Конспект урока по математике Объем прямоугольного параллелепипеда (5 класс)

Конспект урока по математике 5 класс «Объем прямоугольного параллелепипеда»
ФИО: Комягина Вера Владимировна
Место работы: МОУ «Ирдоматская основная общеобразовательная школа» Череповецкий район
Должность: учитель математики
Класс: 5
Предмет: Математика
Тема урока и номер урока в теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда», 3 урок
Учебник: Виленкин Н.Я,Жохов В.И. «Математика 5» изд.Мнемозина

Цель урока: Систематизировать и актуализировать теоретические знания и умение применять их на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
-закрепить и обобщить умение осуществлять перевод одних единиц измерения площадей в другие и использовать эти знания при решении задач
-закрепить навыки решения задач на применение формул объема параллелепипеда.

Развивающие:
-развивать познавательную активность, навыки логического мышления;
-способствовать развитию долговременной памяти в процессе усвоения материала;
- развивать интерес к предмету
Воспитательные:
-прививать трудолюбие, аккуратность в математических вычислениях и записях;
-умение слушать и вступать в диалог;
-воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: урок «закрепления полученных знаний»
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая
Техническое оборудование: компьютер, проектор, мел, учебники по математике, раздаточный материал.

Структура и ход урока:



Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
УУД

1
Организационный
момент
Создать благоприятный
психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Здравствуйте, ребята, садитесь!
- А с каким настроением вы пришли на урок?
У каждого из вас на столе лежит «Лист настроения»
(Приложение 1)
-Пожалуйста, возьмите ручку и отметьте свое настроение в начале урока.
-Спасибо!
-А теперь посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением мы начинаем наш урок.
Учащиеся включаются в деловой ритм урока.


2
Мотивация и
целеполагание
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
-Наш урок, я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению»
(Слайд1)
Вы готовы к работе?
-Ребята,какую тему мы завершаем сегодня изучать?
(Слайд2)
Сегодня на уроке мы проверим, как усвоил тему каждый из вас, чтобы подготовиться к контрольной работе.
-Ребята, а кто уже догадался, какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? Сформулируйте цель нашего урока
(Цель урока выводится на экран)
Молодцы!
-А что, мы для этого должны знать? Какие задачи вы перед собой поставили бы, чтобы достичь нашу цель?

(С помощью учителя)
(Задачи выводятся на экран )

-Молодцы! Вы сказали все верно!















- Да
-Объем прямоугольного параллелепипеда.







-Закрепить полученные знания по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» и научиться применять их при решении задач.



-вспомнить определения, измерения, формулы площади полной поверхности, объёма куба и прямоугольного параллелепипеда ,
-вспомнить единицы измерения объема
-научиться применять формулы при решении задач



3
Актуализация
знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
А сейчас я вам предлагаю вспомнить материал прошлых уроков, который понадобится нам сегодня для достижения цели
(Слайд)
Фронтальный опрос:
Дайте определение прямоугольного параллелепипеда.
Дайте определение куба?
Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? (6)
Сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед? (12)
Сколько вершин имеет прямоугольный параллелепипед? (8)
Как называются измерения прямоугольного параллелепипеда?
(длина, ширина, высота)
Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Как найти объем куба?
Назовите единицы измерения объема?
-Молодцы!

Задание
Работа по рисунку. (слайд)





Назовите:
а) какие ребра являются сторонами АВКМ?
b) Какие вершины принадлежат задней грани? Какие ребра равны ребру КО?
e) Какая грань равна грани ACPM?

-Молодцы!






Отвечают на вопросы





4
Закрепление и систематизация
полученных знаний
закрепление и
систематизация
полученных знаний учащимися.

Мы с вами вспомнили необходимые нам формулы, единицы измерения.
Сейчас я предлагаю применить ваши знания на практике.
Открываем тетради, записываем число, классная работа

Задание 1.(в парах)
(самопроверка)
У вас на столах ,у первого варианта лежат карточки с заданием №1. Возьмите эти карточки. Прочитайте задание(вслух.)
(Приложение 2)
Выполняем в течение 3 минут.
(правильные ответы выводятся на слайд7)
Молодцы!




Задание 2 (по вариантам)
У вас на столах лежат карточки зеленого цвета.(по две задачи)
(Приложение 3)
№1.На день рождения Насте подарили аквариум, который имеет форму куба. Вычислите объем аквариума, если его высота равна 7 дм.(343дм.куб.)
№2.На новый год Мише подарили аквариум, который имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Найдите объем аквариума, если его длина равна- 5дм, ширина-3 дм, высота-2 дм. (30 дм. куб.)

1 вариант решает задачу №1, 2 вариант решает задачу №2
(от каждого варианта на закрытую доску по одному ученику, затем проверяют)
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись
Выше, выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

Работаем дальше.

Молодцы!

Работа в группе (на карточках)
-Молодцы! Все задачи мы с вами выполнили?
А сейчас, чтобы посмотреть как вы усвоили данный материал, я предлагаю вам выполнить тест для самопроверки.














-работают в парах


















V=7*7*7=343 дм^3=343 литра


V=5*3*2=30 дм^3=30 литров

























-да


5
Организация контроля знаний
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Самостоятельная работа
Проводится в форме теста.
(Приложение 5)

Каждому учащемуся выдан тест по теме «Площадь и объем»
(5-7 минут)
Затем ответы выводятся на экран, учащиеся проверяют и оценивают себя.(взаимопроверка)

Учащиеся выполняют требования учителя.


6
Подведение итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных участников
-Какую тему мы повторили сегодня на уроке?
-А какую цель мы для себя ставили?




-Наша цель достигнута?
Возьмите на столах зеленые листы и оцените себя.(Приложение 6)
Выставление оценок за урок
-«V прямоугольного параллелепипеда»

- Закрепить полученные знания по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» и научиться применять их при решении задач
-Да



7
Постановка домашнего задания
Обеспечение детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание:
1.Найти площадь полной поверхности и объем вашей комнаты. Вычислить, какое количество плитки размером 50*50 см понадобится, чтобы оклеить потолок в вашей комнате.

Делают записи дом.задания.


8
Рефлексия

Ребята, я попрошу вас взять «лист настроения» и дорисовать смайлик настроения в конце урока.





15