Рабочая программа ОП.14 Электробезопасность специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Министерство образования Республики Карелия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия
«Сортавальский колледж»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.14 Электробезопасность

специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

(базовая подготовка среднего профессионального образования)


































Сортавала 2016
Одобрена цикловой методической комиссией
специальных дисциплин сельскохозяйственного направления
Протокол № ________ от __________________

Председатель ____________ Н.Б. Крылова
Составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Заместитель директора по учебной работе
_______________________ Т.С. Колобук






Автор: _____________С.В. Грязнов
Преподаватель первой квалификационной категории
Рецензент: ____________ Д.В. Грязнов
Преподаватель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

8

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Электробезопасность

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, входящий в состав укрупнённой группы 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки по профессиям электромонтажник по освещению и осветительным сетям, электромонтёр по обслуживанию электроустановок, электромонтажник наладчик по силовым сетям и электрооборудованию, вышкомонтажник электромонтёр, слесарь-электромонтажник, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Основными целями дисциплины являются: подготовка к производственной деятельности в сфере эксплуатации, монтажа и наладки, сервисного обслуживания и испытаний, диагностики и мониторинга электроэнергетического и электротехнического оборудования в соответствии с профилем подготовки с соблюдением требований защиты окружающей среды, обеспечения здоровья персонала и безопасности производства..
Для успешного освоения дисциплины необходимо
знать :
- об опасном и вредном действии электрического тока на организм человека;
- о средствах коллективной и индивиуальной защиты работника;
- методах расчета тока в трехфазной электрической сети;
- о видах коротких замыканий в электричесих сетях.
уметь:
- составить схему замещения электрической цепи для расчета величины тока;
иметь опыт:
- выполнять приемы по оказанию первой помощи пострадавшего на производстве.

1.3. Количество часов, отводимое на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка обучающегося 60 часов, в том числе аудиторной нагрузки 40 часов, самостоятельной работы 20 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

№ занятия
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Лекции
ЛПЗ
Сам-но
Домашняя работа
Уровень освоения

1
2
3
4
5
6
7

Электробезопасность
60



Тема 1. Действие электрического тока на организм и оказание первой медицинской помощи пострадавшему
6
-
-



1
Действие электрического тока на организм человека, виды поражения электрическим током и его предельное значение
2


Конспект занятия
1

2
Оказание первой помощи при кровотечения, при переохлаждениях, при обморожениях, при термических ожогах, при химических ожогах, определение пульса и порядок оказания медицинской помощи при отсутствии пульса и дыхания. Непрямой массаж сердца
2


Конспект занятия
1

3
Освобождение пострадавшего от действия электрического тока., определение венозного и артериального кровотечения, фибрилляция и дефибриляция, наложение шины при переломах, транспортировка пострадавшего
2


Конспект занятия
1

Тема 2. Защитные средства, электроинструмент, приспособления
10
-
6



4
Что такое основные и дополнительные средства защиты, их сроки испыиания и правила пользования
2


Конспект занятия
1

5
Плакаты и знаки безопасности
2


Конспект занятия
1

6
Классификация электроинструмента
2


Конспект занятия
1

7
Работа с приставных лестниц
2


Конспект занятия
1

8
Применение электроинструмента в различных помещениях. Переносные трансформаторы безопасности. Подключение к сети ручного переносного инструмента. Инструмент, запрещенный к применению
2


Конспект занятия
1

Самостоятельная работа обучающихся: доклад Обоснование выбора индивидуальных средств защиты


2



Самостоятельная работа обучающихся: конспект Особенности работы на высоте


2



Самостоятельная работа обучающихся: конспект Выбор по расчётному току нагрузки сечения проводника и автоматического выключателя защиты


2



Тема 3. Охрана труда и техника безопасности
16

·-
12



9
Организационные мероприятия и лица ответственные за безопасное выполнение работ в электроустановках.
2


Конспект занятия
1

10
Способы выполнения работ в электроустановках. Виды персонала, выполняющие работы в электроустановках.
2


Конспект занятия
1

11
Категории помещений при производстве работ.
2


Конспект занятия
1

12
Группы по электробезопасности
2


Конспект занятия
1

13
Выполнение работ со 2 и 3 группой в электроустановках до 1000 В
2


Конспект занятия
1

14
Способы проверки отсутствия напряжения. Работы, выполняемые по наряду
2


Конспект занятия
1

15
Технические мероприятия. Работы, выполняемые по наряду.
2


Конспект занятия
1

16
Заземление, зануление, защитное отключение, проверка отсутствия напряжения.
2


Конспект занятия
1

Самостоятельная работа обучающихся: доклад Особенности противопожарной безопасности в электрических сетях и электроустановках


2



Самостоятельная работа обучающихся: конспект Такелажные работы


2



Самостоятельная работа обучающихся: конспект Меры безопасности при обслуживании трансформаторов


2



Самостоятельная работа обучающихся: конспект Меры безопасности при обслуживании электродвигателей


2



Самостоятельная работа обучающихся: конспект Меры безопасности при работе на кабельных линиях


2



Самостоятельная работа обучающихся: доклад Безопасность при обслуживании аккумуляторных батарей и зарядных устройств


2



Тема 4. Безопасность при работе с электрооборудованием
8
-
2



17
Функции автоматического выключателя, дифавтомата и УЗО
2


Конспект занятия
1

18
Классы напряжения и сечение проводников, ток К.З., ток утечки, ток номинальных
2


Конспект занятия
1

19
Системы TN TN-C TN-S, IT TT, виды нейтралей
2


Конспект занятия
1

20
Категории электроснабжения по надёжности
2


Конспект занятия
1

Самостоятельная работа обучающихся: конспект Безопасность при работе на коммутационных аппаратах


2




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории электротехники
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Электронная версия лабораторных работ по дисциплине (соавтор, доцент А.Г. Дашковский) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Правила устройства электроустановок (седьмое издание). Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2015г.
Межотраслевые Правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2015г.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2015г.
Синдеев «Электротехника». Ростов - на Дону, «Феникс», 2013г.
Дополнтельные:
1.Т.А. Долин «Действие электрического тока на человека и первая помощь пострадавшему».Энергоатомиздат, 2009г.
2.Министерство энергетики РФ. Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2004г.
3. Ю.Д.Сибикин, М.Ю.Сибикин «Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий». М.: «АСАДЕМА», 2003г.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы
Устные опросы
Проверочные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Зачет

Умения:


Правильно пользоваться индивидуальными средствами защиты


Проведение безопасной работы по распоряжению, по наряду, в порядке текущей эксплуатации


Оказание первой помощи пострадавшему


Применять средства пожаротушения в электроустановках


Правильно инструментом при работе


Знания:


Знать основные понятия, термины и определения в межотраслевых правилах по охране труда


Основные причины и условия поражения электрическим током


Основные меры защиты от поражения электрическим током


Первая помощь пострадавшему


Применяемые защитные средства



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

90-100
5
отлично

76-89
4
хорошо

61-75
3
удовлетворительно

менее 60
2
не удовлетворительно









На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка.








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915



Заголовок 115