Урок по истории на тему Английская монархия (7 класс)

Открытый урок по теме:
«Английская монархия»
Учитель Круглова Наталья Александровна
16.10.2015

Цели урока по линиям развития личности.
1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Группировать факты, явления , которые способствовали и которые мешали развитию капиталистических черт в Англии
3 ЛР. Историческое мышление. Выделять причины английской революции.
4-5 ЛР. Давать собственную оценку историческим событиям. Оценить личные качества и деятельность Елизаветы I.

Образовательный минимум: Утверждение абсолютизма в Англии
Дата
Имена
Понятия


Елизавета I
Карл I
огораживание


Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Доска

Постановка проблемной ситуации.
3-5 минут
Сегодня мы начинаем подробно изучать новую историю Англии – страны, в которой (в отличие от других европейских стран) до сих пор главой государства является король или королева.
Давайте познакомимся с тем, как строились отношения английского монарха и его подданных более 400 лет назад. На стр 116. прочитайте отрывок из речи королевы Елизаветы в 1588 году перед битвой с непобедимой армадой испанских кораблей.
Читают отрывок.



Выделите слова, фразы, которыми Елизавета характеризует свое отношение к своим подданным?

- «мой добрый народ»
- «верный и любящий народ»
- «верные сердца и доброе расположение моих подданных»
- готова умереть ради моего народа



Судя по этому источнику, какие чувства у английских подданных должна вызывать королевская власть при Елизавете – в конце XVI века?
Поданные должны испытывать чувства любви и уважения
Уважение монархии -кон. XVI в.


А теперь ниже, прочитайте справочные сведения о том, как в 17-м веке относились к монархии дети и внуки тех, кто слушал королеву Елизавету в 1588 году.
Читают текст.




Как изменилось отношение англичан к королевской власти, к монархии.
Они уничтожили монархию, свергли короля.
Уничтожили монархию в 17 веке.

Формулирование проблемы
1-2 минуты
Какое противоречие вы заметили?
В 16-м веке монархию уважали, а в 17-м – уничтожили!




Какой возникает вопрос?
(один из возможных вариантов)
Почему англичане потеряли уважение к монархии?
тему, проблемный вопрос.


Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Доска
( оборудование)

Актуализа-
ция
7-8 минут
Какие имеющиеся у нас знания пригодятся для решения нашей новой проблемы (почему англичане потеряли уважение к монархии)?
Можно ожидать от детей следующих предположений:
+что такое монархия, король, парламент?
+как начало Нового времени влияло на жизнь европейских стран?








Учащиеся работают с текстом
Приложение 1


Далее учитель предлагает вспомнить значение ключевых понятий:
аграрное общество и признаки его разрушения,
феодальные и капиталистические отношения,
абсолютная монархия и парламент,
реформация и революция.
А) Во фронтальном диалоге (быстро, но участвуют не все)
Б) Индивидуальные письменные задания с фронтальной проверкой (дольше, но включен весь класс)
Ученики (опираясь на домашнее задание – вопросы перед параграфом) вспоминают значение ключевых понятий.
Затем проверка и выставление оценок.
Учащиеся работают с текстом
Приложение 1



План урока
1-2 минуты
Что новое нам нужно узнать, чтобы проверить ваши гипотезы и найти ответ на вопрос – почему англичане потеряли доверие к монарху?
1.В каких условиях жила Англия в 16-17 века.
2.Чем монархия 16-го века отличалось от монархии 17 века?
План на доску

Открытие нового знания – пункт 1 «Условия жизни Англии»
(5-6 минут)
Используя текст первого пункта вашего параграфа, определите, какие черты свидетельствуют о развитии в Англии капиталистических отношений, а какие – о сохранении феодальных? в Англии, которые мешали. Ответ оформите в таблицу (см. ниже)
Выполняют задание в виде таблицы
.



Таблица для работы учеников с текстом дается сразу в примерно готовом виде.
Капиталистические отношения
Феодальные отношения

Появились «новые дворяне»
Растет число суконных мануфактур
Огораживание
Рост городского населения
Большинство земель принадлежало рыцарскому сословию


Открытие нового знания – пункт 1 «Условия жизни Англии» (продолжение)
Какой вывод для нашей проблемы (почему англичане потеряли уважение к монархии?) мы можем сделать но основании имеющихся фактов?
В Англии быстрыми темпами шло разрушение аграрного общество, становление черт капитализма. Многие (разорившиеся крестьяне, родовая знать ) были недовольны этим. В этих условиях власть могли легко потерять доверие озлобленных людей.




Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Доска
( оборудование)

Открытие нового знания пункт 2. «Абсолютизм и парламент»
15 минут
Теперь, чтобы понять, почему англичане потеряли уважение к монархии, сравним, как действовали английские короли 16-го и 17-го веков. С помощью текста параграфа (пункт 2 и пункт 4) заполните таблицу «Отношения подданных и королей Англии». (см. ниже).
Работают с учебником и заполняют таблицу.


Таблица «Отношения подданных и королей»
дается сразу в готовом виде – как она примерно может быть заполнена учениками с помощью учебника.
Общественные слои
Отношение к королю (+ или -)
и королевские действия, вызвавшие такое отношение


При Елизавете 1 (1558 – 1603)
При Якове 1 (1603-1625) и Карле 1. (1625 – 1649)

Крестьяне
+ Издала несколько законов против огораживания
- разрешил проводить огораживание

Рабочие мануфактур. Ремесленники и торговцы
+ Обращалась с речами к простому народу, посещала театр, где были простолюдины и знать.
- недовольны тем, что некоторыми товарами разрешают торговать только монополистами и они завышают цены
- ввел особый налог, на товары первой необходимости.

Банкиры
+ создавались банки и биржи
+ собирала парламент, советовалась с избранными депутатами
- Яков не уважал парламент, а Карл распустил его Можно добавить высказывание Якова I: «Монархи – подобие Божие. Рассуждать о том, что может и чего не может государь, есть бунт. Я не позволю рассуждать о моей власти»

Мануфактуристы

+ помогала открывать новые компании по производству бумаги, стекла, хлопковых тканей
- верным королю купцам распродал монополии, это привело к разорению многих мануфактур
- Яков не уважал парламент, а Карл распустил его

Новое дворянство
+ собирала парламент, советовалась с избранными депутатами.
- Яков не уважал парламент, а Карл распустил его

«Старое» дворянство
+ Давала деньги из казны для оплаты долгов и поддержания разорившихся хозяйств
+ разрешил проводить огораживание


Англиканские протестанты (англикане, пуритане)
+Поддерживала протестантскую веру в противовес католичеству
- встал на сторону католической Испании



Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Доска

Выражение решения проблемы
Выводы.
5 мин.
После проверки заполнения таблицы (устно фронтально или письменно у доски отдельными учениками) переходим к выводам:
Чем отличается правление Елизаветы в 16-м веке от правления королей Стюартов в 17-м веке?


Елизавета старались править в интересах разных слоев общества, а Стюарты, только в интересах небольшой группы дворян и приближенных к ним банкиров.



Как мы теперь можем ответить на наш основной вопрос: почему англичане перестали уважать королевскую власть?
Формулируют свое решение. Примерно содержание ответов может быть таким:
За годы правления Якова и Карла Стюартов многие слои населения перестали поддерживать короля, так как он нарушил свое обещание и встал на сторону католической Испании, сторонники англиканской церкви стали его противниками. Король разрешил проводить огораживание, ввел особый налог, на товары первой необходимости. Верным королю купцам распродал монополии, это привело к разорению многих мануфактур.
Выводы записываются в тетрадь.


Применение нового знания
5 минут
В 1640 году в Англии началась революция. В 1649 году Карл I был казнен.
Давайте сформулируем (устно фронтально или, если ученики уже готовы к этому, индивидуально письменно) причины революции в Англии: выдели противоречия между условиями жизни и существующими порядками, которые накопились в экономическом, общественном, политическом и культурном устройстве Англии.
Возможные ответы учеников.
В экономике: Монополии, которые давали короли некоторым купцам приводили к разорению новых развивающихся мануфактур и ремесленных мастерских.
В общественном устройстве: Королевская власть поощряла сохранение сословного строя, но одновременно в стране появлялись классы: буржуазия и наемные рабочие.
В духовной сфере: В стране преобладают протестанты (англикане и пуритане), а короли Стюартов пытались вернуть католицизм..
В политике: жители стремились участвовать в управлении страной через привычный парламент, суды присяжных, а короли распускали их и жестоко расправлялась со всеми недовольными.


Домашнее задание
1-2 минуты.
Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, чем закончилась английская революция? Свое предположение проверите дома, когда прочитаете параграф и подготовите вопросы перед ним.
Предположения
Запись д\з





















Приложение 1.
Вставьте в текст недостающие слова.
Одними из основных признаков аграрного общества являются:
хозяйство;
Главная ценность - .
Основные слои населения – 1). и 2)зависимые .
При разрушении аграрного общества вместо феодальных отношений приходят отношения, при которых главной ценностью становится .. .
.монархия сменяет сословно-представительную монархию, при которой королю помогал управлять страной .......... . Коренной насильственный переворот государственной власти называется . .

Приложение 2
Таблица для работы учеников с текстом дается сразу в примерно готовом виде.
Капиталистические отношения
Феодальные отношения

Появились «новые дворяне»
Растет число суконных мануфактур
Огораживание
Рост городского населения
Большинство земель принадлежало рыцарскому сословию


Приложение 3
Таблица «Отношения подданных и королей»

Общественные слои
Отношение к королю (+ или -)
и королевские действия, вызвавшие такое отношение


При Елизавете 1 (1558 – 1603)
При Якове 1 (1603-1625) и Карле 1. (1625 – 1649)

Крестьяне
+ Издала несколько законов против огораживания
- разрешил проводить огораживание

Рабочие мануфактур. Ремесленники и торговцы
+ Обращалась с речами к простому народу, посещала театр, где были простолюдины и знать.
- недовольны тем, что некоторыми товарами разрешают торговать только монополистами и они завышают цены
- ввел особый налог, на товары первой необходимости.

Банкиры
+ создавались банки и биржи
+ собирала парламент, советовалась с избранными депутатами
- Яков не уважал парламент, а Карл распустил его Можно добавить высказывание Якова I: «Монархи – подобие Божие. Рассуждать о том, что может и чего не может государь, есть бунт. Я не позволю рассуждать о моей власти»

Мануфактуристы

+ помогала открывать новые компании по производству бумаги, стекла, хлопковых тканей
- верным королю купцам распродал монополии, это привело к разорению многих мануфактур
- Яков не уважал парламент, а Карл распустил его

Новое дворянство
+ собирала парламент, советовалась с избранными депутатами.
- Яков не уважал парламент, а Карл распустил его

«Старое» дворянство
+ Давала деньги из казны для оплаты долгов и поддержания разорившихся хозяйств
+ разрешил проводить огораживание


Англиканские протестанты (англикане, пуритане)
+Поддерживала протестантскую веру в противовес католичеству
- встал на сторону католической Испании


15