Конспект занятия кружка основ православной культуры 4 класс по теме: Святые защитники земли русской
Тема занятия: Святые защитники земли русской
Цели занятия: пробудить живой интерес к священной истории родной земли русской; обогащать знаниями, способствующими усвоению определённых норм морали, нравственности, патриотизма на примере выдающихся личностей, причисленных к лику православных Святых; развивать умение слушать и говорить; воспитывать гордость за свою Родину, доброе, внимательное отношение к окружающим, желание приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабыхОформление доски: на доске лента времени в виде георгиевской ленточки, на которой по ходу урока выставляются даты и вывешиваются портреты; «машина времени», сделанная учащимися.
Ход занятия
I Организация класса
II Вступительная часть
а) Работа с карточками
- Перед вами высказывание Н.Г. Чернышевского, писателя, нашего земляка (он родился в 1828 г. в г. Саратове) (Слайд 1)
Вот, говорят, …. Лучшее средство образовать сея во всём: правда, точно правда! Как многому тут научишься.
- Выберите карточку, на которой написано слово, которое по вашему мнению наиболее подходит для данного высказывания. (На карточках слова: дорога, путь, путешествие, поездка)
- Согласитесь ли вы с высказыванием Н.Г. Чернышевского?
- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие.. Путешествие в прошлое…
А поможет нам в этом сконструированная вами машина времени. Но вы сказали, что каждое путешествие должно нам открывать что-то новое, чему-то нас учить.
б) Работа в группах
- Давайте попробуем определить тему нашего занятия-путешествия
Перед вами лежат портреты разных людей. (Приложение1) Что их объединяет? (Все они воины, защитники)
[На доске вывешивается табличка «защитники»]
- О ком из них мы уже говорили на уроках ОПК и кружке? ( Илье Муромце, Георгии Победоносце, Александре Невском)
- Кто они? (Святые)
[На доске вывешивается табличка «Святые». Изображение Георгия Победоносца дети убирают назад в файл]- Какую землю защищали эти воины? (русскую)
- Какая же тема нашего занятия? [ На доске появляется запись: Святые защитники земли русской]III Основная часть
Для начала нашего путешествия в прошлое я предлагаю вам закрыть глаза, мы отправляемся…(звук взлетающего самолёта) Представьте себе, что мы летим через многие века, назад, в прошлое (Слайд 2)
а) Чтение стихотворения (на фоне произведения Э. Грига «Утро»)
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Кто из наших героев жил в это время? [На доске вывешивается иллюстрация с изображением Ильи Муромца]
- В каком веке жил наш герой? (Примерно в 11 веке / устанавливается дата на машине времени/)
Cогласно мнению учёных, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху- одному их самых выдающихся государей киевской эпохи. Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности. Данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году. Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать, как сейчас говорят, профессиональным воином. Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году.
б) Отчёт групп с результатами своих исследований. ( 1 группа)
- А какие интересные факты об Илье Муромце нашли вы в процессе своей исследовательской работы?
1 января – день памяти Ильи Муромца. Православная церковь чествует его как святого, а народ – как главного богатыря- воина, защитника земли русской. «Илья Муромец» звучит куда серьёзней и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее оба эти прозвища принадлежали святому преподобному Илье Печерскому. Чоботок- это, как известно, сапожок. Прозвище это Илья Муромец получил после того, как ему пришлось оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Об этом случае упоминается даже в документе Киево-Печерского монастыря. Удивительно, но святого Илью Муромца знают и на Западе, ведь он является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм 13 века.
б) Работа с пазлами.
- Чтобы отправиться в путешествие дальше, вы должны сложить пазл и определить в каком веке происходили события, изображённые на нем. (Приложение 2) / Ледовое побоище, 1242 г./
- Кто из наших героев жил в это время? (Александр Невский)
[На доске вывешивается иллюстрация с изображением Александра Невского ]- Что вы о нём знаете?
в) Чтение стихотворения
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следит за битвою с горы.
… И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
в) Отчёт групп с результатами своих исследований. ( 2 группа)
На протяжении 7 месяцев в 2008 году страна выбирала «Имя России» (Слайд 3) .И вот стало известно, кого россияне считают самой знаковой фигурой в истории государства. Им стал великий князь Александр Невский(Слайд 4). Александру Невскому приписывают изречение: «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере эти слова можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых.
г) Рассказ учителя (На фоне музыки /звучит «Лунная соната»/ ) У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются, которые мы невольно связываем с такими понятиями как Родина, Отечество, страна. Чем дольше, тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ наших героев, они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения отечеству и народу!
Ф. Ушаков (Слайд 5)
11 августа 1787 года Турция объявила войну России. (Слайд 6) Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей 8 фрегатов, а в русской эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Ф.Ушаков, было 2 линейных корабля и 10 фрегатов. 3 июля 1788 года состоялся бой. Впервые в открытом бою многочисленный русский флот одержал победу над превосходящими силами противника. Начальствуя только авангардом,
Ф Ушаков в действительности руководил боем всей эскадры. Его личная храбрость, искусное владение тактикой. выдающиеся качества командира и высокий духовный облик, решили сражение в нашу пользу. Ф.Ушаков, получив чин контр-адмирала, был назначен в начале 1790 года командующим Черноморским флотом. В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Федора Ушакова у мыса Калиакрия.
Федор Федорович Ушаков (1745-1817)- выдающийся русский военачальник, доблестный флотоводец, покрывшим себя неувядаемой славой, был человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, 4-5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Федора (Ушакова), адмирала Российского флота. (Слайд 7) Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец, мощи которого будут покоиться в соборе Рождества Богородицы в раке, имеющей форму корабля.
- Давайте вернемся к нашей ленте времени и отметим на ней еще одну дату:18 век.
(Звучит песня «Священная война»)
Шли года, сменялись друг друга эпохи.
- Наша машина времени снова набирает обороты и переносит нас в….. какой век? (20в) (Слайд8,9)
Как много лет прошло! Но мы снова и снова вспоминаем о тех страшных годах, потому что если бы наша страна, наш народ не победили в той войне, нас с вами просто не было бы на свете. Сейчас мы поговорим о людях, защитниках нашей страны.
г) Отчёт групп с результатами своих исследований. ( 3 группа)
Архиепископ Лука ( в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий);- хирург, профессор медицины и духовны писатель, епископ Русской православной церкви.
В начале войны епископ Лука послал телеграмму М.И. Калинину с просьбой направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам…».Ответ пришел незамедлительно. В конце июля его перевили в Красноярск, назначив консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Благодаря его блистательным операциям тысяча солдат и офицеров вернулись в строй. После 10-11 часов в операционной он шел домой и молился, ибо в городе с многотысячным население не было ни одного действующего храма.
Жил архиерей в сырой холодной комнате и постоянно голодал, т.к. на госпитальной кухне профессора начали кормить лишь с весны 1942 года, а отоваривать карточки ему было некогда. Благо, санитарки тайком оставляли ему кашу. Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: « Он многому научил нас. Он учил и на операциях и на своих отличных лекциях».
Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки. Его отметили грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. «Почет мне большой,- писал он в то время, - когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают». «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня,- писал профессор, у которого остались светлые и радостные воспоминания о тех военных годах. -Когда я обходил палаты по утрам. Меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них… неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами»
11 июня 1996 года архиепископ Лука был прославлен как святой, в Земле Русской просиявший.
Нет ни одной семьи, которую бы война не обошла стороной. Сейчас ребята расскажут о своих родных – участниках Великой Отечественной войны.
д) Отчёт групп с результатами своих исследований. ( 4 группа)
Рассказ учеников о своих родных- участниках Великой Отечественной войны.
IV.Рефлексия
- Давайте посмотрим еще раз на нашу ленту времени. Что она вам напоминает? (Георгиевскую ленточку)
- Что вы знаете о Георгиевской ленточке?
- В честь кого она получила свое название? (Георгия Победоносца)
-Кем является Георгий Победоносец? ( Небесный покровитель воинов)
а) Составление синквейна со словом «Воин»
- О ком мы с вами говорили на нашем занятии?
- А как вы думаете, правильно ли мы сделали, что упомянули о наших родных на нашем занятии, ведь они не являются Святыми?
б) Чтение стихотворения
Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!
Приложение 1
+ фотографии прадедушек учащихся
Приложение 2