Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская Самоделкина
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мастерская Самоделкина»
начальное общее образование
3 класс
Количество часов: 34
Педагог дополнительного образования А.Г.Кирейко
Пояснительная записка.
Для составления рабочей программы «Мастерская Самоделкина» были использованы следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
ФГОС НОО или ООО (в зависимости от класса).
ООП НОО или ООП ООО МОБУ СОШ № 23.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А., - М, «Просвещение», 2012
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д. В., Степанов П. В., - М, «Просвещение», 2014.
Авторская программа Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)
Календарный учебный график МОБУСОШ № 23 на 2015-2016 уч. год.
Положение о структуре, порядке рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) МОБУ СОШ № 23.
В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.
Цель и задачи курса «Мастерская Самоделкина»
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
Обучающие
- способствовать овладению обучающимися элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширить личный жизненно – практический опыт обучающихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры.
Воспитывающие:
- содействовать формированию личностных качеств (активность, инициативность, воля, любознательность и т.п.),
- воспитывать уважение к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса,
Развивающие:
- развивать творческие способности (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- развивать интеллектуальные способности (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи)
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Программа разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Принципы, определяющие содержание, формы, виды и методы проведения занятий курса «Мастерская Самоделкина»
1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети-дети, дети-родители, дети-педагог) продуктивно творческой деятельности ребенок учится придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3.Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5.Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка к самостоятельному изготовлению поделок, открытие новых знаний.
6. Адекватность требований и нагрузок.
7. Постепенность.
8. Индивидуализация темпа работы.
9. Повторность материала.
Условия для занятий в творческой мастерской
1.Занятия проходят в отдельном помещении (кабинете), которое имеет свою предметно-развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, интереса, творчества.
2.Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
3.Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
4.Изготовление картотеки пальчиковых игр: для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
5.Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
Ценностными ориентирами содержания курса «Мастерская Самоделкина» являются:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
В рамках ФГОС начального общего образования курс внеурочной деятельности «Мастерская Самоделкина» изучается с 1 по 4 класс, программа рассчитана на 135 часов (33 часа в первом классе) и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4 классов(1 ч в неделю). Всего 135 часов за 4 года обучения в начальной школе.
IV. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины(модуля)
Работа с природным материалом. (6ч)
Искусство ошибане. (3ч)
Колорит в композиции. (1ч)
Картина «Пейзаж с лодкой». (1ч)
Изготовление игрушек по замыслу детей. (1ч)
Лепка. (10ч)
Лепим дымковскую игрушку. (1ч)
Лепим филимоновскую игрушку. (1ч)
Объемные изделия из пластилина. Композиция «Жирафы». (1ч)
Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись». (3ч)
Лепим человека. (2ч)
Лепка. Лепим посуду в технике «Гжель».(2 ч)
Работа с бумагой. (9ч)
Плетение из бумаги. (3ч)
«Живые игрушки». (2ч)
Декоративное панно «Корзина с цветами». (2ч)
Объемная аппликация из скрученной бумаги. (2ч)
4.Работа с тканью. (7 ч)
Изготовление игольницы. (3ч)
Декоративный кармашек. (2ч)
Аппликация из ткани, приклеенной на картон. (2ч)
Работа с тестом. (2ч)
Изготовление рамки для фото. (2ч)
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
1
Работа с природным материалом. (6ч)
6
2
Лепка. (8ч)
10
3
Работа с бумагой.
9
4
Работа с тканью.
7
5
Работа с тестом.
2
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
план
Дата
факт
Тема
Кол-во часов
Формируемые предметные умения
1-3
7.09
14.09
21.09
Работа с природным материалом. Искусство ошибане.
3
Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения.
4
28.09
Работа с природным материалом. Колорит в композиции.
1
Знать основные цвета цветового круга. Чувства цвета.
5
5.10
Работа с природным материалом. Картина «Пейзаж с лодкой».
1
Знать линию горизонта, перспективу.
6
12.10
Лепка. Лепим дымковскую игрушку.
1
Знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике дымковская игрушка, знать отличительные особенности орнамента.
7
19.10
Лепка. Лепим филимоновскую игрушку.
1
Знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике филимоновская игрушка, знать отличительные особенности орнамента.
8-9
26.10
9.11
Лепка. Лепим посуду в технике «Гжель».
2
Знать отличительные особенности росписи в технике «Гжель», уметь выполнять простейшие узоры.
10-12
16.11
23.11
30.11
Работа с бумагой Плетение из бумаги.
3
Работа с бумагой и картоном. Материалы, инструменты и приспособления, Свойства пластические картона. Трехмерное моделирование. Развивать фантазию. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.
13
7.12
Работа с природным материалом. Изготовление игрушек по замыслу детей.
1
Уметь фантазировать при оформлении своих работ.
14
14.12
Лепка. Объемные изделия из пластилина. Композиция «Жирафы».
1
Видеть прекрасное, художественное видение окружающей действительности.
15-17
21.12
28.12
11.01
Лепка. Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись».
3
Знать приёмы выполнения эскизов.
18-19
18.01
25.01
Лепка. Лепим человека.
2
Уметь соблюдать пропорции при лепке человека.
20-21
01.02
08.02
Работа с бумагой «Живые игрушки».
2
Уметь работать по выкройкам, подбирать подарки к праздникам.
22-23
15.02
29.02
Работа с бумагой Декоративное панно «Корзина с цветами».
2
Знать правила работы с бумагой и картоном.
24-26
14.03
28.03
04.04
Работа с тканью. Изготовление игольницы.
3
Уметь выполнять простейшие швы.
27-28
11.04
18.04
Работа с тканью. Декоративный кармашек.
2
Уметь:
-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, эскизы, чертежи;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу.
29-30
25.04
16.05
Работа с тестом. Изготовление рамки для фото.
2
Знать способы изготовления изделия. Оформление изделий.
31
23.05
Работа с тканью. Аппликация из ткани, приклеенной на картон.
1
Инструменты материалы и приспособления для работы. Умение составлять эскиз. Действовать по плану. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б
32-33
30.05
Работа с бумагой. Объемная аппликация из скрученной бумаги.
2
Способы складывания бумаги для вырезания. Природа и симметрия. Искусство разных стран в силуэтном вырезании (Япония, Китай). Инструменты для работы. Техника безопасности.
34
Обобщающее занятие. Выставка поделок.
1
Уметь: объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей
VII Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
Ф. Уатт, Л. Майлс «Наши руки не для скуки» (Книга для девчонок), М., «РОСМЭН», 1998
При организации деятельности детей учитывается ряд психологических требований.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.
Для работы необходимы следующие предметы:
альбом;
картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
воздушные шарики и цветные нитки;
карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
клей ПВА;
рамочки деревянные;
ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
мука;
тесьма, бисер, бижутерия;
глина;
растительные сухие материалы;
крупа и макароны;
салфетки разных цветов;
солома;
ткань.
VIII Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные, предметные )освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин,(модулей)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Ожидаемые результаты обучения
Ученик научится:
- выбирать виды материалов (бумаги) для изделия;
- планировать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- применять разные способы разметки: сгибание и по шаблону;
- выполнять различные способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- преобразовывать объект из чувственной формы в модель;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы).
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения модулей «Мастерская Самоделкина».
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Заголовок 115