Статья на тему: Работа с портфелем достижений обучающихся


Работа с портфелем достижений обучающихся
«Портфель достижений» – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.
«Портфель достижений» служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет  реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Ведь за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале не возможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А «Портфель достижений» становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося. Основные цели и задачи ведения «Портфеля достижений» :
Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающегося;
Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
Формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Содействовать индивидуализации образования ученика;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
С чего начиналась работа по формированию Портфеля достижений?
Было разработано Положение о Портфолио – индивидуальной накопительной оценке достижений обучающихся начальной школы. Впервые возникает потребность в создании такого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.
В первом классе проводится родительское собрание, на котором родителям в доступной форме объясняется, что портфолио помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка с первых дней обучения в школе и на протяжении всего периода обучения; приводятся примеры; даются рекомендации по заполнению разделов портфолио; доводится до сведения родителей информация о том, что детские портфолио оцениваются и выставляются на выставки. Одной из основных задач составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфеля достижения, без помощи родителей ему не обойтись. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных.
Роль классные руководители в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Причем, объем этой работы достаточно велик, требует больших временных и физических затрат. Педагог объясняет правила ведения и заполнения портфолио, производит своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Благодаря портфелю достижения, все участники образовательного процесса могут посмотреть динамику развития личностного роста. Работая над портфолио ребята проявляют возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Портфель не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты. Все это формирует личность ребенка.
В каждом портфолио несколько разделов:
Раздел № 1 «Знакомьтесь, это Я!»
Первый раздел представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. Его семьи, ближайших родственников, друзей и знакомит с малой родиной обучающегося.
Заполняя этот раздел, ребёнок выполняет большую поисковую работу. Он знакомится с толкованием своего имени, с датой своих именин, иногда проводит небольшое исследование и пишет о знаменитых людях, носивших такие же имена и фамилии.
Совместно с родителями составляет генеалогическое древо, пишет о ветеранах и тружениках тыла, рассказывает о членах семьи, их увлечениях.
Выполняет большую работу по краеведению: вписывая в свои «портфелики» не только историю своего родного города, но и имена знаменитых людей прославивших наш город.
Рассказы о друзьях так же немало важны. Ведь недаром гласит известное высказывание «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Раздел № 2 «Моя школа»
Содержит информацию о названии школы, фотографию. Вместе с родителями ребенок рисует безопасный маршрут от дома до школы, отмечая опасные места.
В этом разделе учащиеся знакомятся с законами школьной жизни; со своими правами и обязанностями, которые охраняются конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ; правилами безопасности; фиксируют свой распорядок дня.
Раздел № 3 «Мой класс»
В этом разделе можно познакомиться с классным коллективом в целом, его традициями нормами и правилами. Школьники отражают здесь свое отношение к людям, свои жизненные принципы, отмечают свои добрые дела, совершенные по отношению к друзьям, учителям, соседям, одноклассникам.
Раздел № 4 «Мои учебные достижения»
Этот раздел полностью посвящен учебной деятельности школьников. Здесь ребята учатся создавать свое созвездие успеха, ставить цели, прописывать их на каждый год обучения. Оценивать свои знания, умения и навыки по основным разделам учебного курса. И сдавать маленькие экзамены по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка. Рекомендуется актуализировать информацию по итогам завершения каждой учебной четверти и учебного года.
В этом разделе помещаются работы по отдельным школьным предметам. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это могут быть: сочинения, изложения, творческие работы, модели, аудиозаписи, дневники наблюдений и другие виды работ. Можно дополнить любым материалом по предмету по желанию обучающегося.
Этот раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых “портфолио работ” – дополнительная форма выражения успешности, “состоятельности” ребенка в его образовательной карьере.
Раздел № 5 «Мои достижения»
В этом разделе дети отражают свое участие в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, проектах.
В разделы № 4 и 5ребёнок вкладывает
·        имеющиеся дипломы, грамоты, сертификаты, полученные за участие в городских, межрегиональных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах, викторинах, олимпиадах и т.д.;·         благодарственные письма
·         табели успеваемости с оценками за год
·         достижения в системе дополнительного образования
·         жизненные планы
Раздел № 6 «Мои проектные работы»
В данном разделе отражается участие обучающихся в создании различных творческих, исследовательских, проектных и других работ.
Раздел № 7 «Пожелания и отзывы»
Это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ ребенка своей конкретной деятельности и ее результатов.
Раздел включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.
Учителя, родители, одноклассники и друзья могут оставить свои пожелания, замечания и предложения каждому конкретному ученику. Именно для этого и предназначен этот раздел.
Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.
Печатный портфолио по своему хорош. Но как быть, если фантазии ребенка не хватает места в этом портфолио? Мы нашли выход и завели еще одну папку, где дети собирают свои работы, отражают результаты своей поисковой деятельности. Ребята с энтузиазмом взялись за работу. Конечно, большой вклад делают родители. Они помогают с оформлением, с поиском необходимой информации, поощряют интерес своих детей, сами с интересом втягиваются в эту работу.
Результаты работы по созданию ученических портфолио радуют. Каждый ребенок в классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть еще небольшие, но достижения. На переменах дети снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, выбирают, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желанию учиться, трудиться.
На классных часах проводится мини-защита своих портфолио. Выслушиваются отчеты 3-4 человек о заполненных страничках портфолио или интересных фактах из жизни ребенка, которыми он хочет поделиться с классом и вложить в свою копилку.
На часах общения портфолио оцениваются по системе «хорошо/отлично» и намечаются планы действий с учетом имеющихся результатов. В конце года лучшие портфолио отмечаются грамотами.
Личностный портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для обучающихся начальных классов, когда ребенок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.
Портфель достижений позволяет выявленные сильные стороны ученика, учитывать при выборе новых тем проектов, так же обращает внимание на слабые стороны ученика, над которыми нужно работать.
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся. По окончании начальной школы классные руководители передают будущим классным руководителям 4-х классов характеристики на обучающихся. Данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс преодолеть адаптационный период, поскольку классные руководители и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объём информации о каждом из них и определить их дальнейшее развитие.