Кружок Мастерская Самоделкина 5-7 класс

Программа утверждена на Согласовано Утверждаю
педагогическом совете № 1 _________2015 г. _________2015 г.
от______2015 г. Заместителем директора школы Директор школы_______В.В.Алексеев
по УВР________Н.П.Анисимова











Рабочая программа
«Мастерская Самоделкина»
( для детей среднего школьного возраста, срок реализации 1 год)





Составитель:
Лихачева Елена Николаевна
Учитель физики и информатики
МОУ «Керебелякская ООШ им. И.Осмина»











2015-2016 уч.год

«Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с тобой, с своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.»
 
Н. Майоров.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Курс кружка “Мастерская Самоделкина” вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель кружка – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи кружка:
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа рассчитана на 1 час в неделю
34 учебные недели х 1 часа в неделю = 34 часа в год
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Мастерская Самоделкина”
Иметь представление:
о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
правила ТБ;
название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
что такое деталь (составная часть изделия);
что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
виды материалов;
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибание и по шаблону;
способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
читать простейший чертёж (эскиз);
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
выбирать темы для практических работ;
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения;
доказывать своё мнение.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства;
в области композиции, формообразовании;
о проектной деятельности.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6.  Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.
Поделки из бумаги и картона (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Поделки из газетных трубочек. Искусство квиллинга. Цветы из гофрированной бумаги. Копилка из газеты. Забавные самоделки в технике модульного оригами.
Тема 2.
Поделки из ткани (10 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Шитье игрушек,юбки,подушки.
Тема 3.
Поделки из различных материалов (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Поделки из ниток. Лепка из соленого теста. Поделки из бисера. Декупаж шкатулки. Плетение браслета. Выставка работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анна Зайцева «Искусство квилинга» - М., 2012 г.
2. Проснякова Т.Н. «Цветы», «Деревья» - М., 2007 г.
3. Юртаковы Алина и Людмила «Игрушки из бумаги» - М., 2012г.
5. Ирина Жукова «Забавные самоделки в технике модульного оригами» - М., 2013 г.
6. Гришина Н.И. и др. «Поделки из природных материалов» - М., 2011 г.
7. Татьянина Т.И. «Бисер, забавные животные» - С-П., 2011г.
8. Ликсо Н.Л. « Бисер» - М., 2011г.
9. Виктория Сейш «Поделки из шариков» - М., 2006 г.
10. Гришина Н.И. и др. «Поделки из ткани» - М., 2010г.
11. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.
В работе используются материалы из журналов, с интернет-сайтов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Умелые руки» (1 час в неделю)

№ п/п
Раздел
Тема занятия
Количество часов

1
Вводное занятие
Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами
1



Итого:
1

2
3
4





поделки из бумаги и картона


Ваза из газетных трубочек
3

5
6

Квиллинг «Цветы»





2

7
8

Цветы из гофрированной бумаги « Розы и пионы»
2

9

Объемные животные из бумаги « Панда, тигр, собака»
1

10
11

Копилка «Хрюша»
2

12
13

Модульное оригами «Лебедь»
2



Итого:
12

14
15
поделки из ткани
Игрушка «Обезъяна»

3

16




17
18


Юбка «Солнце»
3

19




20
21

Подушка «Кот Саймон»
2

22
23

Тильда-игольница
2



Итого:
10

24
поделки из различных материалов
Игрушки из помпонов « Котенок, медведь, собака»
1

25
26

Лепка из соленого теста «Магнит-зайка»
2

27
28


Воротник из бисера
3

29




30
31

Декупаж шкатулки из яичной скорлупы и салфетки
3

32




33

Браслет из проволоки и лака для ногтей « Сирень»
1

34

Итоговое занятие – выставка работ
1



Итого:
11


ИТОГО:
34


15