Рекомендации для педагогов. Ребенок не хочет отвечать на уроках? Как можно помочь такому ребенку?


Ребенок не хочет отвечать на уроках?
Как можно помочь такому ребенку?

Причин такого поведения может быть много. Например, тревожность. У тревожных детей в большей степени затруднен процесс оперативной формулировки ответа. Любое неожиданное задание приводит к росту тревоги и ребёнок начинает "защищаться", например, вести себя пассивно или агрессивно-упрямо. Тревожность и страх на уроках мешают развитию мотивации. Страх заставляет ученика выполнить действие, имеет сиюминутный желаемый эффект, но в долговременном плане эффект отрицательный вся ситуация учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями, снижается мотивация в целом. Тревожные ученики с самого начала пропускают много информации, потому их мысли сосредоточены на личных переживаниях. Таким детям может понадобиться помощь при выполнении контрольных работ. После серии неудач ученик демонстрирует аффективные реакции в ситуации учебной деятельности.
Причиной отказа от ответа может быть и замедленная врабатываемость. Такой ребенок может отвечать только с большим запаздыванием. Пока он ищет, что ответить, класс уже давно может «проехать тему». Со временем такие дети могут вообще оставить все попытки поддерживать беседу.

В любом случае, основным направлением помощи таким детям во время уроков является формирование мотивации к учебе.

Мотивирование понимается как использование системы «кнута и пряника» (внешняя мотивация), либо развитие собственных мотивов ученика, в первую очередь самоуважения в деятельности (развитие внутренней мотивации).
Важно найти общий язык со всеми учениками без деления на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе. Установки учителя проявляются во время опроса через виды задаваемых вопросов, время для ответа и поддержку, что сильно влияет на мотивацию учеников.
Для развития и закрепления желательного поведения используют «пряник» награду, позитивное подкрепление. Важно выбрать лучший способ подкрепления, т. к. не любое поощрение успешно мотивирует. Иногда то, что мы считаем позитивным подкреплением, может восприниматься учеником как неприятное воздействие или наоборот. Жетонная программа целенаправленно использует систему подкреплений.
Наказание средство подавления отрицательного поведения путем использования негативных санкций либо лишения поощрения. Учитель сам выбирает основной подход (соотношение количества поощрений и наказаний), который он использует, влияя на учеников. Эффект был значительным при применении всех способов воздействия с преобладанием поощрения.

Принцип предпочитаемой активности,
«бабушкино правило» утверждает, что предпочитаемая активность может использоваться как награда за участие в менее желаемой: «Сначала сделай то, что я прошу, а потом делай, что хочешь».
Придумайте множество подкреплений. Дайте школьнику возможность самому придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся. Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.
Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее. Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки (используйте индивидуальные нормы оценивания).
Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником. Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».
Будьте последовательны в применении наказания.
Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
Заранее сообщите о правилах (или повесьте инструкцию на доску) и возможных последствиях их нарушения.
Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.
Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком. Оценивайте только действия ученика, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере.
Говорите спокойно и твердо.
Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.
Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению.
Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время.
Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.



Чтобы у учеников не возникало чувство тревожности:
Постепенно вовлекайте ученика в пугающие его действия, если вы уверены в позитивных последствиях (например, попросите робкого объяснить то, что он хорошо знает).
Помогайте ученикам опознавать и предотвращать пугающие ситуации. Заранее расскажите им о них.
Соревнования используйте осторожно. Наблюдайте за работой группы, убедитесь, что никто из учеников не находится под чрезмерным давлением, не унижается товарищами. Во время соревнований убедитесь, что все вовлеченные ученики имеют шанс добиться успеха.
Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность практиковаться перед небольшими группами.
Перед контрольной или тестированием убедитесь, что все указания ясны. Вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тексту на доске. Спросите учеников, все ли им понятно. Поинтересуйтесь у нескольких школьников, как они будут выполнять первое задание в упражнении. Избегайте ненужных временных ограничений.

Помните! Что при неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности и агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.

Литература:
Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
Педагогическая психология: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 361-368.
Чирков В.И. Психология мотивации деятельности достижения. Ярославль, 1994.
15