Презентация на тему: Философско-педагогические модели воспитания.
Философско-педагогические модели воспитания ТЕМА Первый период (первобытно – общинный строй) – народная мудрость. На данном этапе педагогическое знание закреплялось в пословицах и поговорках, сказаниях и былинах. В народной мудрости до сих пор черпают знания, как практики, так и теоретики. Второй период (рабовладение) – отражение педагогического процесса в философии древности. Осмысление процесса мироздания в философских трудах сопровождалось размышлениями о человеке, его душе, его месте в общем процессе мироустройства. Третий период (феодализм) – оформление педагогического знания, оформление педагогики как самостоятельной науки. Родоначальником науки педагогики является Я.А. Коменский. В его классическом труде «Великая дидактика» (1633 г.) сформулированы основное содержание и принципы обучения и воспитания Четвертый период (капиталистический) – дифференциация педагогического знания, выделение самостоятельных отраслей педагогики. Дифференциация науки педагогики идет в двух планах: внутри самой науки: дидактика, теория воспитания, этнопедагогика, возрастная педагогика и т. Д. Воспитание это явление, направленное на усвоение социального опытаэто процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное становление и развитие человека (происходит в социальных институтах) Воспитательный процесс это организованная система взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленная на совершенствование и самосовершенствование личности Особенности воспитания это многофакторный процесс, это двусторонний субъект-субъектный процесс, неоднозначный процесс, процесс обмена информацией,это процесс длительный и непрерывный,неотделим от самовоспитания Факторы воспитания наследственностьсоциальная среда природа и космосличность . . Философско-педагогические модели воспитания СоциоцентирическаяНатуроцентрическаяАнтропоцентрическаяТеоцентрическая Философские основания социоцентрической модели Аристотель, Платон – человек – государственное животное.Марксистско-ленинская философия – личность – совокупность общественных отношений. Социоцентрическая модель Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказВсе теории, разрабатываемые в русле социоцентрической модели воспитания, отличает:наличие внешне задаваемой цели;наличие модели формирования личности, единство, универсальность содержания воспитательной деятельности;общность идеологии;наличие передаваемых технологий. Примеры: А.С.МакаренкоВ.Н. Сорока-РосинскийС.Т.Шацкий Философские основания натуроцентрической модели Демокрит – человек – это часть органично устроенной природыРуссо - воспитывать нужно природосообразно Натуроцентрическая модель Ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой Все теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, отличает:определение цели воспитания, исходя из особенностей отдельной личности;педагогическая помощь в развитии природных задатков;вариатиивность, отказ от единой стратегии воспитания;дифференциация учащихся (по различным основаниям);типологизация, содержания воспитательной деятельности;отсутствие унификации методов и технологий. Пример Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»М. Монтессори Философские основания антропоцентрической модели Протагор, Сократ – человек есть мера всех вещейШтейнер Р. – человек внеисторическое, вневременое явление, единство духа, души и тела. Антропоцентрическая модель Исходной точкой при построении антропоцентрической модели является признание уникальности, неповторимость каждого ребенка Все теории, разрабатываемые в русле антропоцентрической модели воспитания, отличает:индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания;проектирование условий, а не личностного развития;свобода творчества;нацеленность на самореализацию, саморазвитие;диалог воспитателя с воспитанником;создание естественной развивающей среды. Примеры Л.Н.ТолстойЯ.КорчакВ.А.Сухомлинский (антропоцентризм с социоцентризмом) Философские основания теоцентрической модели Древнегреческая философия человек – космическое творениеСредневековье – человек божественное творениеКосмисты (Вернадский, Флоренский) – человек великая геологическая сила, способная менять лик планеты Теоцентрическая модель Основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения.Все теории, разрабатываемые в русле теоцентрической модели воспитания, отличает:связь человека с высшими силами (Бог. Космос);примат духовного над телесным;направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека;использование специфических символов, ритуалов, обрядов;ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла своей жизни. Пример Ш.А. Амонашвили Подходы к воспитанию Подход это путь движения к цели. Соответственно, к одной цели может и должно быть, по крайней мере, несколько подходов. Подходы выражаются в совокупности понятий и идей, которые обосновывают содержание, средства и методы обучения и воспитания. В контексте социоцентрической модели : системный (любой объект и субъект воспитания рассматривается как комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих элементов и вся совокупность влияний на развивающуюся личность представляет собой целостною систему со сложившейся структурой, элементами и связями); деятельностный (основывается на включении воспитанника в деятельность, которая опирается на мотивы и потребности личности и является для личности развивающей); синергетический (основывается на признании открытости нелинейности воспитательной системы, ее способности к самоорганизации, которая происходит в результате обмена энергией с внешней средой и предполагает образование через хаос нового порядка или новых структур системы), средовый (предполагает опосредованное управление процессом формирования и развития личности через среду, основывается на использовании в воспитании возможностей образовательной среды, требует особых методик и технологий, направленных на формирование, освоение и обогащение среды); культурологический (предполагает использование в воспитании системы культурных ценностей, которые должен усвоить человек; образование в свете данного подхода закладывает основы культурного бытия человечества и направлено на «возделывание» личности, ее восхождение к культуре; смысл воспитания заключается в том, чтобы человек не только обогатился в процессе общения с достижениями культуры, но и стал создателем культуры); аксиологический (все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, природных явлений выступает в качестве объектов ценностного отношения и используется в воспитании для формирования системы жизнеутверждающих ценностей. В контексте антропоцентрической модели личностно-ориентированный (опирается на становление личности как индивидуальности; педагог, следуя требованиям данного подхода, должен строить свою работу с опорой на субъектный опыт ребенка, его интересы и потребности, поддерживать позитивную готовность воспитанников к саморазвитию и самосовершенствованию); подход, основанный на творческом саморазвитии (предполагает включение личности в процесс творческого самосозидания, формирования всех видов самости: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация, стимулирование творческой активности и инициативы личности); герменевтический подход (обращен к психическому опыту субъекта, к его жизненному миру, требует проникновение в личностные смыслы человека его переживания, предметом познания является мир субъективных образов, которые находят отражение в научных, художественных тестах, произведениях искусства) психотерапевтический (нацелен на духовное оздоровление личности, для чего используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на личность и помогают лицам, попавшим в проблемную ситуацию, перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов).