Развитие артикуляционной моторики. Комплексы упражнений для шипящих звуков.
Тема: Развитие артикуляционной моторики. Комплексы упражнений для шипящих звуков.
Цель: продолжить работать над развитием подвижности артикуляционного аппарата, подготовить органы артикуляции для правильного произношения звука [ш], сформировать умение удерживать язык вверху в форме чашечки; вырабатывать правильное речевое дыхание, работать над развитием фонематического восприятия, продолжить работу над развитием мелкой моторики.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Дыхательные упражнения.
Вдох носиком, выдох ртом
Вдох ртом, выдох через нос
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье
Шумный вдох носом и выдох (2 -3раза)
IV.Артикуляционные упражнения.
Дети выполняют упражнения перед зеркалом.
1. «Заборчик — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя...». Повторить 3 раза.
5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.
6. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти посередине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза.
7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет посередине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.
V. Коррекция изолированного звука на игровом материале.
1.«Налей чай в чашку»
Ребята, во что можно налить чай, сок, лимонад? В чашечку. Давайте сделаем чашечку сначала ладошкой, вот так. Предложить «налить» в чашечку любимый напиток. Сделаем чашечку язычком, при этом не забываем про ладошку, держим её рядом. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, зубы сближены, но не соприкасаются, верхние и нижние резцы видны, между ними небольшое расстояние - длительно произносим звук ш-ш-ш. Воздушная струя сильная, тёплая.
Проверяем, поднося ладонь ко рту.
2. «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят: шшш…
3. «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: шшш…
4. «Курочки».Дети прогоняют «курочек»(сдувают бумажки)со стола,с ладони со звуком кш-кш-кш…
5. «Баюкание». Дети укачивают кукол: ш-ш-ш….
6. «Змейка». Кто вытянет карточку со змейкой (остальные - без картинок), тот- «змейка» и должен 5-10 раз правильно прошипеть по- змеиному: шшш…..
7. «Поезд». Изображая движущийся поезд дети произносят: шшш….,а при остановке ,разводят руками в стороны, выпускают пар со звуком ссс…..
VI. Развитие фонематического восприятия.
«Поймай звук»
Произнести ряд звуков м, н, л, ш, к, а, д, к, ш, р, л, с, г, ш. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш».
VII. Письменные упражнения.
VIII. Подведение итогов работы.
IХ. Индивидуальная работа.