ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ VIII ВИДА


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ VIII ВИДА
Гладких Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
Воспитание - одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны.
Опираясь на учение Выготского Л. С. о ведущей роли обучения в развитии детей с нарушением интеллекта, можно утверждать, что воспитательная работа должна проводиться не изолированно, а в процессе обучения детей. В настоящее время воспитательный характер носит весь процесс обучения: задачи воспитания и коррекции решаются на занятиях, во время трудовой, игровой деятельности, в процессе разностороннего воспитания. Этому способствует использование педагогом различных упражнений. Педагог должен также продумывать, какие методы будет эффективнее использовать в работе с каждым конкретным учеником пропедевтического класса.
centertopСколько радости и доверия в каждом взгляде!
Задача учителя — помочь реализоваться в школе каждому ученику.
Для того чтобы адаптировать ребёнка к школе, вызвать интерес к учебному процессу, педагог должен тщательно продумывать план и цели каждого занятия, заранее формулировать вопросы к детям, подбирать пособия для проведения занятия. При этом необходимо постоянно принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся.
Предшествующая занятию деятельность должна способствовать собранности ребёнка. Прежде всего надо воспитывать интерес к обучению, развивать наблюдательность, активность. Занятия, во время которых используется игра, особенно глубоко захватывают учащихся и держат их в состоянии познавательной активности. Подчинённая учебным целям игра облегчает усвоение нового материала и служит хорошим средством воспроизведения и закрепления пройденного.
Воспитательную работу чрезвычайно важно разнообразить. Почти на всех занятиях широкое применение находят рисование, лепка, ручной труд, конструирование. Эти виды деятельности повышают активность школьников, поддерживают интерес к изучаемому материалу, делают восприятие более точным и полным, способствуют лучшему запоминанию учебного материала. Смена видов деятельности снимает утомление у учащихся.
Занятия в пропедевтическом классе должны быть стимулирующими. Они должны вызывать у учащихся интерес к обучению и повышать работоспособность. Этому способствует использование красочно оформленного дидактического материала и учебных пособий. Стимулирующее обучение предполагает смену видов деятельности. Наконец, развитию интереса к учению и повышению работоспособности служат словесные поощрения только положительного характера.
Перед педагогом пропедевтического класса в учебной и во внеурочной работе обязательно должны стоять воспитательные задачи. При этом важно уделить внимание формированию у детей таких нравственных качеств, как стремление к взаимопомощи и отзывчивость.
Специфика воспитательной работы выражается и в том, что эта работа направлена на ослабление и преодоление недостатков развития ребёнка, коррекцию его личности (воспитание самостоятельности, аккуратности, чувства товарищества, любви к природе и др.). Такая работа проводится на всех занятиях.
С помощью многообразных средств воспитания учитель стремится прежде всего предупредить утомление, истощение нервных сил детей, укрепить их нервную систему, физическое состояние, уравновесить поведение, развить активность, готовность и интерес к учебной и трудовой деятельности.
Учащиеся должны быть уверены в разумности и справедливости требований преподавателя. Их надо уметь убедить в том, что требования учителя соответствуют их интересам и интересам окружающих. Кроме того, педагогу необходимо помнить, что воспитание любого качества – это не кратковременный, а длительный процесс и что у учащихся с отклонениями в развитии быстро угасает интерес к работе, если не следить за её выполнением и не использовать стимулирующих приёмов.
В своём классе я реализую воспитательную направленность обучения по следующим направлениям:
- классные мероприятия;
- общешкольные мероприятия;
- досуговая деятельность;
centertop- межведомственное взаимодействие.
Классные мероприятия включают в себя следующие формы работы: классные часы ("Моя любимая игрушка","Гигиена труда и отдыха", "Когда лень-всё идёт через пень", "Здоровье в саду и на грядке", "Умеем ли мы не обижаться"), инсценированный классный час"Сам себе я помогу и здоровье сберегу",устный журнал "Идём в гости", сюжетно-ролевые игры ("До пяти", "Смотри не ошибись", "Узнай по звуку"), беседы ("Советы доктора воды", "Как настроение?", "Глаза- главные помощники"), экскурсии("Уголки родного края", "Берёзовая Русь", "Зелёный десант", "Зелёная аптека"), подвижные игры на свежем воздухе ("Пятнашки-зайки", "Охотник и сторож", "Зевака").
Маршрутная игра «Тропою Здоровья»
Несмотря на небольшой возраст и разный уровень развития дети постоянно привлекаются к участию в общественных мероприятиях, где они получают возможность реализовать себя и проявить с лучшей стороны. Дети принимали участие в дне осенних именинников, в инсценировке сказки "Летучий корабль", в новогоднем утреннике "В гости к сказке", дети получили массу положительных эмоций, научились культуре поведения на массовых мероприятиях.
Изучив способности и возможности каждого ученика вместе с воспитателем мы составили график посещения кружков и секций, каждый из которых способствует развитию как психических функций и нравственных качеств. Например, дети с большим интересом посещают кружок "Оригами" (развивается мелкая моторика, логическое мышление, пространственное представление, а также воспитываются аккуратность, усидчивость, чувство вкуса, культуру трудовых навыков); секцию ОФП (общая физическая подготовка, во время посещения которой у детей развивается двигательная активность, гибкость, исправление осанки, ловкость и выносливость,а также воспитывается внимательное и заботливое отношение друг к другу); кружок хорового и вокального пения (развивается артикуляционный аппарат, учатся слушать и слышать музыку, что способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса).
Межведомственное взаимодействие выражается в организации совместной деятельности с участниками других учреждений:
1) учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники дома творчества, спортивных школ;
2) с сотрудниками волонтёрских организаций, а также со студентами КГУ и ЮЗГУ.
3) с настоятелем храма Пресвятой Богородицы посёлка им. К-Либкнехта.
Всё это позволяет моим детям развивать коммуникативные способности, воспитывать адекватную самооценку, культуру поведения, прививать нормы общения и поведения принятые в обществе.
Педагог, работающий с ребёнком, должен хорошо ориентироваться в специфике нарушений познавательной сферы, представлять сильные и слабые стороны ребёнка, понимать структуру его основного нарушения, препятствующего дальнейшему развитию. Учитель должен знать в каких социальных условиях воспитывался малыш до школы. В своей работе педагог должен уметь использовать вариативные методы, развивающие приёмы, осуществляемые в рамках различных видов деятельности: игровой, трудовой, предметно-практической, всех видах продуктивной деятельности.
23050503174365Тематические экскурсии 1267460193675
Классный час «Огонь - наш друг и враг!»
centertop


Развитие творческих способностей через работу кружков 986155253365

2673985321310Акция «Подари Ангела»
Применение ИКТ и нестандартных форм работы на уроке