Профилактический осмотр растений школы 0,5 Пр. работа
13 Требование к содержанию комнатных растений. 1 0,5 беседа
Профилактический осмотр растений школы 0,5 Пр. работа
14 Режим освещения (естественное, искусственное) 1 0,5 беседа
Распределение растений школы по режиму освещения 0,5 Пр. работа
15 Комнатные растения для северного окна (теневыносливые) 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
16 Комнатные растения для южного окна (светолюбивые) 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
17 Температурный режим. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
18 Теплолюбивые комнатные растения. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
19 Холодоустойчивые комнатные растения. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
20 Режим полива комнатных растений. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
21 Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. 1 0,5 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
22 Влажность воздуха 1 0,5 Наблюдение за ростом и развитием растений 0,5 наблюдение
23-24 Тропические растения. Пустынные растения. 2 1 беседа
Наблюдение за ростом и развитием растений 1 наблюдение
25 Вегетативное размножение (стеблевыми черенками и верхушечными черенками). 1 0,5 беседа
Посадка цветов для столовой 0,5 Пр. работа
26 Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища). 1 0,5 беседа
Посадка растений для зоны отдыха 0,5 Пр. работа
27 Вегетативное размножение (листовыми пластинками) 1 0,5 беседа
Посадка фиалок для фитоуголка. 0,5 Пр. работа
28 Проблемы при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи) 1 0,5 беседа
Уход за рассадой 0,5 Пр. работа
29-30 Создание коллекций цветов в кабинетах. 2 1 беседа
Создание паспортов коллекций 1 беседа
31 Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани» 1 0,5 стенд
Уход за растениями 0,5 Пр. работа
32 Оформление композиции фитоуголка. 1 0,5 композиция
Уход за растениями. 0,5 Пр. работа
33-34 Бонсай. 2 1 беседа
Уход за растениями. 1 Пр. работа
Требования к обучающимся по окончании курса
Учащиеся должны знать:
- значение растений в природе и жизни человека;
- многообразие комнатных растений, названия наиболее распространенных комнатных растений, которые выращиваются в школе;
- основные правила ухода за комнатными растениями;
- условия содержания растений в помещении;
- способы размножения растений.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;
- осуществлять действие по уходу за комнатными растениями, по их пересадке, размножению, размножению в помещении;
- осуществлять действия по озеленению;
- распознавать комнатные растения;
- оформлять результаты работы;
- подготавливать сообщения и выступать с ними.
Методическое обеспечение.
1. Справочники-определители комнатных растений
2. В. Грюнвальд. Комнатные растения: особенности роста в домашних условиях и в природе. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2009.
3. Ван дер Неер. Все о ста самых популярных комнатных растениях. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2010.
4. Ресурсы сети Интернет
5. Презентации по темам занятий.
Список используемой литературы
1.Новый энциклопедический справочник «Комнатные растения в вашем доме».Москва Олма-пресе 2010 г.
2.Справочник «Комнатные растения» АСТ. Асперель. Москва 2009 г.
3.М. Миллер «Лучшие комнатные растения» Ростов-на-Дону. «Феникс» Москва «Цитадель» 2012 г.
4.Атлас растений «Комнатные цветы: уход и лечение» А.Лимаренко, Т.Палеева. Москва, Санкт-Петербург изд. «Сова» 2009 г.
Календарно – тематическое планирование 4 класс
«Комнатные растения в интерьере. Содержание и выращивание комнатных растений (34 часа)
№ п/п Тема занятия Дата Форма занятия Кол–во часов Форма контроля
план факт 1 Значение зелёных насаждений в жизни человека 06.09 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 2 Влияние комнатных растений на состояние человека. 13.09 беседа 1 Озеленение школы
Профилактический осмотр растений школы Пр. работа 3 Влияние комнатных растений на экологическую обстановку помещения (очищение воздуха). 20.09 беседа 1 Озеленение школы
Профилактический осмотр растений школы Пр. работа 4 Сказки, загадки, легенды, стихи о растениях. 27.09 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 5 Происхождение комнатных растений. 04.10 беседа 1 Озеленение школы
Профилактический осмотр растений школы Пр. работа 6 Растения, используемые для озеленения помещений. 11.10 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 7 Экскурсия в сельскую библиотеку «Растения, используемые для озеленения помещений». 18.10 экскурсия 1 Озеленение школы
Профилактический осмотр растений школы Пр. работа 8 Многолетники, используемые для озеленения помещений. 25.10 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 9 Зелёные друзья наших комнат. 01.11 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 10 Правила размещения растений в комнате. 15.11 беседа 1 Озеленение школы
Профилактический осмотр растений школы Пр. работа 11 Растения для зоны отдыха и коридора. 22.11 беседа 1 Озеленение школы
Посадка хлорофитумов для коридоров Пр. работа 12 Условия для комнатного растения. Акклиматизация. 29.11 беседа 1 Озеленение школы
Профилактический осмотр растений школы Пр. работа 13 Требование к содержанию комнатных растений. 06.12 беседа 1 Озеленение школы
Профилактический осмотр растений школы Пр. работа 14 Режим освещения (естественное, искусственное) 13.12 беседа 1 Озеленение школы
Распределение растений школы по режиму освещения Пр. работа 15 Комнатные растения для северного окна (теневыносливые) 20.12 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 16 Комнатные растения для южного окна (светолюбивые) 27.12 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 17 Температурный режим. 17.01 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 18 Теплолюбивые комнатные растения. 24.01 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 19 Холодоустойчивые комнатные растения. 31.01 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 20 Режим полива комнатных растений. 07.02 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 21 Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. 14.02 беседа 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 22 Влажность воздуха 21.02 1 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 23-24 Тропические растения. Пустынные растения. 28.02
07.03 беседа 2 Озеленение школы
Наблюдение за ростом и развитием растений наблюдение 25 Вегетативное размножение (стеблевыми черенками и верхушечными черенками). 14.03 беседа 1 Озеленение школы
Посадка цветов для столовой Пр. работа 26 Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища). 21.03 беседа 1 Озеленение школы
Посадка растений для зоны отдыха Пр. работа 27 Вегетативное размножение (листовыми пластинками) 04.04 беседа 1 Озеленение школы
Посадка фиалок для фитоуголка. Пр. работа 28 Проблемы при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи) 11.04 беседа 1 Озеленение школы
Уход за рассадой Пр. работа 29-30 Создание коллекций цветов в кабинетах. 18.04
25.04 беседа 2 Озеленение школы
Создание паспортов коллекций беседа 31 Оформление тематического стенда «Советы тётушки герани» 02.05 стенд 1 Озеленение школы
Уход за растениями Пр. работа 32 Оформление композиции фитоуголка. 10.05 композиция 1 Озеленение школы
Уход за растениями. Пр. работа 33-34 Бонсай. 16.05
23.05 беседа 2 Озеленение школы
Уход за растениями. Пр. работа