Урок по математике для 10 класса Объем прямоугольного параллелепипеда
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Объем
прямоугольного параллелепипеда
методическая разработка
урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Математика»
2016
Объем прямоугольного параллелепипеда. Методическая разработка урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Математика»
Разработчик: Алехина А.Т., преподаватель математики
Занятие предназначено для студентов 2 курса Приоритетная цель на уроке применение полученных знаний при решении профессиональных задач.
План урока
теоретического обучения
Тема урока:Объем прямоугольного параллелепипеда.
Тип урока:урок повторения и систематизации знаний, ознакомление с новым материалом.
Форма проведения урока: комбинированный урок с применением ИКТ
Цели урока
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, интерес к предмету, убежденности в значимости темы урока в профессиональной деятельности.
Развивающая: развивать логическое мышление, пространственное воображение, расширять представление об окружающем нас мире, развивать умение осуществлять самоконтроль.
Обучающая: формирование знаний о понятии «объем», свойствах объёмов геометрических тел, формуле объёма прямоугольного параллелепипеда; умений решать задачи на нахождение объёма прямоугольного параллелепипед, профессиональные задачи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для просмотра интерактивной презентации Power Point по теме урока.
5.Методическая характеристика урока
Метод Методический прием Средства обучения
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Создание ситуации познавательной новизны, способствующей формированию интереса к изучению темы урока
Ориентация на успех Проблемная беседа с приведением примеров из жизни и профессиональной деятельности;
Поощрение, похвала
Словесный Беседа, комментирование.
Учебник, Геометрия,10-11 класс; Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов
Наглядно–демонстрационный метод ПрезенацияПроектор;
Модели геометрических тел.
Практический Решение задач
Учебник «Геометрия 10-11»
Л. С. Атанасян и др.
проектор
Методы контроля Контрольные вопросы
Тестовые задания
Эталоны ответов
Критерии оценки
Взаимоконтроль
Ход урока
№ иназвание этапа Дидактическиезадачи этапа Деятельностьпреподавателя Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайд-фото, -рисунок, -текст, -схема, -таблица, электронный учебник, видеофильм, трансляция on-line и др. электронный тест) Рефлексивнаядеятельностьучащихся
1 2 3 4
Организационный этап.
(3 мин.) Подготовка учащихся к работе на уроке Предъявление единых педагогических требований:
приветствие;
выявление отсутствующих на уроке;
Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке учащихся на занятие.
Психологическая установка на восприятие материала урока. Скажите мне, на какую профессию вы пришли сюда учиться? (). Как вы считаете, какими качествами должен обладать крановщик? (). Готовятся к восприятию урока.
машинист крана
точность движения, трудолюбие, устойчивого внимания, наблюдательности, технической сообразительности, глазомер, хорошо развитая реакция
Вводный этап урока.
(15 мин.) Подготовка к основному этапу урока. Повторение и обобщение ранее изученной темы Повторение и обобщение знаний по теме «Тела вращения». - На практике уже были? Где проходили практику? Чем вы там занимались
Работали с деталями машин. Ну и наверное заметили, что детали машин имеют форму геометрических тел. Какие геометрические тела мы с вами изучили? Отвечают на вопросы. Осмысляют пройденный материал.
ремонтировали машины.
цилиндр, конус, шар
Мотивация. Обеспечение возникновения у учащихся мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.
Посмотрите на экран. Что это? Первый верхний рисунок, что это за деталь? Форму какого геометрического тела он имеет?
Рисунок слева.
И рисунок справа. Приходилось вам работать с такими деталями?
Теперь вы убедились, что знания математики нужны вам в вашей профессиональной деятельности.
Осмысливают значимость данного материала в формировании профессионального опыта.
детали машин
Трансмиссионный вал для передачи вращательного движения. Является цилиндром.
Шариковый подшипник, состоит из двух колец, между которыми находятся шарики.
Колесо. Представляет собой круговой цилиндр.
Сообщение темы. Творческое представление новой темы. “Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего урока”
По горизонтали:
Правило, записанное с помощью букв.
Какой геометрической фигурой можно назвать кирпич?
Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны?
Эталон единицы измерения длины?
Догадайтесь, какое слово можно прочитать по вертикали?
Слушают название темы.
Формула
Параллелепипед
Куб
Метр
Объем
Постановка цели. Обеспечение самоосмысления через постановку цели. Запишите тему в тетради.
Перед Вами стоит следующая цель. Вы должны:
Учащиеся записывают тему урока и осмысливают цель в терминах «знать», «уметь».
Входной контроль. Актуализация опорных знаний.
Реализация связей:
- межпредметных (производственное обучение – спецпредметы - общеобразовательные предметы);
- внутрипредметных (материал предыдущих и данного уроков). Для чего нам нужно знать объем тела?
-перечислите
В повседневной жизни?
Межпредметные связи?
В профессиональной деятельности? Отвечают на вопросы
представление о размере тела, его массе
В физике мы решаем задачи на нахождение плотности тела.
На уроках химии для нахождения количества вещества, числа частиц.
В профессиональной деятельности: выполнение работ по транспортировке грузов.
Коррекция опорных знаний.
(5 мин.) Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях учащихся. Перед тем как перейти к теме урока, проверим ваши знания, вспомним, что такое площадь? Единицы измерения площади? Свойства площадей?
Площади основных фигур? Они нам необходимы при дальнейшем изучении объёмов тел. Для этого предлагаю вам ответить на вопросы входного теста. Время 5 минут.
Теперь обменяйтесь тетрадями для взаимоконтроля.
Вызвало ли затруднение данное задание?
У кого не получилось?
Что было не понятно?
Есть ли ко мне вопросы?
Определяют и восполняют пробелы в знаниях.
Сильные помогают более слабым.
Организация взаимопомощи. Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала. Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей). Изложение новой информации. Составление алгоритма деятельности учащихся по ее практическому применению. Вернемся к теме сегодняшнего урока.
Вы будущие водители, собрались вы в дальнюю поездку, вот приехали вы на заправку, вам нужно знать сколько литров бензина вам нужно залить? Так же нужно знать какая вместимость у вашего бензобака?
Тосол. Чтобы залить его в систему охлаждения, тоже нужно знать сколько вам его потребуется.
Масло, проехали вы 10 тыс. км. Пришла пора менять масло, сколько его нужно купить, чтоб хватило для нужного уровня.
Содержание:
Перейдём к понятию объёма. Объём рассматривается по аналогии с площадью. Каждое тело занимает какой-то объём, который можно измерить или вычислить.
За единицу измерения объёмов принимают кубик, ребро которого равно 1. Куб с ребром 1 см называют кубическим сантиметром и обозначается см3. Аналогично определяется кубический метр, кубический миллиметр и т.д.
Объём обладает аналогичными свойствами, что и площади:
Может объем быть отрицательным или равным нулю?
Колеса автомобиля все одинаковые, имеют одинаковый радиус, когда вы накачиваете, вы следите за давлением? Значит, какой вывод мы можем сделать?
В интернете есть ролик, дали ворону кувшин с водой, но воды налили мало, чтоб он не мог дотянуться и 2 кучки: одна с кусочками пластмассы, другая с монетками. Но ворон птица умная, сумел догадаться, и стал клювиком бросать монетки в кувшин, чтоб уровень воды поднялся. Какой из этого мы можем сделать вывод?
Теперь взгляните на слайд и запишите свойства объемов.
Для вычисления объема тела, площади, что нужно знать?
В этом разделе мы будим заниматься вычислением объемов тел, и начнем с самого простого тела прямоугольного параллелепипеда. Может кто-то из вас знает формулу объема прямоугольного параллелепипеда? А что такое прямоугольный параллелепипед?
Объем прямоугольного параллелепипеда можно вычислить двумя способами. Внимание на экран.
Вспомним алгоритм решения задач:
Воспринимают, осмысливают способы действий.
Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, систематизируют обобщают (делают вывод, синтезируют).
Нет
Да следим, чтоб было одинаковое
Равные тела имеют равные объемы
Объем тела составленного из нескольких тел равен сумме объемов этих тел
Формулу
Вспоминаем что такое прямоугольный параллелепипед. Из множества моделей геометрических тел предлагаю найти модель прямоугольного параллелепипеда.
Первичное закрепление базисного уровня. Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий. Задания:
применим новые знания на практике.
Открываем учебник «Геометрия 10-11» №648 (а), 651.
Выполняют практические задания под руководством учителя.
Проверка понимания алгоритма действий. Определение возможности допуска учащихся к самостоятельной работе. Контроль уровня полученных знаний. Предлагаю вам самостоятельно решить задачу с производственным содержанием.
Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий.
Организация самоконтроля. Коррекция знаний ориентировочной основы действий. Выявление пробелов и исправлений ошибок в понимании ориентировочной основы действий. Теперь вы знаете :
определение понятия объема,
свойства объемов,
единицы измерения объема,
формулу нахождения объема параллелепипеда.
И должны уметь:
находить объем тела, составленного из нескольких тел;
вычислять по формуле объем параллелепипеда и уметь применять знания при решении профессиональных задач.
Самое время провести контроль знаний, ответьте на вопросы.
Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Сильные учащиеся объясняют более слабым.
Отвечают на вопрсы.
III. Основной этап работы. Самостоятельная работа учащихся по применению полученных знаний. Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. В оставшееся время вы займетесь самостоятельной работой (решение задач по образцу), которая состоит из трёх задач для первого и второго варианта. При решении задач будет учитываться оптимальность способа решения, правильность вычислений и количество решенных задач.
Критерии оценивания:
Оценку 5 получит тот, кто решит все 3 задачи верно.
Оценку 4 получит тот, кто решит 3 задачи с вычислительными ошибками или 2 задачи без ошибок.
Оценку 3 получит тот, кто решит 2 задачи с вычислительными ошибками или 1 задачу без ошибок.
Оценку 2 получит тот, кто не решит правильно не одной задачи.
Задания для самостоятельной работы
Были ли у вас затруднения? Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний.
.
IV. Заключительный этап урока. Анализ и оценка успешности достижения цели урока.
Подвести итоги за день. Анализ работы каждого учащегося.
Сообщить оценку качества работы каждого студента
Отметить, кто добился отличного качества работы.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.
Самоанализ выполненной работы.
Самокоррекция.
Мотивация. Формирование у учащихся ориентации на успех. Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание. Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей. Запишите домашнее задание:
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.
Постановка новой цели к следующему уроку. Тема следующего урока: «Объём призмы» Самоосмысление информации о задачах на ближайший урок.