Требования к оснащению спортивного зала. (в помощь учителям физической культуры)
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечание
Основная школа
Старшая школа
Базов уров.
Проф уров
1
2
3
4
5
6
1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1.
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Д
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)
Д
1.3
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)
Д
1.4
Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре
Д
1.5
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)
Д
1.6
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)
Д
1.7
Авторские рабочие программы по физической культуре
Д
Д
Д
1.8
Учебник по физической культуре
К
К
К
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.9
Дидактические материалы по основам
Г
Г
Г
Комплекты разноуровневых
1
2
3
4
5
6
разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»
тематических заданий,
дидактических карточек.
1.10
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению
Д
Д
Д
В составе библиотечного фонда
1. 11
Методические издания по физической культуре для учителей
Д
Д
Методические пособия и рекомендации
Ж. «Физическая культура в школе»
2.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
Д
2.2
Плакаты методические
Д
Д
Д
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
2.3
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения
Д
3.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
3.1
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»
Д
Д
Д
3.2
Аудиозаписи
Д
Д
Д
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;
проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
4.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
4.1
Телевизор с универсальной подставкой
Д
Телевизор не менее 72 см по диагонали
4.2
Видеомагнитофон с комплектом видеокассет
Д
1
2
3
4
5
6
4.3
Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок
Д
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей
4.4.
Радиомикрофон (петличный)
Д
4.5.
Мегафон
4.6
Мультимедийный компьтер
Д
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
4.7
Сканер
Д
4.8.
Принтер лазерный
Д
4.9.
Копировальный аппарат
Д
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.10
Цифровая видеокамера
Д
Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.11
Цифровая фотокамера
Д
4.12
Мультимедиапроектор
Д
4.13
Экран (на штативе или навесной)
Д
Минимальные размеры 1,25х1,25
5.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Гимнастика
5.1.
Стенка гимнастическая
Г
Г
Г
5.2
Бревно гимнастическое напольное
Г
5.3
Бревно гимнастическое высокое
Г
Г
Г
5.4.
Козел гимнастический
Г
Г
Г
5.5.
Конь гимнастический
Г
5.6
Перекладина
Г
Г
Г
1
2
3
4
5
6
гимнастическая
5.7.
Брусья гимнастические, разновысокие
Г
Г
Г
5.7
Брусья гимнастические, параллельные
Г
Г
Г
5.8.
Кольца гимнастические, с механизмом крепления
Г
Г
5.9
Канат для лазания, с механизмом крепления
Г
Г
Г
5.10
Мост гимнастический подкидной
Г
Г
Г
5.11
Скамейка гимнастическая жесткая
Г
Г
Г
5.12
Скамейка гимнастическая мягкая
Г
Г
Г
5.13
Комплект навесного оборудования
Г
Г
Г
В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания
5.14
Контейнер с набором т/а гантелей
Г
5.15
Скамья атлетическая, вертикальная
Г
Г
5.16
Скамья атлетическая, наклонная
Г
Г
5.17
Стойка для штанги
Д
Д
5.18
Штанги тренировочные
Г
Г
5.19
Гантели наборные
Г
Г
5.20
Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина
Г
Г
Г
5.21
Коврик гимнастический
К
К
К
5.22
Станок хореографический
Г
Г
Г
5.23
Акробатическая дорожка
Г
Г
Г
5.24
Покрытие для борцовского ковра
Д
Д
5.25
Маты борцовские
Г
Г
5.26
Маты гимнастические
5.27
Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)
Г
Г
Г
5.28
Мяч малый (теннисный)
К
К
К
5.29
Скакалка гимнастическая
К
К
К
5.30
Мяч малый (мягкий)
К
К
К
5.31
Палка гимнастическая
К
К
К
5.32
Обруч гимнастический
К
К
К
5.33
Коврики массажные
Г
Г
5.34
Секундомер настенный с защитной сеткой
Д
1
2
3
4
5
6
5.35
Пылесос
Д
Д
Д
Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря
5.36
Сетка для переноса малых мячей
Д
Д
Д
Легкая атлетика
5.37
Планка для прыжков в высоту
Д
Д
5.38
Стойки для прыжков в высоту
Д
Д
5.39
Барьеры л/а тренировочные
Г
Г
5.40
Флажки разметочные на опоре
Г
5.41
Лента финишная
Д
5.2
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места
Г
5.43
Рулетка измерительная (10м; 50м)
Д
5.44
Номера нагрудные
Г
Г
Г
Спортивные игры
5.45
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Д
5.46
Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
Г
5.47
Мячи баскетбольные
Г
Г
Г
5.48
Сетка для переноса и хранения мячей
Д
Д
Д
5.49
Жилетки игровые с номерами
Г
Г
Г
5.50
Стойки волейбольные универсальные
Д
5.51
Сетка волейбольная
Д
5.52
Мячи волейбольные
Г
Г
Г
5.53
Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей
Д
Д
Д
5.54
Табло перекидное
Д
5.55
Жилетки игровые с номерами
Г
Г
Г
5.56
Ворота для мини-футбола
Д
5.57
Сетка для ворот мини-футбола
Д
5.58
Мячи футбольные
Г
Г
Г
5.59
Номера нагрудные
Г
Г
Г
5.60
Компрессор для накачивания мячей
Д
1
2
3
4
5
6
Туризм
5.61
Палатки туристские (двух местные)
Г
5.62
Рюкзаки туристские
Г
5.63
Комплект туристский бивуачный
Д
Измерительные приборы
5.64
Пульсометр
Г
Г
5.65
Шагомер электронный
Г
Г
5.66
Комплект динамометров ручных
Д
5.67
Динамометр становой
Д
5.68
Ступенька универсальная (для степ-теста)
Г
5.69
Тонометр автоматический
Д
5.70
Весы медицинские с ростомером
Д
Д
Средства до врачебной помощи
5.71
Аптечка медицинская
Д
Д
Дополнительный инвентарь
5.80
Доска аудиторная с магнитной поверхностью
Д
Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу
6.
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
6.1
Спортивный зал игровой
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.2
Спортивный зал гимнастический
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
6.3
Зоны рекреации
Для проведения динамических пауз (перемен)
1
2
3
4
5
6
6.4
Кабинет учителя
Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.5
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Включает в себя: стеллажи, контейнеры
7.
ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)
7.1
Легкоатлетическая дорожка
Д
7.2
Сектор для прыжков в длину
Д
7.3
Сектор для прыжков в высоту
Д
7.4
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Д
7.5
Площадка игровая баскетбольная
Д
7.6
Площадка игровая волейбольная
Д
7.7
Гимнастический городок
Д
Д
7.8
Полоса препятствий
Д
Д
7.9
Лыжная трасса
Д
Включающая, небольшие отлогие склоны
7.10
Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе
Д
13PAGE
·
·
·
·
·
·
·
·
·<Заголовок 16Заголовок 2@Заголовок 315тDВерхний колонтитул,Номер страницыXОсновной текст с отступомhОсновной текст с отступом 2User
D:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех 24.05.04.docinosED:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех Физ-ра 24.05.04.docinosED:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех Физ-ра 24.05.04.docinosED:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех Физ-ра 24.05.04.docinosMD:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех(правка) Физ-ра 24.05.04.docinosMD:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех(правка) Физ-ра 24.05.04.docinosMD:\Post NEW\Маттехобеспечение\21 Физ-ра+\+Мат-тех(правка) Физ-ра 24.05.04.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanCourier New