Комплексы артикуляционной гимнастики для разных звуков
Звук «Л»
Специальные артикуляционные упражнения
Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.
название
цель
Описание
«Почистить верхние зубы»
Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.
«Парус»
Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.
«Борцы»
Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубами
Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.
«С язычком случилось что-то
Он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы». Затем толкаем изнутри нижние зубки
Звук «Р»
Специальные артикуляционные упражнения
Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.
название
цель
Описание
«Почистить верхние зубы»
Учить удерживать кончик языка за верхними зубами
.
Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.
«Парус»
Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.
«Борцы»
Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубами
Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.
«С язычком случилось что-то
Он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы». Затем толкаем изнутри нижние зубки
«Лошадка»
Учить детей прижимать спинку языка к нёбу и , отпуская его, цокать
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку.
Громко, то быстро, то медленно «цокаем» язычком, как лошади цокают копытами по мостовой.
«Грибок»
Учить детей прижимать спинку языка к нёбу, некоторое время удерживать его в этом полож ении
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Громко «цокаем» язычком всё медленнее и медленнее. Затем просим оставить язык наверху, крепко прижав его к нёбу. Обращаем внимание на то, как распластана спинка языка и как натянута подъязычная связка.
«Дятел»
Вырабатывать умение удерживать язычок на бугорках за верхними зубами.
Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами:
ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ
«Гармошка»
Учить детей прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Просим ребёнка крепко прижать язычок к нёбу («Грибок»). Затем просим открывать и закрывать рот. Видим, как натягивается подъязычная связка.
«Комарик»
Учить детей выдыхать на поднятый язы чок
Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. Пытаемся произносит «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком за бугорки энергично.
«Заведи мотор»
Вырабатывать умение удерживать язычок на бугорках за верхними зубами
Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Язык поднять вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее)
Звук «Ш»
Специальные артикуляционные упражнения
Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.
название
цель
Описание
«Блинчик»
Учим удерживать язык распластанным
Распластайте язык, сделав его широким. Не получается? Попросите ребёнка пошлёпать по нему губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Широкий язык лежит на нижней губе под счёт до пяти.
«Вкусное варенье»
Учить детей «заворачивать» широкий передний край языка на верхнюю губу
Нужно распластать язычок и выдвинуть его вперёд. Широким краем языка облизываем сразу всю верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Повторяем упражнение несколько раз, представляя при этом, что испачкали язычок сладким вареньем.
«Чашечка»
Учить деl°тей удерживать язык с загнутым вверх передним и боковыми краями некоторое время
Рот приоткрыт. Выдвигаем широкий язык вперёд и загибаем передний и боковые края вверх. Удерживаем язычок в таком положении как можно дольше.
«Снежин-ка»
Учить детей дуть на язык, края которого загнуты вверх.
Язык принимает положение «чашечки». Ребёнку на кончик носа кладётся лёгкая ватка – «снежинка». Дуем на язычок – «чашечку» и добиваемся, чтобы ватка летела вверх.
«Парус»
Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.
«Почисти верхние зубы»
Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.
«Маляр»
Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Рот открыт. Язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно.
Звук «С»
Специальные артикуляционные упражнения
Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.
название
цель
Описание
«Лягушка»
Вырабатывать умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубки плотно сжаты
Улыбнуться и показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» («десять»)
«Слоник»
Вырабатывать умение вытягивать губы трубочкой вперёд
Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять»)
«Лягушка» - «Слоник»
Учить чередовать положения губ, растянутых в улыбке и вытянутых в трубочку
Под ритмичный счёт взрослого: «Раз – два, раз – два» ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки сомкнуты.
«Кошечка сердится»
Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубками
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончик языка упирается изнутри в нижние зубки. Спинка языка вытягивается вперёд и округляется.
«Катушка»
Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубками
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончик языка упирается изнутри в нижние зубки. Спинка языка вытягивается вперёд и округляется. Делаем движения языком вперёд и назад, имитируя движения катушки.
«Трубочка»
Учить сворачивать язык в трубочку
Сделать язычок широким и затем свернуть его в «трубочку» (загнуть края языка). Если не получается, положить по центру язычка спичку и предложить ребёнку втянуть в себя воздух.
«Почисти нижние зубки»
Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубами
Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по нижним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.
«Тянём ниточку»
Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубами
Улыбнуться и длительно произнести звук: И-И-И - «тянем ниточку».
Артикуляционная гимнастика
Исправление дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения часто являются причиной отклонений в развитии памяти, воображения, мышления, а также могут привести к трудностям общения. Дети, имеющие дефекты речи, как правило, испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма.
Артикуляционная гимнастика – одна из составляющих занятий по преодолению недостатков произношения. Гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.
Эффективность упражнений зависит от соблюдения следующих требований:
Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
Главным требованием является выработка умения удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени (под счёт от одного до пяти – десяти).
Нужно точно выполнять движения.
Стараться следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
…ђЗаголовок 1…ђЗаголовок 2?ђЗаголовок 3‹ђЗаголовок 415