Статья на тему: Философско-методологические категории религиоведческого образования
Жгун Л.С.,
канд.филос.наук
директор ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж»
Философско-методологические категории религиоведческого образования
Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России, привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозных объединений в жизни российского общества. Значительно выросли их общественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни, изменился юридический статус. Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданные ограничения на деятельность религиозных организаций по распространению своих вероучений и религиозному образованию и просвещению детей, молодежи и взрослых. За короткий срок в несколько раз увеличилось количество религиозных объединений различных конфессий, активизировалась их деятельность в обществе, выросло число их последователей. Люди испытывают потребность в восполнении недостатка знаний. Увеличилось число семей, которые хотели бы, чтобы их дети обучались религии. Быстрый рост числа религиозных объединений привел к острой нехватке подготовленных кадров духовенства. Все это обусловило потребность практически всех конфессий в создании собственной системы религиозного образования. В ответ на эту потребность возникло большое число приходских воскресных школ, катехизических пунктов и кружков, других форм добровольного обучения религии детей и взрослых. Во всех конфессиях выросло число духовных школ разного уровня, значительно увеличился контингент обучающихся в них. Религиозное образование получило юридическую базу в виде ст.5 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В целом в обществе, в его различных слоях и группах, в том числе нерелигиозных, вырос интерес к религии как социокультурному явлению, к ее роли в истории, культуре и жизни общества. Этот интерес породил массовую потребность в объективных научных знаниях о религии, которая не сводится или, по крайней мере, не ограничивается усвоением и принятием истин того или иного вероучения, а носит общекультурный познавательный характер. Эту потребность призваны удовлетворять система религиоведческого образования в структуре государственной и муниципальной школы, а также религиоведческое просвещение, осуществляемое культурно-просветительными учреждениями и средствами массовой информации. С 01.04.2010г в 19 регионах начнут преподавать основы религий и светской этики. Это не случайно. Общественная потребность в постановке религиоведческого образования обусловливается и тем, что религия и церковь (религиозные объединения) играют существенную роль в духовной жизни общества, в межнациональных отношениях, в государственном строительстве. Поэтому религиозный фактор следует учитывать в разработке и совершенствовании законодательства, в управлении различными сферами общества, во всей деятельности государственных и муниципальных органов власти, направленной на консолидацию общества, достижение социального, межэтнического, межконфессионального мира и согласия. Это делает необходимым вооружение достаточным объемом религиоведческих знаний широкого круга политических и общественных деятелей, государственных служащих, хозяйственных руководителей, работников органов и учреждений культуры, образования, силовых структур. Но самое главное нам необходимо подготовить педагогические кадры, которые будут к реализации этого феномена.
Если определенная система религиозного образования в России существует, то религиоведческое образование находится пока в стадии становления и представлено лишь небольшим числом кафедр религиоведения в отдельных вузах и факультативными курсами религиоведческих дисциплин в незначительном числе общеобразовательных школ. Предпринимаются попытки поставить под сомнение или обойти принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Наличие в обществе потребности, как в религиоведческом, так и религиозном образовании делает актуальным четкое разграничение их сфер, содержания и функций. При этом следует иметь в виду, что и тот, и другой виды образования, связанные с познанием религиозных феноменов, имеют большое значение для практической реализации права на свободу совести.
Цель нашей конференции - выявить основные причины и характер имеющихся в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики государства в области свободы совести и свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания в этой сфере.
Учитывая тот факт, что в науке о религии пока еще отсутствуют единые религиоведческий язык, понятийный аппарат, критерии структурирования и методы исследования, целесообразно знать и понимать смысл используемых основных понятий. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы избежать двусмысленности и неоднозначной трактовки при употреблении данных понятий, это будет способствовать более ясному осмыслению сложных вопросов, существующих в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных учреждениях страны.
Религия - многоаспектный феномен, связанный с различными областями социальной и духовной деятельности человека. Поэтому ее изучением занимаются представители различных общественных дисциплин - философы, историки, социологи, психологи, этнологи, культурологи. Каждая из этих дисциплин занимается изучением какого-либо одного аспекта религии.
Религиоведение же, в отличие от этих дисциплин, изучает религию во всех ее аспектах, комплексно, т.е. как целостное социокультурное образование. Под религиоведением понимается отрасль гуманитарного знания (науки), предметом которой является изучение закономерностей возникновения и развития, природы и функций религии, а также взаимосвязи и взаимодействия ее с другими областями культуры. Предметом религиоведения является не содержание религиозной веры, «священное», Бог или боги, а религия как специфический феномен истории и культуры. Будучи теоретической дисциплиной, религиоведение, в отличие от теологии и религиозной философии, не занимается проблемами доказательств существования Бога и его атрибутов, а изучает саму религию (религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации) в реальном контексте культуры, т.е. в связи с экономической и социальной жизнью, политикой, наукой, моралью, искусством.
Религиоведение - вполне самостоятельная социально-гуманитарная дисциплина, поскольку ее исключительным предметом является религия. Другие же социально-гуманитарные науки (социология, психология) изучают религию «наряду» с прочими сферами общественной и духовной жизни. Например, в социологии как таковой социология религии - такая же часть этой дисциплины, как и социология семьи, образования.
Религиоведение является единой и одновременно многодисциплинарной областью социально-гуманитарного знания. В этой связи оно подразделяется на общее и специальное религиоведение.
Общее религиоведение изучает религию как определенное целое, абстрагируясь от ее конкретных конфессиональных проявлений. Целью такого изучения является установление природы и содержания религии, т.е. совокупности характеристик, которые присущи только религии и отличают ее от других феноменов культуры. Наряду с этим общее религиоведение формулирует основные законы развития религии (закономерности ее возникновения, эволюции и функционирования). Оно изучает также взаимосвязи религии и науки, религии и искусства, религии и образования. В круг исследований общего религиоведения входят и история самого религиоведения, анализ его понятий, категорий и теорий.
Специальное религиоведение составляют частные религиоведческие дисциплины или разделы, основными среди которых являются философия, социология, психология, география, история религии.
Наряду с делением религиоведения на общее и специальное в мировой науке о религии принято также выделять теологическое (внутреннее) и светское (внешнее, или академическое) религиоведение.
Теологическое религиоведение - это попытки объяснить религию ссылками на саму религию. При таком подходе религия рассматривается как бы «изнутри», с позиций верующего человека; предполагается, что понять сущность религии можно только на основе принятия религиозной веры.
В отличие от теологического религиоведения светский(академический) подход не предполагает предварительного принятия тезиса о существовании сверхъестественного начала, а стремится, находясь ради объективности в некотором отчуждении от объекта исследования, выявить природные и социальные основания религии.
Освоение религиоведения - организованный процесс образовательного и воспитательного воздействия, направленный на обретение школьником, студентом, слушателем системы переподготовки и повышения квалификации научно обоснованных воззрений на природу, содержание, историю и социальные функции религии. Такое освоение вносит существенный вклад в гуманитаризацию образования, свободное самоопределение личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях.
Религиоведение призвано формировать мировоззренческую и конфессиональную толерантность, способствовать реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, оно содействует становлению гражданских качеств личности.Освоение религиоведения помогает приобретать навыки ведения мировоззренческого диалога, избегать при общении людей с различным образом мыслей. В конечном итоге это содействует гражданскому согласию и гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе установлению терпимости между представителями религиозных и нерелигиозных мировоззрений.
Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования является одним из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.
Светский характер образования предполагает:
1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, наличие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.
2. Вмешательство религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.
3. Запрет на размещение в зданиях государственных и муниципальных учебных заведений религиозной символики, предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.
4.Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.
Вместе с тем это не означает ограничения возможности и необходимости ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.
Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.
Сравнительные характеристики религиозного и религиоведческого образования
Религиоведческое образование Религиозное образование
1. Различие в целях
- Вооружение научными знаниями о религии как социальном явлении культуры
- Восприятие всестороннеразвитой личности
- Воспитание мировоззренческой и национальной терпимости
- Внедрение религиозной веры в сознание учащихся, богопознание
- Конфессиональные определения
- Обучение догмам и обрядам – воцерковление, воспитание верующей личности
2. Различие в содержании
- Знания о религии как социальном явлении и явлении культуры
- Знания о роли религии и культуре конкретных стран и народов
- Знакомство с Библией, Кораном и т.д.
- Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
- Знание о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества
- Вероучение, истины веры, догматы, конкретные религии
- Изучение священных книг конкретной религии
- Нормы, правила религиозного культа
- Соединение обучения с богослужением
- Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей
- История церкви
3. Различия по субъектам ответственности
- Государство
- Министерство образования РФ
- Органы образования субъектов РФ
- Муниципальные органы власти и их отделы образования
- Другие Министерства и ведомства
- Церковь
- Религиозные организации
- Руководящие органы конфессий
- Региональное управление
- Приходы
- Поместные церкви
- Религиозные фонды
4. По субъектам исполнения
- Государственные ОУ СПО, ВПО, в том числе теологические для подготовки кадров в разных областях производства, экономики, политики и т.д.
- Духовные учебные заведения: академии, семинарии, институты для подготовки священно-церковно-служителей
- Конфессиональные образовательные муниципальные учебные заведения (гимназии, лицеи) для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием
- Богословские университеты и институты для подготовки теологов и преподавателей религиозных дисциплин
-Воскресные школыОбеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.
Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.
Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.Светской школе противостоят религиозная (церковноприходская) и антирелигиозная школы. Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.
Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.
Чтобы рассуждать о введении религиоведения в школе, необходимо знать конституционно-правовую база религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации. Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается КонституциейРФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений - есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.
Все известные документы, составляющие конституционно - правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трех групп:
1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;
2) законодательные акты субъектов Федерации;
3) ведомственные, межведомственные правовые акты.
Если говорить о Международных законодательных актах, Конституции РФ, федеральном законе об образовании, свободе совести и религиозных объединениях, то в 90-е годы XX века в России была проведена беспримерная работа по пересмотру вероисповедной политики государства, приведению ее правовых основ в соответствие с нормами международного права. В настоящее время в пакет документов, составляющих конституционно-правовую базу образования в государственных и муниципальных учреждениях, включены такие документы:
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», который принят Генеральной Ассамблеей ООН и вступил в силу в 1976г.
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, провозглашенная 25 ноября 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», принятая 14 декабря I960года.
-Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года.
Таким образом, в названных международных документах подчеркивается неотъемлемое право ребенка на свободу совести и вероисповедание, на получение образования, пользование ценностями культуры вне зависимости от отношения к религии. В каждом из международных соглашений предусмотрено отсутствие ограничений в обеспечении прав и свобод ребенка в отношении религии и убеждений, кроме тех, которые фиксируются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Законодательно закреплено право на свободу совести и в отечественном законодательстве. Это, прежде всего:
- статья 14 Конституции РФ записано, что: Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
- Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый 25 октября 1990 года, в котором дано наиболее развернутое толкование взаимоотношений конфессий и школы. Преподавание вероучений может осуществляться факультативно по желанию граждан.
- Закон РФ «Об образовании», принятый 10 июля 1992 года, который гласит, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый 26 сентября 1997 года, который гарантирует свободу совести и свободу и вероисповедания.
Таковы основные документы федерального уровня, предусматривающие регулирование вопросов религиозного и религиоведческого образования, обеспечения свободы совести в сфере образования. В них зафиксирован светский характер образования, предполагающий, что: школа (общеобразовательная и специальная) не формирует того или иного отношения к религии; в ней запрещено создание религиозных организаций, отправление религиозного культа; в процессе обучения и воспитания обеспечиваются свобода совести, информации, свободное выражение собственных мыслей, мнений, убеждений; выпускники государственных, муниципальных и религиозных образовательных учреждений имеют равные права на поступление в учебные заведения следующего уровня; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Законодательные акты субъектов Российской Федерации теоретически, основываются на Конституции РФ, федеральных законах, учитывают международное право и региональные особенности исторического, этнокультурного и конфессионального характера.
Образовательные программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и государственные образовательные стандарты не предполагают обучения основам религии с церковно-богословских позиций. Религиоведческие элементы могут иметь место в курсах литературы, истории, иных гуманитарных предметов, либо могут выделяться в особую учебную дисциплину.
Из нормативных актов субъектов РФ становится очевидным, что их сильной стороной является ориентация на особенности региона, на его культурно-историческую самобытность, реальную национально- конфессиональную структуру.
Анализ конституционно-правовых основ обеспечения свободы совести в системе государственных и муниципальных образовательных учреждений позволяет прийти к следующим выводам.
В 90-е годы система образования получила довольно содержательное конституционно-правовое обеспечение, в котором зафиксирован один из основных принципов образования - его светский характер.
Оптимизация ситуации в религиозном и религиоведческом образовании невозможна без учёта таких трёх важнейших аспектов, как правовой, культурно-идеологический и идентификация личности.
Для совершенствования религиоведческого образования целесообразно предпринять следующие меры:
1. В государственной и муниципальной школе акцентировать внимание на углублении учебно-воспитательного процесса, актуализации его гуманитарной составляющей.
2. Активизировать усилия высшей школы по подготовке педагогов, имеющих глубокие гуманитарные знания, в том числе в области истории и культуры, а также навыки привлечения знаний о религии на школьных уроках.
3. Оснастить учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе актуальными программами, учебными пособиями и учебниками, имея в виду, что содержание религиоведческого образования определяется в основном двумя источниками знаний: результатами академических исследований, проводимых научными центрами, университетами и т.п.; материалами, представляемыми различными религиозными объединениями. Важно, чтобы эти материалы не содержали негативных интерпретаций других конфессий или предвзятых личных точек зрения.
Существенную роль также могут сыграть СМИ, в частности ТВ, которое могло бы возобновить учебное вещание, в том числе по проблемам религиоведения.
4. Совершенствование религиоведческого образования невозможно без проведения фундаментальных научных исследований, выполняемых институтами науки и образования.
Литература
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994.
2. Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 31 января 1996 г., Собрание законодательства РФ. – М., 1999.
3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ, Собрание законодательства РФ. – М., 1996.
4. Об основах государственной службы РФ: Федеральный закон от 31 июля 1995.
5. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. 3 267-1, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - М., 1990-№21.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997.
7. Конституции государств Восточной Европы: Учебное пособие. – М., 1996.
8. Конституция государств Центральной и Восточной Европы. – М., 1997.
9. Трофимчук Н. А., Права человека в истории человечества и в современном мире. – М., 1989.
10. Религия и права человека: На пути к свободе совести. – М., 1996. – Вып. 3.
11. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание.- М., 1999.
12. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. - М., 2002.
13PAGE 15
13PAGE 141615
15