Рабочая программа внеурочной деятельности Мастерская Самоделкина 1 класс.


Пояснительная записка
Программа кружка «Мастерская Самоделкина» имеет общекультурное направление. Примерная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Мастерская Самоделкина» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «СОШ № 69».
Актуальность программы состоит в том, что она способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности, востребованной в современном обществе. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, коллективности, культуросообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она способствует развитию познавательных процессов личности ребёнка, через включение ребёнка в новые виды деятельности. В связи с тем что, в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся. Программа внеурочной деятельности кружка «Мастерская Самоделкина» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса ОУ, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся». В основу программы вошли положения о гуманистической школе, цели которой – формирование гармонической, всесторонне развитой личности, дать каждому школьнику базовое образование и привить элементарные навыки культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для тех сторон личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
Возраст детей 7-8 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 66 часов в год. Периодичность занятий – 2 часа в неделю. Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 2 рааз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.
Цель программы:
Раскрытие творческого потенциала ребёнка различными средствами декоративно – прикладных искусств, научит ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.
Задачи:
•Научить ребёнка создавать поделки, используя различные техники.
•Развивать у детей воображение, глазомер, логику, моторику рук, эстетический вкус.
•Овладеть приёмами рациональной разметки и экономного расходования материалов.
•Учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие.
•Закреплять и совершенствовать приемы работы с клеем и ножницами, осознано выполнять безопасности труда.
•Воспитывать усидчивость, целеустремлённость, чувство прекрасного.
Формы занятий:
•Коллективная;
•Индивидуальная;
•Работа в парах.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:•положительное отношение к учению;
•желание приобретать новые знания;
•способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
•соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
•выполнять правила сбора и хранения различных материалов.
•соблюдать правила организации рабочего места.
•соблюдать правила бережного использования бумаги.
•эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
•анализировать информацию, полученную из разных источников.
•научатся различным приемам работы с бумагой;
• будут знать основные приемы выполнения изделий из папье-маше ;• научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия из папье-маше, пользуясь инструкционными картами и схемами;
•будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике папье-маше;
•В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :
•принимать и сохранять учебную задачу;
•работать по плану;
•адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
•вести диалог с учителем и одноклассниками;
•задавать вопросы;
•слушать и отвечать на вопросы других;
•высказывать свою точку зрения;
•работать в парах и рабочих группах.
Формы подведения итогов и оценивания результатов
На каждом занятии подчеркивается достижения каждого учащегося, обязательно хвалят его; вместе с тем показывается лучшая работа. Используется также такая форма оценки практической деятельности обучающихся, как выставка работ.
Учебно-тематический план
№ Название темы Часы


всего теория практика
Раздел I. Работа с бумагой 9 1. Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Беседа о различных видах аппликации. 1 -
2. Открытка «Времена года» 0,5 0,5
3. Панно «Солнечный лев» 0,5 0,5
4. Панно «Солнечный лев» - 1
5. Панно «Подводный мир» 0,5 0,5
6. Панно «Подводный мир» 0,5 0,5
7. Объемная аппликация «Пугало» 0,5 0,5
8. Объемная открытка «Лесная полянка» 0,5 0,5
9. Объемная открытка «Лесная полянка» 0,5 0,5
Раздел II. Работа с природным материалом. 3 10. Аппликация из осенних листьев, травы, цветов 0,5 0,5
11. Аппликация из осенних листьев, травы, цветов - 1
12. Гирлянда из шишек 0,5 0,5
Раздел III. Работа с гофрированным картоном и бумагой 5 13. Объемная игрушка-фонарик 0,5 0,5
14. Аппликация «Дельфины» - 1
15. Аппликация «Веселые цветочки» 0,5 0,5
16. Аппликация «Веселые цветочки» - 1
17. Елочные украшения с завитками из полос 0,5 0,5
Раздел IV. Работа в стиле папье-маше 18. Конфетница 0,5 0,5
19. Конфетница - 1
20. Цветочная ваза 0,5 0,5
21. Цветочная ваза - 1
22 Цветочная ваза - 1
Раздел V. Изделия из комбинированных материалов 6 23. Аппликация «Черепаха» 0,5 0,5
24. Аппликация «Крокодил» - 1
25. Аппликация «Попугай» - 1
26. Аппликация «Лебеди» - 1
27. Панно Горшочки с цветами» 0,5 0,5
28. Панно Горшочки с цветами» 0,5 0,5
Раздел VI. Динамические игрушки 2 29. Игрушка-дергунчик «Зайчик» 0,5 0,5
30. Стукалки или колотушки 0,5 0,5
Раздел VII. Игрушки из бросового материала 4 31. Паровозик (коллективная работа) 0,5 0,5
32. Посуда с гжелевой росписью 0,5 0,5
33. Шляпная мастерская 0,5 0,5
Раздел VIII.Аппликация и моделирование .6 34. Аппликация из природных материалов на картоне. 0,5 0,5
35. Аппликация из геометрических фигур. 0,5 0,5
36. Аппликация из пуговиц. 0,5 0,5
37. Аппликация из салфеток. 0,5 0,5
38. Объёмная аппликация. 0,5 0,5
39. Объёмная аппликация. 0,5 0,5
Раздел IX. Работа с пластическими материалами. 6 40. Рисование пластилином. 0,5 0,5
41. Обратная мозаика на прозрачной основе. 0,5 0,5
42. Лепка из солёного теста. 0,5 0,5
43. Лепка из солёного теста. 0,5 0,5
44. Лепка из солёного теста. 0,5 0,5
45. Лепка из солёного теста. 0,5 0,5
Раздел X. Аппликация из деталей оригами 5 46. Аппликация из одинаковых деталей оригами. 0,5 0,5
47. Аппликация из одинаковых деталей оригами 0,5 0,5
48. Коллективные композиции в технике оригами. 0,5 0,5
49. Коллективные композиции в технике оригами. 0,5 0,5
50. Коллективные композиции в технике оригами. 0,5 0,5
Раздел XI.Объёмные и плоскостные аппликации 11 51. Многослойные аппликации. 0,5 0,5
52. Мозаика из квадратных модулей. 0,5 0,5
53. Элементы квиллинга. 0,5 0,5
54. Аппликации в технике квиллинг. 0,5 0,5
55. Аппликации в технике квиллинг. 0,5 0,5
56. Аппликации в технике квиллинг. 0,5 0,5
57. Техника изонить. Заполнение круга, угла. 0,5 0,5
58. Техника изонить. Заполнение круга, угла. 0,5 0,5
59. Аппликации в технике изонить. 0,5 0,5
60. Аппликации в технике изонить. 0,5 0,5
61. Аппликации в технике изонить. 0,5 0,5
Рфздел XII. Поделки на основе нитяного кокона 5 0,5 0,5
62. Изготовление нитяных коконов. 0,5 0,5
63. Изготовление нитяных коконов. 0,5 0,5
64. Оформление объёмных поделок. 0,5 0,5
65. Оформление объёмных поделок. 0,5 0,5
66. Оформление объёмных поделок. 0,5 0,5
ИТОГО 66 Содержание программы
1 класс 66 часов.
Раздел I: Работа с бумагой.(9ч)
Тема1: Вводное занятие. Теория. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
Тема 2: Открытка «Времена года» (Теория и практика). Рассказ «Из истории бумаги».Составление композиции.
Тема 3: Панно «Солнечный лев» (Теория и практика). Приготовить детали для композиции. Соблюдение технологии.
Тема 4: Панно «Солнечный лев» (Теория и практика). Совершенствование техники работы с бумагой, клеем. Развитие навыков работы с мелкими деталями.
Тема 5: Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. (Теория и практика). Беседа о понятии
« Симметрия». Приёмы складывания бумаги. Вырезание симметричных деталей.
Тема 6: Панно «Подводный мир» (Теория и практика). Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций.
Тема 7: Панно «Подводный мир». (Практика). Изготовление аппликации (работа с картоном и бумагой). Совершенствование навыков работы с картоном, цветной и бархатной бумагой.
Тема 8: Объемная открытка «Лесная полянка» (Теория и практика). Совершенствование приемов работы с бумагой (цветной, гофрированной, картоном), фольгой.
Тема 9: Объемная открытка «Лесная полянка» (Практика) Проверка знаний, умений и навыков при работе с различными материалами. Изготовление композиции по замыслу.
Раздел II: Работа с природным материалом. (3ч.)
Тема 10: Аппликация из осенних листьев, цветов, травы. ( Теория и практика) Изготовление композиций из засушенных листьев. Составление композиции .
Тема 11: Аппликация из осенних листьев, цветов, травы. (Практика). Совершенствование навыков работы в мозаичной технике.
Тема 12: Гирлянда из шишек. (Коллективная работа). Совершенствовать умение скреплять несколько предметов между собой.
Раздел III: Работа с гофрированным картоном и бумагой
Тема 13: Объемные игрушки - фонарики. (Теория и практика). Совершенствование работы с бумагой.
картоном и бумагой. (10ч.)
Тема 14: Аппликация «Дельфины».(Практика)Совершенствование работы с бумагой, навыков самостоятельного творческого труда.
Тема 15: Аппликация «Веселые цветочки». (Теория и практика). Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе. Изготовление отдельных деталей.
Тема 16: Аппликация «Веселые цветочки». (Практика). Соединение деталей, склеивание их между собой.
Тема 17: Елочные украшения с завитками из полос (Теория и практика). Знакомство с новой техникой работы с бумагой. Изготовление украшении из полос бумаги.
Раздел IV: . Работа в стиле папье-маше
Тема 18: Конфетница. (Теория и практика). Подготовка рабочего места. История возникновения техники папье-маше. Показ приёмов работы в технике папье-маше.
Тема 19: Конфетница (Практика). Оформление работы.
Тема 20: Цветочная ваза. (Теория и практика). Подготовить материал для работы. Наклеить кусочки бумаги в технике изготовления папье-маше. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с кусочками бумаги.
Тема 21: Цветочная ваза . (Практика ) .Усовершенствование работы с бумагой и клеем.
Тема 22: Цветочная ваза . (Практика). Оформить работу. Продумать рисунок.
Раздел V: Работа с бумагой. (4ч.)
Тема 23: Аппликация «Черепаха» . (Теория и практика). Освоение техники работы с крупой.
Тема 24: Аппликация «Крокодил» . (Практика). Освоение способов выполнения
Тема 25: Аппликация «Попугай» . (Практика). Совершенствование приемов работы с бумагой: сгибание, скручивание.
Тема 26: Аппликация «Лебеди» (Практика). Совершенствование работы с крупой, навыков самостоятельного творческого труда
Тема 27: Панно «Горшочки с цветами» (Теория и практика). Знакомство с техникой работ с комбинированными материалами. Знакомство с техникой выполнения.
Тема 28: . Панно «Горшочки с цветами» (Теория и практика). Совершенствование работы с комбинированными материалами.
Раздел VI: Динамические игрушки
Тема 29: Игрушка-дергунчик «Зайчик» (Теория и практика). Умение работать по шаблонам.
Тема 30: Стукалки или колотушки. (Теория и практика). История происхождения этих игрушек. Способы работы с различными материалами. Применение инструментов.
Раздел VII: Игрушки из бросового материала
Тема 31: Паровозик (коллективная работа). (Теория и практика). Работа с бросовым материалом.
Тема 32: Посуда с гжелевой росписью (Теория и практика). Знакомство с техникой росписи в технике «Гжель» .Украшение и оформление посуды.
Тема 33: Шляпная мастерская. (Теория и практика).Совершенствование техники работы с различными материалами, развитие фантазии.
Раздел VIII.Аппликация и моделирование .Тема 34: Аппликация из природных материалов на картоне. (Теория и практика). Совершенствование техник работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 35: Аппликация из геометрических фигур. (Теория и практика). Совершенствование техник работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 36: Аппликация из пуговиц. (Теория и практика). Совершенствование работы с комбинированными материалами.
Тема 37: Аппликация из салфеток. (Теория и практика). Совершенствование работы с комбинированными материалами.
Тема 38: Объёмная аппликация. (Теория и практика). Совершенствование техник работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 39: Объёмная аппликация. (Теория и практика). Совершенствование техник работы с различными материалами, развитие фантазии.
Раздел IX. Работа с пластическими материалами.
Тема 40: Рисование пластилином. Теория и практика). Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций.
Тема 41: Обратная мозаика на прозрачной основе. Совершенствование техник работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 42: Лепка из солёного теста. (Теория и практика). Знакомство с приготовлением теста для лепки. Изготовление фигурок животных.
Тема 43: Лепка из солёного теста. (Теория и практика). Изготовление фигурок птиц.
Тема 44: Лепка из солёного теста. (Теория и практика). Изготовление фигурок смешариков.
Тема 45: Лепка из солёного теста. (Теория и практика). Изготовление сказочных героев.
Раздел X. Аппликация из деталей оригами.
Тема 46: Аппликация из одинаковых деталей оригами. (Теория и практика). Знакомство с приёмами складывания бумаги.
Тема 47: Аппликация из одинаковых деталей оригами. (Теория и практика). Совершенствование техники работы с бумагой , развитие фантазии.
Тема 48:Коллективные композиции в технике оригами. (Теория и практика). Совершенствование техники работы с бумагой , развитие фантазии.
Тема 49:Коллективные композиции в технике оригами. (Теория и практика). Совершенствование техники работы с бумагой , развитие фантазии.
Тема 50:Коллективные композиции в технике оригами. (Теория и практика). Совершенствование техники работы с бумагой , развитие фантазии.
Раздел XI.Объёмные и плоскостные аппликации.
Тема 51: Многослойные аппликации. . (Теория и практика). Совершенствование техники работы с бумагой , развитие фантазии.
Тема 52: Мозаика из квадратных модулей. . (Теория и практика). Совершенствование техники работы с бумагой , развитие фантазии.
Тема 53:Элементы квиллинга. (Теория и практика). Знакомство с техникой квиллинг .Тема 54: Аппликации в технике квиллинг. (Теория и практика). Знакомство с техникой работ с комбинированными материалами. Знакомство с техникой выполнения.
Тема 55: Аппликации в технике квиллинг. (Теория и практика). Совершенствование работы с бумагой, навыков самостоятельного творческого труда.
Тема 56: Аппликации в технике квиллинг. (Теория и практика). Совершенствование работы с бумагой, навыков самостоятельного творческого труда.
Тема 57:Техника изонить. Заполнение круга, угла. (Теория и практика). Знакомство с техникой работ с комбинированными материалами. Знакомство с техникой выполнения.
Тема 58:Техника изонить. Заполнение круга, угла. (Теория и практика). Знакомство с техникой работ с комбинированными материалами. Знакомство с техникой выполнения.
Тема 59: Аппликации в технике изонить. (Теория и практика).Совершенствование техники работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 60: Аппликации в технике изонить. (Теория и практика).Совершенствование техники работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 61: Аппликации в технике изонить. (Теория и практика).Совершенствование техники работы с различными материалами, развитие фантазии.
Рфздел XII. Поделки на основе нитяного кокона
Тема 62: Изготовление нитяных коконов. (Теория и практика).Знакомство с техникой работ с нитками. Знакомство с техникой выполнения.
Тема 63: Изготовление нитяных коконов. (Теория и практика).Знакомство с техникой работ с нитками. Знакомство с техникой выполнения.
Тема 64: Оформление объёмных поделок. . (Теория и практика).Совершенствование техники работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 65: Оформление объёмных поделок. . (Теория и практика).Совершенствование техники работы с различными материалами, развитие фантазии.
Тема 66: Оформление объёмных поделок. . (Теория и практика).Совершенствование техники работы с различными материалами, развитие фантазии.
Методическое обеспечение программы
Название темы Формы работы и формы занятий
Раздел I. Работа с бумагой
Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Беседа о различных видах аппликации. Беседа
Открытка «Времена года» Индивидуальная
Панно «Солнечный лев» Групповая
Панно «Солнечный лев» Индивидуальная
Панно «Подводный мир» Индивидуальная
Панно «Подводный мир» Индивидуальная
Объемная аппликация «Пугало» Групповая
Объемная открытка «Лесная полянка» Индивидуальная
Объемная открытка «Лесная полянка» Индивидуальная
Раздел II. Работа с природным материалом. Аппликация из осенних листьев, травы, цветов Групповая
Аппликация из осенних листьев, травы, цветов Групповая
Гирлянда из шишек Коллективная
Раздел III. Работа с гофрированным картоном и бумагой Объемная игрушка-фонарик Индивидуальная
Аппликация «Дельфины» Индивидуальная
Аппликация «Веселые цветочки» Групповая
Аппликация «Веселые цветочки» Групповая
Елочные украшения с завитками из полос Индивидуальная
Раздел IV. Работа в стиле папье-маше КонфетницаИндивидуальная
КонфетницаИндивидуальная
Цветочная ваза Индивидуальная
Цветочная ваза Индивидуальная
Цветочная ваза Индивидуальная
Раздел V. Изделия из комбинированных материалов Аппликация «Черепаха» Индивидуальная
Аппликация «Крокодил» Индивидуальная
Аппликация «Попугай» Индивидуальная
Аппликация «Лебеди» Индивидуальная
Панно Горшочки с цветами» Работа в парах
Панно Горшочки с цветами» Работа в парах
Раздел VI. Динамические игрушки Игрушка-дергунчик «Зайчик» Индивидуальная
Стукалки или колотушки Индивидуальная
Раздел VII. Игрушки из бросового материала Паровозик Коллективная работа
Посуда с гжелевой росписью Индивидуальная
Шляпная мастерская Индивидуальная
Раздел VIII.Аппликация и моделирование .Аппликация из природных материалов на картоне. Групповая
Аппликация из геометрических фигур. Индивидуальная
Аппликация из пуговиц. Групповая
Аппликация из салфеток. Индивидуальная
Объёмная аппликация. Групповая
Объёмная аппликация. Индивидуальная
Раздел IX. Работа с пластическими материалами. Рисование пластилином. Групповая
Обратная мозаика на прозрачной основе. Индивидуальная
Лепка из солёного теста. Индивидуальная
Лепка из солёного теста. Групповая
Лепка из солёного теста. Групповая
Лепка из солёного теста. Коллективная
Раздел X. Аппликация из деталей оригами Аппликация из одинаковых деталей оригами. Индивидуальная
Аппликация из одинаковых деталей оригами Индивидуальная
Коллективные композиции в технике оригами. Групповая
Коллективные композиции в технике оригами. Групповая
Коллективные композиции в технике оригами. Групповая
Раздел XI.Объёмные и плоскостные аппликации Многослойные аппликации. Групповая
Мозаика из квадратных модулей. Индивидуальная
Элементы квиллинга. Индивидуальная
Аппликации в технике квиллинг. Групповая
Аппликации в технике квиллинг. Индивидуальная
Аппликации в технике квиллинг. Индивидуальная
Техника изонить. Заполнение круга, угла. Групповая
Техника изонить. Заполнение круга, угла. Индивидуальная
Аппликации в технике изонить. Индивидуальная
Аппликации в технике изонить. Групповая
Аппликации в технике изонить. Индивидуальная
Рфздел XII. Поделки на основе нитяного кокона Изготовление нитяных коконов. Групповая
Изготовление нитяных коконов. Индивидуальная
Оформление объёмных поделок. Индивидуальная
Оформление объёмных поделок. Групповая
Оформление объёмных поделок. Индивидуальная
Приемы организации процесса:
Анализ и синтез;
Сравнение;
Классификация;
Аналогия;
Обобщение.
Методы организации:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Дидактический материал : карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.
Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.
Литература для учителя:
1.М.И.Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги». Ярославль, «Академия развития», «Академия и К0», 1998
2.И.К.Щеблыкиг «Аппликационные работы в начальных классах». М.: Просвещение, 1990
3. Надежда Васина «Волшебный картон». Айрис Пресс, 2013
4. А.А.Анистрова, Н.И.Гришина. «Поделки из полосок бумаги». ООО «Издательство Оникс», 2011
5. А.А.Анистрова, Н.И.Гришина. «Поделки из кусочков бумаги». ООО «Издательство Оникс», 2011
6. «Маленькие фантазеры».Издательство «Мозаика-синтез», 2012
Литература для детей:
1.А.А.Анистрова, Н.И.Гришина. «Поделки из полосок бумаги». ООО «Издательство Оникс», 2011
2. А.А.Анистрова, Н.И.Гришина. «Поделки из кусочков бумаги». ООО «Издательство Оникс», 2011
3. «Маленькие фантазеры».Издательство «Мозаика-синтез», 2012